. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Движение - одна из категорий материи, представляющая собой всякое изменение. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение существует в различных формах, из которых можно выделить: физическую форму движения материи (механи-ч.еское перемещение, движение элементарных частиц), химическую (химические реакции и т. д.), биоло-ги4ескую (обмен веществ, размножение и т. п.) и социальную (жизнь индивида в социуме). Особым видом движения является развитие. Развитие - качественно-количественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, необратимостью и закономерностью и подразумевает совокупность изменений, приводящих к новому качеству. Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему)'или регрессивным (от высшего к низшему). Различие в понятиях «движение» (изменение) и «развитие» определяются прежде всего наличием в последнем направленности и качественного изменения (сравните: складывание кубиков и рост колоса). В истории философии существовало несколько подходов к трактовке понятая «развитие». Ответ на вопрос «Изменяем ли мир'?» дает основание для различения метафизической и диалектической моделей мира. Различные трактовки вопроса «Существуют ли закономерности, или мир хаотичен?» позволяют выделять детерминизм и индетерминизм. 1 Философы античности признавали существование изменений и движения, однако многие'из нихсчитали изменения в природе цикличными (стоики).При этом они разделялись на тех, кто считал движения и изменения абсолютными (Гераклит Эфесский -«все течет, все изменяется»), и тех, кто ограничивалих чем-либо (Платон - вечный и неизменный мир идей и изменяемый мир вещей).1Библейское христианское мировоззрение отрицало существование изменений в природе, в которой все остается неизменным со времени создания сущего Богом.26 Новое время (с конца XVII! в.) с появлением дарвиновской теории возникает понятие «развитие».Диалектический материализм, диалектический идеализм и натуралистический эволюционизм выдвинули несколько концепций развития, его характера и источников. Г. Гегель разработал диалектические законы - принципы всякого движения на основе развития
мышления. Энгельс применил идеалистическую гегелевскую диалектику к материализму, сформулировав три всеобщих диалектических закона. Г. Спенсер создал теорию эволюции и прогресса.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Пространство - форма существования материи, выражающая порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Время - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. На протяжении развития философии мыслителей интересовало - реальны ли пространство и время, или это абстракции, существующие только в сознании человека; что представляют из себя эти понятая, каковы их свойства и связаны ли они между собой. Развитие представлений о пространстве и времени. 1) Древние натурфилософы (Демокрит, Эпикур и др.) отождествляли пространство с пустотой, считая его абсолютным, неизменным и неподвижным, а время - протекающим равномерно. Такая трактовка понятий присутствовала в концепциях большинства философов вплоть до XX в.
|
|
|
|
2Развитие естествознания при переходе от средневековья к Новому времени изменило оценку многих понятий, критике подверглись представления, согласно которым пространство и время существуют независимо от материальных процессов.В Новое время, с появлением философского противостояния между идеалистами и материалистами, возникли две концепции, по-разному трактоавшие пространство и время. Философы-идеали сты ставили эти понятия в зависимость от содержания индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), рассматривали их в качестве априорных форм чувственного созерцания (Кант) или как категории абсолютного духа (Гегель). Мыслители-материалисты подчеркивали объективный характер времени и пространства, их универсальность, всеобщность и неотделимость от материи. Диалектический материализм признает связь этих понятий с движущейся материей, а движение рассматривает как сущность времени и пространства.
4)В науке XX в., благодаря открытиям Энштейна в области физики, на место представлений о пространстве как пустом вместилище тел пришла концепция о неразрывности и универсальной взаимосвязи между временем, пространством, движением и материей. Было доказано, что течение времени и протяженность тел напрямую зависят от скорости движения этих тел и что структура пространственно-временного континуума изменяется в зависимости от скопления масс вещества.
5)В современной философии (Хайдеггер) доминирует понимание времени как условия возможности,предпосылки субъективности и объективности, а следовательно, постулирование отсутствия времени и в субъекте, и в объекте.
СОЗНАНИЕ
СОЗНАНИЕ Сознание - фундаментальное понятие философии, психологии, социологии. Оно позволяет целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах; обеспечивает возможность вырабатывать знания о связях, закономерностях и отношениях объективного мира; конструирует теоретические модели, разрабатывает прогнозы развития социальных и природных явлений. Изучая сознание, философия стремится дать ответ на вопросы: что такое сознание, какова его структура и функции, как оно возникло.В истории философии можно выделить различные традиции анализа сознания.
1) Классическая традиция, характерная для античности, не выделяла сознание отдельно от духовного (идеалистического) начала в человеке. Доминирующим было представление о душе и теле, чувствах и
разуме. В философии Платона, а затем Аристотеля духовное и телесное разделено, а душа трактуется как организующий принцип жизни.
2)В средневековой философии сознание и душа рассматривались как часть божественной искры.
Большинство мыслителей признавали активность души, проявляющуюся как самопознание, общение с
высшим разумом или своеволие 3) В философии Нового времени было сформировано представление о сознании как о замкнутом в себе внутреннем мире, наделенном рефлексией и самосознанием (Декарт, Лейбниц). Одновременно формируется натуралистически-функциональный подход (Ламери, Гольбах), в котором в соответствии с данными медицины и физиологии сознание рассматривается в качестве особой сложной и многоуровневой функции мозга, благодаря которой человек может приобретать знания о себе и природе.
|
|
4)В немецкой классической философии сознание рассматривалось как сложная, многоуровневая структура, в которой важную роль играют общение и
формирование самосознания, воли и ценностей. В диалектическом материализме сознание выступало как функция мозга, отражающая объективный мир и являющаяся необходимым компонентом предметно-практической деятельности человека.
5)Феноменологическая традиция современной западной философии (Гуссерль, Сартр) рассматривает сознание как вид бытия, который невозможно, описать традиционными терминами в традиционном субъектно-объектном ракурсе. Сознание - нечто не
отделимое от жизненной реальности, оно познается только с помощью феноменологического описания в его «чистоте», феноменальной явственности.
. 45 Сознание, самосознание и личность
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид" -- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития наряду с понятием "индивид" используется и понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Он - исходное состояние для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Личность - это автономный человек, то есть человек в определённой степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию, которая представляет собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию, которая выступает прежде всего как готовность к пониманию личностью целей и смысла жизни. Личность - это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности – свобода
|
|