Свобода и ответственность

Проблема свободы и ответственности человека Свобода — одна из основных, сложнейших фило­софских категорий, которая характеризует сущность человека, состоящую в его способности мыслить и действовать в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, а не вследствие какого-ли­бо принуждения. Со времен античности до наших дней идея свободы была присуща практически воем разви­тым философским системам. Так что в определенном смысле философия — это учение о свободе.Для большинства представителей античной фило­софии— Сократа, Диогена, Эпикура и Сенеки сво­бода является смыслом и целью человеческого су­ществования. Для представителей средневековой схоластики — Ансельма Кентерберийского, Альбер­
та Великого
и Фомы Аквинского — свобода разума и поступков возможна только в рамках церковных дог­матов, а за их пределами свобода представляет собой ересь, тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения на свободу как на естественное со­стояние человека, путь к социальному равенству и справедливости (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах,Пьер Симон Лаплас), Большое внимание проблеме свободы уделяли и представители немецкой класси ческой философии. Иммануил Кант, например, под свободой понимал интеллигибельную (т.е. недоступную чувственному познанию) сущность человека; для Иоганна Готлиба Фихте свобода — единственная абсо­лютная реальностьта Георг Вильгельм Фридрих Гегельпонимал под свободой многоплановую ре­альность, которая во всех своих проявлениях есть форма объективации абсолютного духа.

Значительный вклад в развитие данной категории внесли также Бенедикт Спиноза, Жан-Жак Руссо, Ма­ри Франсуа Аруэ Вольтер, Карл Маркс, Фридрих Эн­гельс, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр, Карл Яспврс, Николай Бердяев, Владимир Со­ловьев, Григорий Сковорода, Пантелеймон Кулиш и. многие другие философы и мыслители. По мнению многих исследователей, одной из наиболее разра­ботанных концепций свободы является концепция марксизма. Чтобы лучше уяснить особенности марк­систского понимания свободы в ее диалектическом взаимодействии с необходимостью, рассмотрим трак­тование свободы с позиций волюнтаризма и фата­лизма. Волюнтаризм (от лат. га/ипйз — воля)- — это идеа­листическое направление в философии, рассматри­вающее волю в качестве высшего принципа бытия.В социально-политической практике волюнта­ризм нашел выражение в деятельности, которая не основывается на объективных законах историческо­го развития, а руководствуется субъективными жела­ниями осуществляющих ее субъектов. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с истори­ческой необходимостью, с законами природы и об­щества и выдавать свой произвол, свободу за вые- шую мудрость. Следовательно, волюнтаризм абсолютизирует свободу и отвергает необхо­димость в истории общества и жизни отдель­ного человека.По мнению же сторонников фатализме (от лат. /а&#5 — роковой), история человечества и жизнь каж­дого человека изначально предопределены судьбой (мифология и обыденный фатализм)', Божественной волей (теология) или же неотвратимым стечением причинно-следственных связей внутри замкнутой каузальной системы (рационализм Гоббса, Спинозы). Таким образом, фатализм абсолютизирует предопре­деленность социальных процессов и отвергает свобо­ду выбора. Данная позиция приводит к представлени­ям о безальтернативное™ социальных процессов, а следовательно, невозможности что-либо изменить' человеческими усилиями. Фатализм неизбежно при­водит к смирению человека перед своею судьбой и тем самым обрекает людей иа пассивность и покор­ность, на отказ от деятельности по совершенствова­нию общества.Марксизм понимает свободу в диалектическом взаимодействии с необходимостью. Он отвергает и волюнтаризм с его идеей произвольности человече­ских поступков, и фатализм, рассматривающий их как предопределенные. Известно, что< в повседневной жизни люди сталкиваются не с абстрактной необходи­мостью, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих'условий, социальных отношений, а также имеющихся средств для достиже­ния поставленной цели.

Люди не в состоянии изменить условия своей жизни, однако они обладают известной свободой воли в выборе целей и путей их дос­тижения, поскольку в каждый момент обычно сущест­вует не одна, а несколько реальных возможностей для действий. Кроме того, они в определенной мере сво­бодны в выборе средств для достижения выбранных целей. Свобода, следовательно, не абсолютна, а от­носительна и претворяется в жизнь путем выбора оп­ределенного плана действий. Чем четче люди осозна­ют свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели они имеют, тем большею является свобода. В этом и состоит объек­тивность свободы как феномена человеческой жизни. Отсюда следует, что выбор варианта деятельности сопряжен с большой моральной и социальной ответ­ственностью за последствия этого выбора. Поэтому подлинный выбор отличается от произвола тем, что он является результатом сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъек­тивного богатства внутреннего мира человека, накоп­ленного.им социального опыта. В процессе, выбора раскрывается подлинное содержание, духовное и нравственное богатство личности. Именно свободный выбор является испытанием на прочность таких ком­понентов личности, как совесть, достоинство, честь, ответственность и т. п.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

. ЛИЧНОСТЬ И СВОБОДА Личность - человек со своими индивидуально вы­раженными и социально обусловленными качества­ми: интеллектуальными, эмоциональными, волевы­ми, моральными.Соотношение понятий человек, индивид, лич­ность. Индивид - отдельно взятый представитель человеческого рода, общества, народа или социаль­ной группы. Индивидуальность представляет собой совокупность черт, образующих своеобразие индиви­да, его отличие от других. Личность не сводится ник индивиду, ни к индивидуальности. Она - самая высо­кая ступень духовной целостности, характеризующая отдельного человека, обладающего самосознанием, самостоятельностью, собственными идеалами и це­лями, свободой и ответственностью.Согласно европейской философской традиции, личность рассматривается как высшая ценность. Данная теория персонализма берет начало из антич­ных философских учений Сократа, Платона, Аристо­теля. В средние века продолжателем данного под­хода выступают Августин и Фома Аквинский, так же как и философы-просветители Ж.-Ж. Руссо, Г. Лейб­ниц и др. Проблемы личности были объектом иссле­дования таких философов, как И. Кант, Л. Фейербах, К. Ясперс, и многих других. В XX в. персонализм оформляется в отдельное философское направле ние благодаря трудам Э. Мунье, Н. Бердяева, Н. Лос-ского и др.В философской антропологии М. Шелера дух- чис­тая актуальность, состоящая в свободном осуществ­лении его актов, личность же выступает центром духа. То есть, согласно Шелеру, личность непред­метна и невещественна, она лишь самоосуществля­ет упорядоченное строение актов.Философ прагматизма У. Джемс оценивает лич­ность как субъект самосознания и эмпирическое Я, которое строится на самовосприятии, ответственно­сти и самооценке. Основа жизненного благополучия личности - ее самооценка (самоуважение), которая складывается из ее успеха и удовлетворенности за­просов. Поэтому для личности не менее важно соиз­мерять притязания с возможностями. Джемсом было выделено три сферы личности: физическая, вклю­чающая материальную сферу (индивидуальные мор­фологические черты человека, его обиход, плоды его труда); социальная - профессиональные, семейные, сословные особенности; духовная - совокупность ре­лигиозных, интеллектуальных характеристик. Свобо­да личности заключается в возможности самоопре­деления (внутренняя), свободе действий (внешняя) и ответственности за эту свободу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: