Теория идеального гос-ва

По образцу совершенной космической иерархии должно строиться и государство. Умом -философы-правители которые выбираются из военного сословия. Душой -воины. Как правители, так и воины не имеют частной собственности и ведут аскетический Образ жизни. Тело-третье сословие(земледельцы, ремесленники). В отличие от правителей и воинов, представители низшего сословия наслаждаются всеми благами жизни. В платоновском совершенном государстве каждый человек должен заниматься тем, к чему он имеет природные способности, то есть своим делом. Правителям должна быть присуща мудрость, воинам - мужество, третьему сословию - умеренность. Все три сословия объединяет главная добродетель государства - справедливость. Космическая справедливость - это гармоничность, упорядоченность и структурированность.

Анализируя жизнь современного ему полиса, Платон говорит о неизбежной деградации идеального государства, причиной которого становится несовершенство человеческой природы(тимократия-первое место мужество и отвага;олигархия - власть богатого меньшинства;демократия - власть бедного большинства, свергнувшего олигархов;тирания - власть одного тирана, который приходит к управлению государством в результате демократических выборов.

6. Философия Аристотеля

Классификация наук. Знание- 3 сферы-1)сугубо теоретические физика, Математика, философия («метафизика», Адроник Родосский), их цель-знание ради знания.Не имеют прагм значения, но отражают величие и достоинство нашей природы. 2-практические (политика,этика) направоены на соц обустройство чела и его нравственное совершенствование.3-пойетические (поэтика,риторика,особое место в учении приобрела логика, выступает в роли важнейшего условия способности познания).

Стратегия познания. П начинается с данных чувственного опыта (сознание-чистая доска). Процедура-взаимодействие ощущений,формир-е чувствен-х представлений и понятий интеллекта. Через деятельность воображения создает целостный образ предмета, затем ум извлекает интел понятие, идею,вещи,Ее сущность. Первичны единичные вещи (первые сущности), их общие понятийные определения — вторичны(вторые сущности).-отличие от П

Природное- то, что содержит в себе принцип возникновения и развития. Природное существует само, а искусственное требует усилий.

Физика Аристотеля. 4 причины,кот сост суть физики как науки о началах:1)сущность,суть бытия,форма,первообраз-формальная;2)материя,субстрат,содержимое вещи,из кот она возник-материальная причина(вода,земля,огонь,воздух);3)то,откуда начало движения-движущая причина;4)то ради чего,цель и благо-целевая причина. Миp состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединение материи и формы. Материя сама по себе — бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя,так и форма вечны.

Метафизика Аристотеля. Предмет-сущее как сущее. Г проблема-определение первого движения. Перводвижущее замкнуто в себе,круговое. В перводвижущем мысль и предмет мысли совпадают,поэтому высшее первоначально пребывают в круговом движении мышления о мышлении,является полным совершенством-это и есть Бог.

Душа является формой и состоит из трех частей: растительной, животной и разумной. Разумная часть души, взятая вместе с животной (волевой) распадается на теоретическую и практическую. Критикуя Сократа, Аристотель доказывает, что для добродетели нужны не только знания (теория), но и соответствующие действия (практика).

Добродетельная жизнь возможна только в государстве, поэтому этика является частью политики - царской науки об управлении государством. Государство возникает из природы на основе семьи. Несколько семей образуют селение, несколько селений - государство или полис. Общественная сущность человека зафиксирована Аристотелем в известном определении: «Человек есть политическое животное, наделенное разумом». Каждая семья представляет собой основную структурную единицу государства, выступая как домашнее хозяйство, правильное ведение которого изучается специальной наукой - экономикой. Аристотель признает необходимость наличия частной собственности как основы домашнего хозяйства и рабства как условия обеспечения граждан свободным временем для получения образования и занятия политикой.

Изучив на обширном материале формы государственного устройства и конституции греческих полисов, Аристотель приходит к выводу, что существует три правильных формы государственного устройства: монархия - власть царя, аристократия - власть группы лучших, и полития - власть среднего военного сословия. Все три формы отличает правление, осуществляемое в интересах всех граждан. Отклонениями от них являются тирания, анархия и демократия. Будучи одинаковыми по структуре с правильными формами, неправильные отличаются правлением в интересах самих правителей, а не всего государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: