Философия и ее место в культуре. Функции. Предмет. Реальная и теоретическая

Философия зародилась в 7-8 веке до н.э. в Древней Греции (любовь к мудрости). Первый употребил термин «философия» Пифагор. Мудрость – привилегия богов, а человек может приобщиться к мудрости с помощью философии. Первые философы поднимали вопрос об устройстве мира и месте в нем человека: вопрос о природе человеческой души, основание всего существующего, как можно отличить истинное знание от случайного мнения, как возможно справедливое государство.

Платон: Философия исследует вечное и непреходящее в мир, мир бытия (бытие – то, что лежит в основании всего существующего, то, благодаря чему всякое сущее есть. Сущее – то, что наличествует,что можно помыслить и высказать. Сущее бывает: предметное, идеальное (мысли, идеи,язык, духовно начало), живое (человек и все живые существа). Идейное сущее приводит к возникновению конкретного сущего)

Аристотель: философия – наука, исследующая причины и принципы вещей

Поздняя античность (стоики и эпикурейцы): философия – особый инструмент, который позволяет человеку выстроить жизнь на разумных основаниях. Философия как искусство жизни.

Средневековые авторы: философия – мирская мудрость, необходимая ступень для достижения божественной мудрости

Новоевропейская философия (Ф. Бэкон, Декарт, 16-17 век): ядро философии – учение о методе, с помощью которого достигается истинное научное знание. (как возможна наука).

Немецкая классическая философия(И. Кант, Гегель): философия – квинтэссенция (основная сущность) культуры. Гегель: философия – форма самосознания культуры.Именно философией культура осознает себя

К. Маркс (19 век): философия – практическая дисциплина, философы лишь объясняли мир, но цель философии в его изменении. Философия должна изменить существующую социальную действительность

Этимология слова: любовь к мудрости, любовь = стремление. Аристотель – Метафизика (мета =над, над физикой)- наука о первопричинах и первоначалах. Философия стремится к раскрытия первопричин и первоначал всего сущего. Должна быть причина, лежащая в основе. Мир не существует сам по себе. Философия – наука об основаниях.

Предмет философии – природный и общественный мир, а также человек в их взаимодействии. Основной смысловой узел философии – человек и мир.

Специфика в том, что если для большинства общественных, гуманитарных наук предмет изначально дан, то предмет философии возникает в процессе философствования, в опыте философского размышления. Специфика философии: 1. Выявляя основания сущего, философия упорядочивает мир, раскрывая мир как упорядоченное целое. Философия редко дает готовые ответы на поставленные вопросы. Гораздо ценнее поставить проблему, а не решить ее. В этом отличие от науки. 2. Большинство философских проблем не может получить однозначного разрешения 3. Постановка проблемы позволяет философии по-новому обратиться к изучаемому объекту 4. Философии не присуще позитивно-прогрессивное развитие в той форме как прогрессивная логика характеризует научное знание. Любой представитель философии (Платон, Ницше) является не достоянием прошлого, а они есть мои предшественники, т.к. их работы позволяют ответить на актуальные вопросы моей жизни.

Функции философии: 1. Рационализация, т.е. перевод в логическую, понятийную форму результатов опыта, стремиться осмыслить человеческий опыт, выявить его структуру, основания. (понятие жизни, воли). 2. Аксеологическая, т.е. разработка представлений ценностей культуры: благо, справедливость, добро, истина. 3. Критическая, т.е. осмысление существующей социальной действительности, выявить специфику социальной реальности, ее основания. Осмысление социальной реальности происходит через ее сопоставление с определенным общественным идеалом (Карл Маркс). Функция критика всегда позитивна, поскольку она не только показывает, что есть данная деятельность, но и то какой она она должна быть. 4. Методологическая, т.е. философия вырабатывает методы научного познания, используя которые в дальнейшем,наука познает свой объект. Эмпирическое познание (Бэкон)– рациональное познание (Декарт). Применялись в физике, химии. Информационный подход (Маркс) – история. Цивилизационный подход (Данилевский). 5. Культурно-воспитательная, т.е. знание философии способствует формированию ориентации на истину, благо, справедливость.

Реальная философия и теоретическая дисциплина (Мамардашвили)

Теоретическая(философия учений) – философия, которая исследует историко-философский процесс и то, как развивается основные философские категории в процессе развития философского знания. Вопросы: о познании бытия, что есть бытие, как они взаимосвязаны, способы, источники, формы познания, как возможно научное знание.

Реальная – философия, отвечающая на вечные вопросы человеческого бытия («проклятые»). Вопрос о смысле жизни, о первопричине всего существующего, о связи жизни и смерти, об отношении человека и бога. Укоренена в жизни каждого человека, т.е. философия не есть привилегия меньшинства, а фундаментальное человеческое состояние, а сам человек – философствующее существо. Отвечая на данные вопросы, человек становится личностью, индивидуальностью, сущность человека подобна вопросу. Реальная философия – элемент устройства нашего сознания.

Теоретическая философия возможна только на платформе реальной, когда она осмысляет реальный человеческий опыт.

Не из лекций

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: