Сознательное и бессознательное
1. Сознани е как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание.
2. Бессознательноекак психический феномен. Энергетика и структура бессознательного по Фрейду. Эволюция представлений о бессознательном в неофрейдизме.
3. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.
4. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоциональных состояний.
Вопросы для обсуждения
1. В чем суть эволюционного подхода к проблеме происхождения сознания?
2. В чем отличие сознания человека от зачатков разумной деятельности у высших животных?
3. Какова роль самосознания в становлении и развитии личности?
4. Что вы понимаете под творческой природой сознания?
5. В чем смысл понимания сознания как триединства разума, чувства, воли?
6. «Как страшен может быть Разум, если он не служит человеку» (Софокл). Прокомментируйте высказывание.
7. Окажет ли влияние на ход истории человечества понимание ее смысла, направленности развития решение проблемы возникновения сознания?
Темы рефератов
1. Проблема единства языка и мышления в современной философии.
2. Структура и функции сознания.
3. Информационные ресурсы сознания.
4. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан).
5. Интуиция.
6. Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов).
7. Игровое сознание и его функции.
8. Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания.
Литература
Основная
1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - (Высшее образование). (Гриф) -ИНФРА-М, 2010.
2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007
3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008
Дополнительная
Гиш Дуэйн. Ученые креационисты отвечают своим критикам. - СПб., 1995.
Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб., 2001.
Косарев А. Философия мира. — М., 2000.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
М., 1995.
Селицкая И А. Теория познания: мышление и речь первобытного человека. –СПб., 1998.
Фатхуллин М.Ф. Человек творческий; почему? // Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека. — М., 2001.
Хейзинга И. Homo ludens (человек играющий). — М., 2001.
Элективные курсы по философии, — М., 2001.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. — М., 1964.
Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. – Р. н/ Д.., 1994.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.
Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур (материалы российско-австрийской конференции) // Вопросы философии. – 2000. № 10.
Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.
Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
Фрейд З. Будущность одной иллюзии. – М.-Л., 1930.
Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1992.
Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994.
Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М., 1997.
Язык и интеллект. – М., 1993.