Основные идеи философии Сартра

Онтология. Человеческая реальность уникальна и ни с чем не сопоставима. Это реальность смысловая или реальность сознания. Возникновение человеческой реальности - это абсолютное событие, к которому не применимы никакие объяснения.

На ряду с человеческой реальностью существует бытие. Бытие представляет собой сплошною нерасчлененность. оно инертно, фактично, вневременно, оно просто есть, наличествует, и поэтому фактично и абсурдно. Человеческая реальность – это дыра в недрах бытия.

В центре внимания – проблема человеческого существования. Следуя за Хайдеггером, Сартр рассматривает онтологические проблемы через призму антропологических вопросов. Так Сартр по-новому решает классическую для философии проблему сущности и существования. Классическая философия: сущность предшествует существованию. Человек изначально добродетелен, ориентирован на благо, справедливость и добро. Сартр считает, что существующие предшествует сущности, т.е. конкретная сущность человека возникает в опыте его существования. Человек не является изначально добрым, он становится таковым в опыте своей жизни. человек никто и ничто. Эта никтоиность и ничтоиность есть онтологическая основа человека. Сам человек есть тот, кто себя определяет. Экзистенция человека существует в выборе. Всякий выбор есть определение экзистенции.

Сартр обнаруживает определенную антиномию(противоречие): то, что человек себя производит не есть он как существующее. Т.е. человек никогда не равен совему выбору. Он в качестве экзистенции всегда инаков себе ставшему и произведенному, он - весь в будущем. Он не равен себе ставшему и произведенному.

Ставшее – это всегда фальсификация времени. Человек всегда стремится совпасть с собой, стать кем-то неопределенным, свершиться, уйти от выбора, от становления (стать добродетелем, революционером и т.д.). избежать выбора. Но он всегда не совпадает с собой.

Для Сартра попытка уйти от выбора, становления – ложные попытки. 2 способа, которые помогают избежать выбора и становления: религия и искусство. Религия и искусство создают иллюзорный мир, в котором человек ищет успокоения.

Экзистенция существует по принципу неонтезации. Оно различает себя от всякого сущего. Экзистенция дана в свободном выборе, поэтому в основе человеческой экзистенции лежит свобода. Свобода носит не социальный, а онтологический характер. Свобода – характеристика человеческого бытия. Поэтому не может создаться ситуация, когда свобода бы вручалась человеку государством или гражданским обществом. Свобода не социальна, но бытийна. От свободы нельзя уйти, поскольку свобода есть основание человеческого бытия. Свобода не имеет границ, но её единственное занятие – это установление границ, поскольку всякий выбор полагает, определяет границы человека. Поэтому в выбранном уже нет свободы. Поэтому свобода постоянно превышает то, что является делом её рук.

Сама свобода нейтральна. Она свободна от пределов. Свобода – всегда выбор между чем-то и чем-то; её способность, определенность вытекает из её собственной беспредельности, из её ничтоиности. Поэтому именно со свободой приходит ничто в мир.

Сартр подчеркивает, что я не могу желать своей свободы, не желая свободы для других людей. Это означает, что выбирая себя в свободном акте, я выбираю и все человечество за другого. Т.е. принимая ответственность за свой поступок, я принимаю за него ответственность перед всем человечеством.

Особое место в онтологии занимает проблема другого, шире проблемы других. Другие – это препятствие к тому, чтобы я стал полнотой бытия. Другой способен рассматривать меня ни как свободное сознание, а как вещь среди вещей. Взгляд другого делает меня объектом, лишает меня своей свободы. Именно другой владеет тайной моего я, потому что я сам себя не вижу. Я всегда вижу себя через другого. Меня создает объективный взгляд другого. Пример конфликтного отношения я и другого – любовь. Любовь – это борьба, конфликт любящего и любимого. Каждый, считает Сартр, хочет обладать не телом другого, а его свободой, его субъективностью. Поэтому цель любви – подчинение свободы другого. Я желаю подчинить свободу другого, но и другой хочет того же. Отсюда конфликт и борьба. Выход из конфликта заключается в том, чтобы сохранить свободу другого. Сделать её своей целью. Любовь – это такое слияние сознаний, при котором каждый сохраняет свою инаковость, чтобы быть основанием для другого.

ЛЕРИНО

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие".

"Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности — свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности.Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

«Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет».

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: