Представители: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1894). Основное произведение Маркса – «Капитал». Научный социализм должен был стать идейным оружием в коренном преобразовании общества – его освобождение от всех видов угнетения, эксплуатации, порабощения «низших» «высшими».
Идеал как воплощение разума – это не нынешняя прусская монархия, а будущая демократическая республика, за которую надо бороться прежде всего путем философской критики религии – духовной опоры монархии, а затем критики и самого прусского государства.
Частная собственность - не причина, а следствие самоотчуждения (отчуждение человека от человека). Коммунизм – возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному. В основе всех социальных отношений – производственные отношения людей.
Общество – не хаотичный агрегат и не «твердый кристалл», а некая целостность, способная к саморазвитию. Новое общество появляется вследствие конфликта между производственными силами и производственными отношениями.
Философия Маркса – это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек понимался как практически действующее существо, взаимодействие которого с природой (развитие производительных сил) – основа других взаимодействий в обществе. Хотя человек – существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал. Они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производственных сил. Так, стихийно сложилось разделение людей по классам – в зависимости от владения или невладения этими производственными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе – еще и подчинение людей вещам, как отчужденным результатам их собственной деятельности. Средство для устранения этого – переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются самим капитализмом. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и люди начинают сознательно сами творить свою историю.
Энгельс определил гегелевскую диалектику как науку о «всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
Лекции:
Маркс – идеалист. «Все философы стремились объяснить мир, в то время как его нужно изменить».
Существует три основных источника и три составных части Марксизма:
1) Классическая немецкая философия Гегеля. Философия Гегеля – научный материализм. У Гегеля три закона действуют в сфере понятия.
2) Английская политическая экономия А. Смита.
3) Французский утопический социализм.
Марксизм – не традиционная философия, а метод, с помощью которого человек может изменить действительность и построить межчеловеческие отношения, которые не опосредованы капиталом.
Капитал – система человеческих отношений, которые опосредованы первостепенным значением денег.
Частная собственность возникла тогда, когда использовали рабочую силу, недоплачивая за труд.
Капитал – прибавочная стоимость, которую не до конца выплачивают человеку.
Человек счастлив, когда реализовал себя полностью в труде.
Революция – вынужденная мера, которую плоды труда должны возвратить работнику. Пролетариат – те, кто порвали с капитализмом. Нужно убрать частную форму собственности.
Предмет и метод философии марксизма.
Особенность: предмет и метод практически совпадают. Предмет – всеобщие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, а метод – материалистическая диалектика.
В истории до философии марксизма в целом существует две формы диалектики:
1) Стихийно-материалистическая (Гераклид)
2) Идеалистическая (Платон и Гегель)
Материалистическая диалектика объективна в их целостности.
В идеалистической диалектике есть целый ряд категорий, которые обладают способностью взаимоперехода. Пересечение двух случайностей – необходимость. Случайность – выражение необходимости.
Принципы диалектики:
1) Конкретность истины
2) Единство исторического и логического, абстрактного и конкретного
3) Практика – критерий истины, но не сама истина, не отождествляется с ней.
Материалистическая диалектика: о саморазвитии природы, общества и человеческого мышления.
Сознание – продукт развития материи. Материя – первична, сознание – вторично в конечном итоге. Сознание – не раб материи. Создание порождается материей и воздействует на нее, вплоть до разрушения. Но сознание – вторично как порождение материи.
Две формы материализма: диалектический материализм и метафизический материализм (односторонний).
Метафизический материализм абсолютизирует значение изменений, но без качественного скачка. Он склонен к эволюции, развитию, в котором нет качественных изменений.
Историософия Марксизма (как взгляд на развитие истории) основана на концепции развития общества посредством изменения соотношения между производительными силами и производственными отношениями. (производственные силы – фактически единство рабочей силы и средств производства, которые необходимы для рпеобразования природы в продукты человеческой деятельности).
Производственные отношения – совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства, которые опосредованны той или иной формой собственности.
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил:
Производственные отношения складываются в зависимости от уровня и характера развития производственных сил.
Противоречия между ними могут вести к социальной революции или социальным переменам.