Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Французское Просвещение, его теоретическая основа — сенсуализм, педагогика и социальная философия Д. Локка. Просветительская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Ф. Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш. Л. Монтескьё, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в формировании основ демократического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка материалистической концепции природы. Развитие мировоззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система природы». Сочинения К.Гельвеция «О человеке» и «Об уме». Философские предпосылки утопического социализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Влияние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Подготовка идей «Декларации прав человека и гражданина» – исторического завоевания французской революции XVIII в. Американское Просвещение. Б. Франклин, Т. Джеферсон, Т. Пейн и др. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США. Идеи Просвещения в России. М. В. Ломоносов. Христианский платонизм: Г. С. Сковорода, М. М. Щербатов. Формирования нерелигиозной философии. Деизм. А. Н. Радищев. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Демократические идеи в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», Программы декабристов. Формирование и Развитие традиции русской университетской философии. Н емецкое Просвещение. Новаторская философская мысль в области эстетики (Лессинг и др.). Философия языка, тория познания. И. Ф. Гердер. Концепция историчности природы и общества. И. Гете. Учение о развитии мира как видоизменении его форм и о диалектических «полярностях». Пафос действия. Влияние идей Просвещениянанемецкую классическую философию.
|
|