Философия марксизма и ее современное состояние

Наиболее влятельным из вышедших из гегльянства философских мышлений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Они, опираясь на творчество немецких философов Гегеля и Фейербаха переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления - диалектического материализма. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия марксизма), получила название исторического материализма.

В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.

Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи, отражает саму себя. Материя находится в постоянном движении. Бога нет, поскольку, он является плодом человеческой фантазии. Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы существования. Важнейшим фактором развитя является практика. Развитие происходит по законам диалектики - единство борьбы и противоположностей, переходом качества в количество, отрицание отрицаний.

Марксом и Энгельсом впервые в истории философии было разработано понимание материалистическая диалектика, которая распространена на общество. В связи чем, большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, едиснтво которых образует способ производства.

Материалистическое понимание истории стала философским новаторством Маркса и Энгельса. Исторический материализм — это распространиение материализма на общественные жизни, социальный мир, историю на каждом этапе общественного развития. Люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в производственные отношения.

Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, базис дел институтов государства и общества, общественных отношений.

Государственные и общественные отношения и институты являются надстройкой по отношению к экономическому базису.

Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинная формация

-рабовладельческая формация

-феодальная формация

-капиталистичес кая формация

-социалистическая (коммунистическая)

Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.

Общество проходит свое развитие через ряд ступеней или формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т.е. уровнем развития производительных сил, обьективно складывающихся на основе отношения. Прежде всего отношений собственности, а также юридической и политической надстройки. Эффективность труда, его производительность определяет преимущества одной формации по отношению к другой. Переход от одной формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественых) изменений к качественным, т.е. означает революцию, скачок в развитии общества.

На основе материалистического понимания истории марксизмом была основана научная теория коммунизма.

Теория коммунизма, первой стадией которого в 20 веке стал рассматриваться социализм. Марксизская философия рассматривала общество на принципах коллективного труда, т.е. социализм как общество, в котором науке, когда она превращается непосредственную производительную силу, отводится важная роль в общественном прогрессе.

Характерные черты марксизма:

-диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

-исторический процесс истолковывается с материалистической позиции, как естественный закономерный процесс;

-обьясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Фиоософские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека.

-диалектике материальной связи связываются с интересами полетариатов, совпадающими с потребностями общественного развития.

В 1848 году Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения — «Манифест коммунистической партии».

Философию рассматривали как руководство к действию, имея ввиду революционное преобразование общества.

Революция долдна была ознаменовать начало новой истории, которое не будет знать классовых антогонизмов. Марксизом стал не только философским течением, но и идеологией. Марксизский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма, способствовала развитию тотелитаризма. На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм был угнетнным классом, программой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существоание (1917-91) провозглашалась идеологией государства. Рассматривалась в качестве инструмента построения социализма, способность в будущем трансформироваться в коммунистическое общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: