Человек-существо многоплановое, многомерное, изучаемое многими философскими направлениями и школами. Смысл человеческой жизни заключается в выборе и осуществлении стратегии жизненного пути, в поиске самореализации и осуществления свободы. Цель жизни человека может рассматриваться в трех возрастных измерениях: ретроспекции (прошлое), проспекции {будущее) и актуализации (настоящее).В истерии философии выделяются несколько типов мировоззрений, каждый из которых утверждал свой идеал смысла жизни человека и его сущности. Для античного мировоззрения характерна идеализация безличного абсолюта - Космоса, в котором существуют два противопоставленных начала (логос и хаос). Источник изменчивости и несовершенства -хаос, подчиненный разумному и гармоничному логосу. В человеке эти две силы противоборствуют, хаос -олицетворение телесности, ему присущи страсти и смерть, логос воплощен в разуме и душе, он вечен.Согласно Аристотелю смысл человеческой деятельности заключается в использовании разума для гармонизации своей жизни. В философии гедонизма смысл жизни сводится к достижению наслаждения. В эвдемонизме жизнь - стремление к счастью как подлинному назначению человека.В средневековой христианской философии высшим разумом является Бог. Грехопадение отождествляется с отчуждением от Бога. Задачей жизни становится преодоление этого отчуждения, возвращение и спасение от греха. Сущность человека в вере, надежде и любви. Исходя из такого понимания, теоретики аскетизма трактовали смысл жизни как отречение от мирских дел, умерщвление (усмирение) плоти ради искупления греховности.С установлением философии Нового времени в антропоцентризме возникло новое противопоставление - основное противоречие человеческой природы сводилось к соединению в человеке эгоистического индивида и свободной личности, способствующей прогрессу всего человечества. Антропоцентрическое мировоззрение в качестве идеала выдвигает человека как просветителя, преобразователя природы, защитника и хранителя природы и культурных ценностей. В этике долгая жизнь является самопожертвованием во имя служения идеалу. Такому подходу противопоставлена концепция утилитаризма, рассматривавшая жизнь как извлечение из всего пользы, и концепция прагматизма, целью жизни считавшая достижение любыми средствами поставленной цели.
|
|
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА,ОБЩ,КАК СИСТЕМА
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Обществе - высшая ступень развития человечеству главные элементы которого: человек, духовные
и материальные отношения между людьми. Структурный анализ общества выявляет сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную; этническую, [Классовую, сословную и т. д, С помощью функционального анализа изучаются функции общества: воспитательная, образовательная, ох
ранительная, управляющая и т. д..: Основные общественные подсистемы: социально-классовая (классы, слои, страты), социально-этническая (этносы,.нации, народности), демографическая (половозрастная), поселенческая (сельская,городская), профессиональная (умственный, физический труд). Факторы, отзывающие влияние на
общество: экономический, политический, природой, демографический, религиозный, национальный истории философии общество исследовалось многими философами. Аристотель понимал общество Жак совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения «социальных инстинктов». В эпоху Просвещения сформировалось новое представление об обществе как организации индивидов, связанных общественным договором (Гоббс, Руссо). В теории марксизма общество высту лает в качестве совокупности общественных отношений. Существуют и иные точки зрения на понимание общества: теория системы разделения социальных ролей (Мертон), теория стратификации (Д. Терирр), концепция социального действия (Т. Патерсон),.теория социальной мобильности (П. Соррм#<), теория индустриального общества (Р. Арон), теория стадий экономического роста (Д. Белл, А,ТТаким образом, из всего многообразия общественных теорий можно выделить основные подходы* изучению общества
|
|
1) органическая концепция (Платон, Спенсер) описывала общество как общественно-биологический
организм, т. е. социальная жизнь рассматривалась с биологической точки зрения (управители - мозг, кровообращение - торговля и т, д,);
2) антропологическая концепция (Спиноза, Дидро,Гольбах и др.). Общество представлено как часть
природы; -,.,..,,
3) идеалистическая концепция (Гоббс, Руссо) трактовала общество как некую идеальную общность, организованную теорией общественного договора;
4) материалистическая концепция (Вебер, марксизм) изучали социум, исходя из осознания общих
общественных целей или как орудие угнетения богатыми бедных.