Философия – универсальный способ, с помощью которого человек упорядочивает мир. Но есть и другие способы: миф, религия, наука.
Философия и миф.
Исторически философия возникает на фоне кризиса мифологического сознания (6-7 в до н.э.). Мифология – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранней стадии развития общества. Миф – наиболее древняя способность человека к осмыслению мира, самый архаичный способ упорядочивания мира.
Различие: 1. (Для мифа) формирование мира – творение мифа, постепенное развитие из бесформенного состояния в упорядоченное. Мир понятен и очевиден, эо изначальная данность, с которой человек уже связан. Для философии мир не понятен и не очевиден, мир можно увидеть благодаря пониманию. Философия и вырастающая на ее фоне наука – способы привнесения в мир непонятного. До философии мир понятен, после –нет. 2. В мифе не разграничивается отчетливо объективное и субъективное, идеальное и вещественное, стихийное и сознательное. Философия же стремится к различию этих понятий. 3. Большинство мифов носит анонимный и безымянный характер, философия – всегда личностный опыт, носит авторский персональный характер.4. Большинство существующего в культуре не поддается точной исторической датировке. Любую философскую школу можно исторически определить.
|
|
Взаимосвязь: миф также упорядочивает мир, однако способы упорядочивания – сверхъестественные образы, гиперболы, метафоры. Философия опирается на логический и понятийный язык, в частности философия использует систему обоснований, выводов, доказательств.
Мамардашвили: Сама идея о том, что есть проблема мира или сам мир может стать проблемой - исторический акт, это не само собой разумеется. Миф отличается от философии тем, что в мире мифа нет непонятного. Когда же появляются проблемы, появляется философия и наука. В мифе существуют структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, любое событие может вписаться в сюжет. Все, что ни случается, все полно и имеет смысл.
Философия и религия.
Философию рознит с религией вопрос о смысле бытия и ценностного отношения человека к миру. Философия также считает своим главным делом вопрос о спасении человека, как жить человеку, оставаясь человеком, несмотря на природные, социальные, катаклизмы, перед лицом смерти (человек может действовать как животное).
Различие: 1. Религия упорядочивает мир, опираясь на разветвленную систему догматов. Специфика религиозного догмата состоит в том, что он не нуждается в обосновании. Философия стремится к рациональному обоснованию каждого своего положения. 2. Абсолютное бытие (Бог). Для религии бог- живое существо, живая личность. Для философии бог – теоретическое рациональное понятие (вне опыта).
|
|
Франк: Религия – жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личных потребностей человеческой души в спасении, в отыскании прочности, удовлетворенности, душевного покоя. Философия – совершенно независимое от каких-либо личных интересов, высшее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Религиозная вера не нуждается для своих достижений в тяжелой умственной работе рационального разъяснения причин. Достояние личной веры – содержание религиозного опыта. Требуемое природой философского знания логическое единство содержания делает для него практически невозможным исполнение в одной системе всей полноты религиозного опыта человека.
Философия и наука.
Наука так же, как и философия, исследует мир, опираясь на логический и рациональный мир (доказательства, выводы).
Различие: 1. философия стремится к появлению основания научного знания, показывает как возможна наука 2. Наука развивается прогрессивно и позитивно, философия – нет 3. Наука всегда стремится поставить проблему и решить. Философия не всегда решает проблемы
Хайдеггер: наука – способ, притом решающий, каким для нас предстает все, что есть. (природа, человек, исторические события, язык остаются для наук тем необходимым, который всегда уже заранее живет внутри их опредмечивания и от которого они всегда так или иначе зависят. Науки не могут представить собственное существо. Физика сама по себе никак не может быть предметом физического эксперимента.
ЛЕРИНО
Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука(«философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.
Философия и искусство. Сторонники чувственно-эстетически ориентированной философии порой склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так называемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии вообще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы философия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, проблемам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от фи лософии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности.
|
|
Философия и религия. Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.
Несомненно, что философия тесно связано с мифом. В осмыслении этого источника есть две трудности – крайности. Нельзя думать, что для возникновения философии достаточно было изменения личностно-чувственно-образной формы мироощущения на безличностно-разумно-понятийную. Нельзя представлять этот процесс и как простое отрицание одного другим. Очевидно, нужна мера, середина: философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей.
То есть, зарождающаяся научная мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания в отличие от мифологии и ранней религии. Его фундаментом стали не фантазии и иллюзии, а реальные наблюдения, обобщения, выводы, доказательства. Философская мудрость ассоциируется со всем тем, что является результатом не мифологического восприятия, а результатом осмысления действительности с позиций разума. Это уже отмежевание от мифологического мировосприятия на основе достоверных, истинных знаний. Особую роль в становлении нового миропонимания сыграли знания агрономии, географии, медицины, математики, астрономии, истории.
Научное знание, с одной стороны, стало источником критического отношения к мифам и мифологии. С другой стороны, именно возникновение зачатков наук – математики, астрономии, медицины, географии и др. – явилось неиссякаемым источником философии, придало ей, особенно на первых порах становления, научный характер. Следовательно, наука – главный теоретический источник возникновения философии. Без знания критическое отношение к миру, мифологии просто не может стать критическим. Научные знания – это первый шаг к абстракции. Наконец, философия – это новое теоретическое миропонимание. А оно не могло возникнуть помимо науки. Она стала тем фундаментом, тем средством, которое способствовало возникновению и развитию теоретического типа мировоззрения.
|
|