Философия марксизма и ее основные представители

 

Представители: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1894). Основное произведение Маркса – «Капитал». Научный социализм должен был стать идейным оружием в коренном преобразовании общества – его освобождение от всех видов угнетения, эксплуатации, порабощения «низших» «высшими».

Идеал как воплощение разума – это не нынешняя прусская монархия, а будущая демократическая республика, за которую надо бороться прежде всего путем философской критики религии – духовной опоры монархии, а затем критики и самого прусского государства.

Частная собственность - не причина, а следствие самоотчуждения (отчуждение человека от человека). Коммунизм – возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному. В основе всех социальных отношений – производственные отношения людей.

Общество – не хаотичный агрегат и не «твердый кристалл», а некая целостность, способная к саморазвитию. Новое общество появляется вследствие конфликта между производственными силами и производственными отношениями.

Философия Маркса – это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек понимался как практически действующее существо, взаимодействие которого с природой (развитие производительных сил) – основа других взаимодействий в обществе. Хотя человек – существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал. Они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производственных сил. Так, стихийно сложилось разделение людей по классам – в зависимости от владения или невладения этими производственными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе – еще и подчинение людей вещам, как отчужденным результатам их собственной деятельности. Средство для устранения этого – переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются самим капитализмом. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и люди начинают сознательно сами творить свою историю.

Энгельс определил гегелевскую диалектику как науку о «всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

 

Лекции:

Маркс – идеалист. «Все философы стремились объяснить мир, в то время как его нужно изменить».

Существует три основных источника и три составных части Марксизма:

1) Классическая немецкая философия Гегеля. Философия Гегеля – научный материализм. У Гегеля три закона действуют в сфере понятия.

2) Английская политическая экономия А. Смита.

3) Французский утопический социализм.

Марксизм – не традиционная философия, а метод, с помощью которого человек может изменить действительность и построить межчеловеческие отношения, которые не опосредованы капиталом.

Капитал – система человеческих отношений, которые опосредованы первостепенным значением денег.

Частная собственность возникла тогда, когда использовали рабочую силу, недоплачивая за труд.

Капитал – прибавочная стоимость, которую не до конца выплачивают человеку.

Человек счастлив, когда реализовал себя полностью в труде.

Революция – вынужденная мера, которую плоды труда должны возвратить работнику. Пролетариат – те, кто порвали с капитализмом. Нужно убрать частную форму собственности.

 

Предмет и метод философии марксизма.

Особенность: предмет и метод практически совпадают. Предмет – всеобщие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, а метод – материалистическая диалектика.

В истории до философии марксизма в целом существует две формы диалектики:

1) Стихийно-материалистическая (Гераклид)

2) Идеалистическая (Платон и Гегель)

Материалистическая диалектика объективна в их целостности.

В идеалистической диалектике есть целый ряд категорий, которые обладают способностью взаимоперехода. Пересечение двух случайностей – необходимость. Случайность – выражение необходимости.

Принципы диалектики:

1) Конкретность истины

2) Единство исторического и логического, абстрактного и конкретного

3) Практика – критерий истины, но не сама истина, не отождествляется с ней.

Материалистическая диалектика: о саморазвитии природы, общества и человеческого мышления.

Сознание – продукт развития материи. Материя – первична, сознание – вторично в конечном итоге. Сознание – не раб материи. Создание порождается материей и воздействует на нее, вплоть до разрушения. Но сознание – вторично как порождение материи.

Две формы материализма: диалектический материализм и метафизический материализм (односторонний).

Метафизический материализм абсолютизирует значение изменений, но без качественного скачка. Он склонен к эволюции, развитию, в котором нет качественных изменений.

 

Историософия Марксизма (как взгляд на развитие истории) основана на концепции развития общества посредством изменения соотношения между производительными силами и производственными отношениями. (производственные силы – фактически единство рабочей силы и средств производства, которые необходимы для рпеобразования природы в продукты человеческой деятельности).

Производственные отношения – совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства, которые опосредованны той или иной формой собственности.

Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил:

Производственные отношения складываются в зависимости от уровня и характера развития производственных сил.

Противоречия между ними могут вести к социальной революции или социальным переменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: