Брентано сохраняет временное деление европейской истории философии на философию древнюю, средневековую и Нового времени. В каждой из этих эпох он выделяет четыре фазы, а повторение этих же постоянных четырех фаз составляет, согласно Брентано, общий закон исторического развития в сфере философии.
Эти четыре фазы суть следующие:
Первая фаза является фазой расцвета, характеризуемого двумя свойствами: во-первых, живой и чисто теоретической заинтересованностью философскими проблемами, во-вторых, применением методов, возможно, не во всем совершенных, но всегда соответствующих исследуемым вопросам. После этой первой фазы расцвета наступают три периода упадка так, что вторая фаза и в древней философии, и в средневековой, и в философии Нового времени составляют первый период упадка, третья фаза - второй, четвертая фаза - третий период упадка.
Итак, вторая фаза, являющаяся одновременно первым периодом упадка философских наук, отличается ослаблением и искажением сугубо научной заинтересованности, с каковой в первой фазе разрабатывались философские вопросы. Философия начинает служить практическим целям и тем самым теряет в добросовестности и точности исследований. Зато широкие круги начинают заниматься философией, которая как река, струящаяся прежде тесным, но глубоким руслом, начинает теперь течь действительно широкой долиной, но становится мелкой.
|
|
Третья фаза, составляющая второй период упадка, представляется как реакция на вторую фазу. Поэтому философия, уже не трактуемая как искусство, утрачивает доверие к своим силам; однако в этом доверии отказывают не только философии, но вообще человеческому разуму, считая его неспособным к добыванию какого-либо знания. Это фаза скептицизма. Но для далеко идущих целей человечество не может удовлетвориться скептицизмом, поскольку, согласно словам Аристотеля, все люди по природе жаждут знаний; следовательно, вновь наступает реакция на третью фазу, на фазу скептицизма.
Четвертая фаза, являющаяся этой реакцией, есть третий, последний период упадка, упадка наиболее глубокого. Жажда знаний, удерживаемая скептицизмом и на какое-то время приглушенная, стремительно ищет успокоения и с едва ли не горячечной поспешностью создает новые воззрения, новые философские системы. А поскольку научные методы, которыми справедливо пользовались в первой фазе, фазе расцвета не ведут так быстро к цели, как того жаждет изглоданный скептицизмом человеческий разум, то этот разум прибегает к новым разнообразным источникам познания, к принципам, за истинность которых никто не в состоянии поручиться, к какой-то тайной интуиции, к мистическим силам познания и роскошествует мнимым обладанием провозглашаемых истин, превышающих всякое человеческое понимание.