Древнеиндийская философия

 

В Индийской философии выделяют 3 основных этапа:

1) ведийский (1500-500 гг. до н.э)

2) классический (брахмано-буддийский 500 до н.э-1000 н.э)

Появляется интерес к этическим проблемам.
3) Послеклассический (индуиский) с 1000 г. н.э.

Буддизм (религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н э.в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни) в Индии угасает. Джаймизм теряет значение. Целью человека становится достижения единения с божеством еще при жизни.

Признаки:

1) практическая направленность философии, которая служит не празной любознательностью, а имеет целью совершенствования жизнью человека

2) понимание вселенной как арены для нравственных деяний
Вера в вечный нравственный миропорядок, существовавший во Вселенной

3) представление о длительном сознательном сосредоточении как источнике любого знания

4) осознание необходимости самоконтроля и подчинение страстей разумном, которые рассматриваются как единственный путь к спасению

Веды(знания)-это религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана, племенами арийцев. (Сборники гимнов в честь богов)

Существуют философские школы индуизма:

1) Ведаты (2 в.н.э.) основатель Вьяса. Переводится как завершение вед, учит о возникновении мира из брахм (творец мира); отдельные души через познание или любовь к Богу, достигают спасениея, единения с Богом.

2) Йога (2 в.н.э.) основатель Патантджали. Переводится как напряжение, тренировка (гармония души и тела) представляет собой практику созерцания, теоретической основой которой служит санкьхя (разумное взвещивание).

Существуют 2 крупнейшие религиозно-философские системы- буддизм и джаймизм, которые преследовали одну и ту же цель-спасение человека от страдания, духовная победа над верщинами и невзгодами. Буддизм-религиозно-философское учение, первая из 3 мировых религий. Основатель Будда (пробужденный, просветленный). Согласно буддизму, мир состоит из множества и взаимообусловленных качеств, проявляющихся во времени и пространстве при определенных условиях как часть единого целого. Любое изменение в мироздании влечет за собой неотвратимые последствия, ибо все сущее находится в тесной взаимосвязи. Таким образом, каждый человек является полностью зависимой частицей окружающего мира. Само существование человека длится до тех пор, пока существуют подходящие для этого условия. При их отсутствии существование прекращается.

Джаймизм(победитель). Основатель Махавира. Между буддизмом и джаймизмом много общего: обе хотели победить страдание, считали, что нет вечной и абсолютной вселенной и вечной души. Обе признавали факт наличия людских страданий. Махавира считал, что избавление от страдания, победа над ними должны достигаться не за счет отказа от земных благ, а за счет соблюдение принципа- несоблюдение вреда всему живому. Эти принципы говорят о том: 1) первый принцип утверждает право на жизнь всех существ; 2) право каждого на самостоятельные суждения; 3)взаимосвязь всех форм жизни.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: