Гносеологический – с проблемой познания.
Онтологический – ответ обнаруживается путем выбора первичного начала.
Если первичное начало есть идеальное, духовное, то картина мира идеалистическая.
Идеализм –
- объективный (Платон) – философская установка, которая исходит их существования некого объективного идеального начала.
- субъективный (Юм, Беркли) – все многообразие мира выстраивается вокруг активности человеческого сознания.
Если первичным является материальное начало, то картина мира материалистическая.
Материализм –
-стихийный (Милетская школа)
- механический (франц.филос. 18 в.)
- диалектический (Энгельс, Маркс, Ленин)
Гносеологический –
-оптимизм – установка на принципиальную познаваемость мира
-пессимизм – установка определяет границы человеческого познания мира
Агностицизм Канта – отрицание возможности познания сущности людей.
Хайдеггер/Мамардашвили
Найти ответ об основании порядка. Порядок выстраивается над хаосом. Порядок искусственен, хаос естественен.
|
|
Парадигмальный подход:
Томас Кун.
1.Онтологическая (Античность_Средневековье)
Проблема: Что есть бытие?
Парменид ввел термин «бытие» - идеальная духовная реальность, которая выступает смысловым основание всего сущего.
2.Гносеологическая (16-17_18-19вв)
Проблематика: вопрос о познании.
Эмпиризм
Рационализм
Немецкая класс.философия
Марксизм
Позитивизм
Феноменология
3.Антропологическая (19_20вв)
Проблема: смысл человеческого бытия. Как человек раскрывает себя в мире, как он воплощает себя.
Кьеркегор
Шопенгауэр
Ницше
Экзистенциализм
4.Affirmo (20 в)
Человек рассматривается как утверждающее начало. То, как человек утверждает свое бытие.
Катафазическое начало.
Мамардашвили
Биглер
Бахтин