Наука и культура Беларуси

(А.И. Лойко)

Методологическая наука Беларуси формировалась на основе диалектической философии. В шестидесятых годах ХХ века в СССР проявился повышенный интерес к изучению науки как социального института, формы общественного познания. В Минске одним из инициаторов подобных исследований стал В.С. Степин. Им была разработана концепция эволюции теоретической науки на материале физики от классических форм к неклассическим, а также обоснована правомерность понятия «основания науки». В предложенной модели особую роль играют такие концепты, как научная картина мира, идеалы и нормы научной деятельности, философские принципы и категории культуры. Смена научных картин мира аргументируется появлением фактов, которые не поддаются адаптации в рамках имеющихся интерпретаций, и соответственно актуализируются механизмы научных революций. Отдельными аспектами новой методологии занимались Кузнецова Л.Ф., Елсуков А.Н., Петуш-кова Е.В., Яскевич Я.С., Лукашевич В.К., Осипов А.И.

В Национальной академии наук важную роль в формировании методологических подходов сыграли философы, акцентировавшие свое внимание на космологической проблематике (А. Трофименко как родоначальник подобных исследований).
Вопрос 29. Аргументация, её структура, виды и роль в научной дискуссии

(И.И.Терлюкевич, Н.И.Мушинский)

Научная дискуссия (лат. - «рассмотрение», «исследование») обсуждение какого-либо научного вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с целью достижения взаимоприемлемого решения относительно истинности некоторого положения. Дискуссия – важнейшее средство интеллектуального общения, способ оптимизации творческого поиска. Продуктивная дискуссия способствует выявлению, постановке и решению конкретных научных проблем, возникновению новых междисциплинарных направлений, поиску и внедрению нестандартных подходов к решению постоянно возникающих в науке противоречий.

Обсуждаемый вопрос – ведущий элемент дискуссии, придающий ей строгое направление. Вопрос – языковое выражение, фиксирующее требование устранения неопределённости в знании или понимании некоторого предмета. В зависимости от того, достаточно или недостаточно наличных знаний адресата для получения ответов, вопросы подразделяют на задачи и проблемы. Изложение решения задачи всегда представляет собой дедуктивный процесс, при котором ответ на неё логически следует из её условий, а знание, получаемое в таком ответе, не может быть более общим, чем знание, зафиксированное в условиях задачи. Поэтому не случайно, что лекции по так называемым дедуктивным наукам (математике, логике и др.) обязательно сопровождаются решением различного рода задач.

Решение проблемы достигается как дедуктивными, так и недедуктивными способами. Вначале используются индуктивные умозаключения, а также редукции, аналогии, результаты которых не снимают проблематического характера намечающегося ответа. Дедукция начинает преобладать на заключительном этапе разрешения проблемы, после того как найдены все недостающие данные, позволяющие обосновать ответ как достоверное знание.

Итак, проблема является «созревающей» или возникающей задачей, а задача – это «вырожденная» проблема. Точки зрения участвующих в дискуссии сторон должны соотноситься с обсуждаемым вопросом и быть предполагаемыми ответами на него.

Аргументация – это речевая процедура, служащая обснованию той или иной точки зрения, с целью её принятия реципиентом (которому она адресована). В структуре аргументации выделяют тезис, аргументы и демонстрацию. Тезис – это исходное суждение, истинность которого раскрывается в процессе доказательства. Как правило, тезис заключает в себе новую идею, оригинальную мысль, которую необходимо аргументировать; именно в силу своей новизны он и нуждается в обосновании. Аргументы (доводы, основания) – это высказывания, из значения которых (истинного или ложного) выводится истинность тезиса. Демонстрация – это логическая взаимосвязь тезиса и аргументов.

Тезис должен быть сформулирован ясно, чётко, в явном виде, не допускать двусмысленностей и разнообразия в его интерпретации. В качестве аргументов могут использоваться:

1) Высказывания о достоверных фактах, установленных посредством непосредственного наблюдения либо в ходе научных экспериментов.

2) Определения, раскрывающие смысл неизвестных терминов через другие, известные ранее.

3) Доказанные ранее научные положения (теории, концепции, теоремы и т.п.).

4) Аксиомы – самоочевидные либо подтверждённые длительной практикой положения, которые не нуждаются в доказательствах.

Аксиоматический метод широко используется в геометрии, некоторых разделах физики, химии, других естественных и точных наук. В рамках аргументации к аксиомам предъявляются следующие требования:

1. Непротиворечивость – аксиомы не могут с одинаковой достоверностью служить обоснованию взаимоисключающих тезисов.

2. Полнота – система аксиом должна охватывать все без исключения положения соответствующей научной дисциплины.

3. Непересечение аксиоматических положений – они имеют фундаментальный характер и принципиально невыводимы из других аксиом того же порядка.

Демонстрация бывает трёх видов:

1) дедуктивная – обосновывает частный тезис более общими аргументами;

2) индуктивная – подтверждает обобщающий тезис наблюдаемыми единичными фактами;

3) по аналогии – из сходства одних частных признаков делает вывод о возможном сходстве других частных принзнаков, выступающих в качестве исходного тезиса. Два последних вида аргументации носят вероятностный характер.

Основные типы аргументации:

а) по характеру обоснования: доказательство, опровержение, подтверждение, возражение, объяснение, интерпретация;

б) по направленности демонстрации: дедуктивная аргументация и недедуктивная;

в) по посталенным целям (достижение истины – научная аргументация, поиск решения проблемы – деловая, победа в споре - полемическая);

г) по эмоциональной насыщенности (беседа, лекция, доклад – спокойный обмен информацией; дебаты, дискуссия – разновидности спора).

В рамках профессиональной деятельности специалиста инженерно-технической квалификации чаще всего используются такие типы аргументации, как доказательство и опровержение. Доказательство – логическая операция, обосновывающая истинность исходного тезиса; опровержение – раскрывает его ложность. В науке доказательство часто основано на проведении наблюдений и экспериментов, использовании частных следствий из основополагающих общепринятых концепций. Доказательства бывают прямые и косвенные. В прямом – истинность тезиса выводится из истинности аргументов, в косвенном – из их ложности. Аналогично в прямом опровержении ложность тезиса следует из ложности аргументов, в косвенном – из их истинности. В качестве прямого опровержения часто используется «сведение к абсурду»: допускается истинность тезиса, из него выводятся логические следствия, ложность которых становится очевидна и служит аргументом в пользу ложности первоначального тезиса.

В рамках научной аргументации кроме опровержения тезиса часто применяется опровержение аргументов (раскрывается их несостоятельность, хотя это ещё не означает ложности тезиса), и опровержение демонстрации (раскрывается отсутствие логической связи тезиса с приведёнными аргументами, хотя это тоже не означает ложности тезиса; необходимо искать новые аргументы, которые будут логически связаны с ним через ту или иную форму умозаключения).

С помощью доказательств наука приобретает новые знания, опровержение позволяет её избавиться от ложных выводов, ошибок и заблуждений. Кроме этих строгих логических операций, научная аргументация широко использует подтверждения (к примеру, в пользу научных гипотез, истинность которых ещё не установлена со всей очевидностью), и возражения, направленные на ослабления тезиса, хотя и не обладающие абсолютной логической достоверностью (например, обращение к личности оппонента, к чувствам слушателей и т.п.). Объяснение раскрывает причину наблюдаемых фактов, поясняет особенности действия фундаментальных законов природы, обобщённых в научных теориях. Интерпретация есть истолкование смысла того или иного высказывания (текста), в строгом логическом значении – приписывание некой формализованной знаковой системе того или иного конкретного содержания. В итоге возникает искусственный язык, описывающий соответствующую предметную область. Формальная теория не обоснована, пока не получила адекватной интерпретации на основе принципа изоморфизма и гомоморфизма между знаковой системой и её моделью.

Целью дискуссии является нахождение исчерпывающего решения по обсуждаемому вопросу, выбор единственно истинной точки зрения среди многих возможных вариантов. На практике обычно достигается лишь определённая степень согласия участников дискуссии. Вместе с тем, их мнения уточняются, знания приводятся в более строгую систему, происходит приближение к объективно истинному окончательному результату.

 

 


Вопрос 30. Методология и методы в естественнх и технических науках

(И.И.Терлюкевич)

Метод — совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объектив­но-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им — необходимое условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.

История развития науки, свидетель­ствует о том, что новое в познании рождалось не столько благо­даря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, подходящие для одной области научных исследова­ний, оказываются непригодными для достижения целей в дру­гих областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.

Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных облас­тях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определённые научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития и т.д.

В структуре метода центральное место занимают правила – предписания, устанавливающие порядок действий на пути к определенной цели. В базовом знании правила фиксируется закономерность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обеспечивающих «подведение», т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – необходимое условие правильности метода.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретнонаучное его содержание. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направление исследования, т.е., словами, на уровне философской методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, методы теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и др. наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания, но особая роль принадлежит математике. Ее принято относить к естественным наукам, т.к. она всегда черпала предмет для своего анализа и применения в процессах, изучаемых естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). В 19 в. Математические методыии систем и др.наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного поз оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).

Результаты фундаментальных наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает необходимость своевременного учета в технических науках многообразных и быстроизменяющихся регулятивов социально-экономического характера и не позволяет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук.

Знания, применяемые на предметно-чувсвенном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает экспериментально-производственную деятельность.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализиро­ванных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения — инструкции, проекты, стандарты, технические усло­вия и т.д. На уровне методики установки, существующие иде­ально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод пред­ставляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь, практика исследования невоз­можна без влияния идеальных установок. Хорошее владение ме­тодикой — показатель высокого профессионализма.

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические - присущие познанию в целом, как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование), 2) приводящие к научному позанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико – дедуктивный метод, метод математической гипотезы).

 

 

Вопрос 31. Специфика системного метода

(И.И.Терлюкевич)

В XX в. проблема соотношения части и целого решалась в рамках методологического направления, получившего название системного метода.

Система – совокупность элементов или частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом образуя нечто целое.

Принципы системного метода:

1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

3) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

5) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

6) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

 

Известны две концепции системного метода - редукциониз­м и холизм.

Редукционизм опирается на следующий тезис: свойства целого объяснимы через свойства составляющих его элементов. Холизм отрицает этот тезис и утверждает, что нельзя без потерь анализировать целое с точки зрения его час­тей. Это часто формулируется так: целое больше суммы своих частей.

Оба эти подхода вполне допустимы на определенном этапе развития науки. С одной стороны, можно спуститься на более низкий уровень и изучать свойства компонентов, не принимая во внимание их системные взаимосвязи. С другой стороны, можно, не обращая внимания на структуру компонентов, исследовать их поведение только с точки зрения их вклада в поведе­ние большей единицы.

Решение, проблемы соотношения части и целого состоит в признании того, что целое является качественно новым обра­зованием. Оно характеризуется свойствами, не присущими от­дельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия. И поскольку нет части вне целого (в таком слу­чае они просто элементы), как и целого без (до) части, то позна­ние целого и части осуществляется одновременно. Выделяя части, мы анализируем их как компоненты данного целого. В результа­те же последующего синтеза целое выступает как диалектически расчлененное, состоящее из частей.

В становлении системного подхода велика роль экономиста, философа, политического деятеля и естествоиспытателя А.А. Бог­данова (1873—1928). Он выдвинул ряд тезисов, предвосхитивших некоторые положения общей теории систем и кибернетики. На­пример: а) системное свойство есть нечто большее, чем сумма свойств элементов, составляющих данную систему; б)неподвижные, неизменяющиеся системы разрушаются, сохранение системы возможно только в процессе ее движения, изменения, развития; в) разрушение систем начинается с их слабых звеньев, а такими чаще всего бывают позднее возникшие фрагменты системы; г) от­носительную устойчивость систем поддерживают обратные связи; д) эта устойчивость обеспечивается подвижным равновесием с внеш­ней средой через обмен веществом и энергией; е) в познании структур большую роль играет метод широких ана­логий между предметами ведения самых разных наук.

Предпосылкой формирования системного подхода явился переход к решению задач, связанных с освоением сложных, раз­вивающихся объектов, границы и состав которых далеко не оче­видны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. К наиболее сложным системам относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, и самоорганизующиеся системы, способ­ные в процессе функционирования видоизменять свою струк­туру, т.е. сеть связей и отношений, которая остается относи­тельно постоянной независимо от воздействий на систему.

Философские аспекты системного подхода выражаются в принципе системности, содержание которого раскрывается в понятиях целостности, структурности, взаимозависимости си­стемы и среды, иерархичности, множественности описания каж­дой системы и др.

Понятие целостности отображает принципиальную несводи­мость свойств системы к сумме свойств составляющих ее эле­ментов и невыводимость из последних свойств целого и вместе с тем зависимость каждого элемента, свойства и отношения си­стемы от его места, функций и т.д. внутри целого. В понятии структурности фиксируется тот факт, что поведе­ние системы обусловлено не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры, и что существует возможность описания системы через установление ее структуры. Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в постоянном взаимодей­ствии со средой, оставаясь при этом ведущим активным компо­нентом взаимодействия. Понятие иерархичности ориентирует на то, что каждый эле­мент системы может рассматриваться как система, а исследуе­мая в данном случае система является одним из элементов более широкой системы. Возможность множественности описаний систем существует в силу принципиальной сложности каждой из них, вследствие чего ее адекватное познание требует построения множества раз­личных моделей, каждая из которых описывает лишь опреде­ленный ее аспект.

При системном подходе индивидуальные, отдельные объекты рассматриваются как элементы определенных систем, т.е. их бы­тие и свойства ставятся в зависимость от других элементов этих систем. В то же время изучение объектов включает в себя и знание того, какие системы могут образовывать эти объекты и ка­кое влияние они оказывают на жизнедеятельность таких систем.

Вопрос 32. Методы теоретического исследования

(И.И.Терлюкевич)

 

Идеализация – мысленное конструирование объектов которые в действительности не существуют, но широко используются в научном познании. Например, обсолютно твердое тело, точка, линия, обсолютно черное тело, точечный электрический заряд и т.д.

Суть идеализации:

1) лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;

2) наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными, гипотетическими, практически

неосуществимыми свойствами.

С помощью идеализации исключаются свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса. Использование идеальных объектов в научных исследованиях значительно упрощает сложные системы, что позволяет применять математические методы исследования.

Идеализация, как и всякий научный метод имеет свои границы в познании. Относительность ее проявляется в том, что: 1) идеализированные представления могут уточняться, заменяться новыми; 2) каждая идеализация создается для решения определенных задач. Так, из физики Эйнштейна исключены ньютоновские идеализации «абсоюлютное пространство» и «абсолютное время».

Формализация – приписывание символам или их системам определенных значений. Формализованные языки отличаются строгостью, четкостью, а их выводы –доказательностью.

Формализация позволяет строить знаковые модели объектов, а изучение реальных предметов и процессов заменять исследованием этих моделей. Эффективность формализации определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, насколько удачно схвачена его сущность.

Аксиоматический метод широко используется при построении теории математики, математической логики и иных математизированных науках.

Суть метода: ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде теорем, законов.

К аксиоматически построенной системы знаний предъявляется ряд требований: непротиворечивости, полноты, независимости.

Аксиоматически построен. теория истинна, когда истинны как аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. В этом случае теория может верно отображать действительность.

Гипотетико-дедуктивный метод – это метод научного исследования, опирающийся на выведение следствий из посылок, истинностные значения которых неизвестно. Использование этого метода подразделяется на три этапа: 1) выдвижение некоторой гипотезы; 2) выведение следствий из этой гипотезы; 3) проверка полученных следствий с точки зрения их истинности или ложности.

Наиболее трудный этап – выдвижение исходной гипотезы. Ориентиром выдвижения выступает решаемая проблема, а также ход развития научного знания.

Если какие либо следствия из гипотезы оказываются ложными, то исходная гипотеза отбрасывается или подвергается корректировки. Истинность следствия является необходимым, на недостаточным условием истинности соответствующих гипотез.

При истинности следствий проверка истинности гипотезы может осуществляться: путем выведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена, или путем опровержения всех альтернативных гипотез, или путем опытной проверки на эмпирическом уровне познания.

 

Математическая гипотеза является видом гипотетико-дедуктивного метода. На первом этапе методом математической гипотезы создается математическое уравнение, представляющее модификацию ранее известных и проверяемых соотношений. Следующие этапы аналогичны этапам гипотетико-дедутктивного метода.

 


Вопрос 33. Методы эмпирического исследования

(И.И.Терлюкевич)

Наблюдение — это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

Наблюдения можно выделить на случайные и систематические. Научные наблюдения всегда систематические. В систематических наблюдениях обязательно конструируется исследуемая ситуация. Случайные наблюдения – это наблюдения в условиях когда изучаемый в опыте объект не выявлен. Регистрируется только эффект – конечный результат взаимодействия. Неизвестно какие объекты участвуют, и что вызывает явление. Случайное наблюдение может стать причиной исследования, но оно должно стать систематическим в последствии.

Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. Эксперимент – высшая форма эмпирического исследования. Он нередко позволяет изучать сущностные характеристики явления. Важнейшие требование к эксперименту – чистота его проведения, для достижения которой исследуемый объект должен быть максимально изолирован от внешних влияний. Затем на него воздействуют контролируемыми факторами. Число таких факторов конечно, и поэтому в границах эксперимента перед исследователем открывается возможность описания любого состояния объекта в прошлом и будущем.

Эксперимент, как правило, не проводится без наблюдений и измерений, поэтому он должен отвечать их методическим требованиям.

Научный эксперимент имеет классификацию:

– реальный (работает с реальными объектами)

– мысленный (формализованный, идеализированный)

– компьютерный

Измерение – метод, с помощью которого получают количественную информацию об объектах в соответствии с эталонными мерами. Простое наблюдение дает информацию о качественных особенностях объекта, а измерение характеризует его количественную сторону. Его погрешность связана с приборами. Постулат о неизбежности погрешностей лежит в основе метрологии – науки об измерении. В соответствии с этим постулатом любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешности результатов.

Наиболее широкое применение измерение находит в технических науках, но с 20 – 30 г. 20 века входит в употребление в социальных исследованиях.

Описание. В ходе наблюдений и экспериментов осуществляется описание, протоколирование. Основное научное требование к описанию — его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и экспериментов.

С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для систематизации, классификации и обобщения.

 


Раздел III.

Вопрос 34. Философия техники, её предмет и задачи.

(А.И.Лойко)

Техника, наряду с искусством, наукой, является одной из форм задействования человеком внешней природы в процессы деятельности. Это задействование осуществляется в рамках определенных технологических процессов деятельности, используемых человечеством для решения многообразных задач. От других форм задействования внешней природы техника отличается конструктивистски-инженерной сущностью.

Техника, вследствие этого, отражает творческий и научный потенциал человечества, его технологическую и инженерную культуру. Она же является модификацией природных процессов в артефактной форме, форме коммуникаций и инфраструктуры.

Автономный характер природного начала в технике и технологических процессах формирует фактор риска (техногенных катастроф), который дополняется человеческим фактором, связанным с ошибками людей, физическим и моральным износом технизированной инфраструктуры. Все эти особенности определяют амбивалентность (двойственность) техники и являются предметом осмысления философии техники (философии технологии).

Двойственная сущность техники определяет опору философии техники на:

1. етсествознание как основной источник знаний о внешней природе;

2. техникознание – как обобщенную картину, созданную человечеством технизированной реальности в аспекте присущих ей закономерностей;

3. логику и математику – как рациональную основу инженерной деятельности;

4. гуманитарные науки – как основной источник знаний о человеке, его сознании (мышлении, психике);

5. социально-экономические науки – как важнейшие детерминанты оптимизации технизированной реальности;

6. кибернетику – как науку об управлении;

7. экологию – как нормативную основу коэволюционной стратегии НТП.

Справка: необходимость разработки философии техники как комплексной методологической основы инженерной деятельности была осознана философами и инженерами в ХІХ веке. Термин «философия техники» был предложен Каппом, представляющим немецкую школу философствующих инженеров. Деятельность этих инженеров скоординирована в рамках Союза немецких инженеров, созданного в 1857 году. С работами этих инженеров можно ознакомиться в книге «Философия техники в ФРГ», изданной в Москве в 1989 году. В англо-американской традиции философии техники преобладают акценты инженерного менеджмента в условиях индустриализма, технологизма, постиндустриализма, информатизации, глобализации. Одним из первых эту проблематику обозначил Веблен. С работами англоязычных авторов можно ознакомиться в сборниках «Новая индустриальная волна на Западе» (М., 1986г.) и «Новая постиндустриальная волна на Западе» (М., 1999г.). В России одним из инициаторов разработки проблем философии техники был Энгельмейер. Важную роль сыграла работа Н. Бердяева «Человек и машина». В Беларуси зарождения интереса к философии техники связывают с деятельностью инженера-железнодорожника Павловского.

Таким образом, философия техники имеет предметам:

- технику, технизированную деятельность и технические знания;

- инженерно-техническое сознание

Соответственно выделяются сферы:

- культуры и техники;

- методологии технических наук и проектирования;

- инженерной этики.

Главная задача философии техники заключена в исследовании отношения человека к миру через посредство техники.

В центре внимания философии техники находятся проблемы сущности и смысла техники.

Философия техники рассматривает технику как реальность в виде формируемой человечеством совокупности артефактов инструментального назначения с операциональными и управленческо-контрольными функциями. Отсюда вопросы:

- Какова природа техники?

- Как техника взаимодействует с различными сферами человеческой деятельности?

- Является ли техника источником угрозы?

- Станет ли техника абсолютно самостоятельной реальностью (миром без субъекта)?

- Как техника модифицирует природу?

- Каковы особенности динамики техники как техногенной цивилизации?

Философия техники включает междисциплинарные исследования и разработки. Она состоит из двух разделов акцентированных на вопросах статики (структуры) и динамики (развития).

С точки зрения структуры техника должна быть понята как:

- совокупность технических устройств структурно-организованных в систему коммуникаций и инфраструктуры;

- инженерная деятельность;

- техникознание.

Философия техники кроме методологической и мировоззренческой составляющих имеет и праксоологическую составляющую, связанную с инновационной деятельностью человечества. Это значит, что она описывает механизмы технического творчества (эвристики), а также их внедрение в практическую деятельность. Эти задачи входят в прерогативу инженерного инновационного менеджмента. Для этого менеджмента ключевым является понятие инновационного цикла, связанного с внедрением новых идей, изделий и технологий в практику хозяйственной деятельности.

 


Вопрос 35. Закономерности функционирования и развития техники

(А.И.Лойко)

Они связаны в первую очередь с понятиями физического и морального износа.

Физический износ – это потеря конструктивными элементами технической системы первоначальных физико-химических свойств, что ставит вопрос о ликвидации системы как не подлежащей реконструкции и модернизации. Если требование ликвидации не выполняется, то физический износ неизбежно ведет к техногенным катастрофам.

Моральный износ – связан с инновационной деятельностью человечества и характеризуется потерей существующими техническими системами технологического соответствия требованиям эргономичности, экологичности, ресурсосбережения, производительности, функциональности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: