Наука - вид познавательной деятельности, направленной на создание объективных, системных и обоснованных знаний о мире.Философия муки является самостоятельной областью философии наряду с философией техники, истории, антропологии и т.д. Основными для этой области являются вопросы: что такое наука, каковы ее структура, методы и функции, как возникают научные теории, чем они отличаются и т. д. Философия науки стремится к описанию и решению таких наиболее общих вопросов, как; каково соотношение эмпирического и теоретического знания в науке, какова роль интуиции, какие науки могут предоставить эффективные методы для научного познания, какова роль математики и естественных наук в науч-; ном исследовании, какова степень влияния внешних.-(социально-культурных, мировоззренческих) и внутренних факторов (динамика развития) на содержание научного познания, каковы критерии научного знания. Методы научного познания: эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, систематизация данных, описание), теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогии, абстрагирование, идеализация). С помощью эмпирических методов по- лучают экспериментальный закон и факт, а теоретических - теорию. Критерии научного знания в разные периоды развития науки были различны. Долгое время критериями науки были аксиоматизм, дедушвностъ, эмпирический критерий верифицируемое™ (констатация элементарного факта). В современной науке основными являются критерии: доказательность, непротиворечивость, эмпирическая подтверждаемость, системность, простота, воспроизводимость. Интуиция (от лат. 1пшеп - пристально смотреть) -способность постижения истины без предварительного логического рассуждения. Платон рассматривал истину как интуитивное знание. Р^ Декарт считал, что дедуктивная форма доказательств основана на аксиомах, которые часто постигаются интуитивно, бездоказательно. Б. Спиноза описывал интуицию как «третий род» познания, наиболее достоверно схватывающий сущность вещей. Г. Лейбниц называл ее рациональной способностью, интеллектуальной интуицией. Исследованиями в этой области занимались 3. Фрейд, С. Франк, А. Бергсон и другие философы. Многие из них (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Д. Менделеев и др.) благодаря интуитивному озарению смогли создать важнейшие научные теории, законы и открытия.
|
|
Методы и формы научного познанияОсновными особенностями научного познания являются следующие его характеристики:
развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;.интерсубъективность знания; высокий уровень обобщения знаний; критерий истины полученных знаний — разум и практика; специальные методы получения знания. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы. Универсальными называют методы, которые используются в одинаковой мере на эмпирическом и теоретическом уровнях. Кроме указанных на схеме универсальных методов познания к ним можно отнести и диалектический метод, сущность которого состоит в том, чтобы рассматривать объективный мир (природу, общество и сознание) в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности.
|
|
Специфические научные методы имеют свои особенности, не только зависящие от уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания. Методы математики, например, отличаются от методов, используемых лингвистикой или историографией
68 НТП И НТР
Н аучно - техническая революция, ее сущность и современный этап развития.Большие возможности для прогресса цивилизации создаются развернувшейся в послевоенном мире великой революцией в науке и технике (НТР). Если первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая - с переходом от ручного труда к машинному, то научно-техническая революция знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному и. следовательно, приводит к коренному изменению места человека в производстве. В отличие от производства машинного, создаваемое НТР автоматизированное производство является четырехзвенным, когда к прежним трем звеньям добавляется управляющее устройство. Развитие автоматизированного производства связано с совершенствованием электронно-вычислительных машин, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса материального производства и меняет его производственные функции. Человек становится <рядом> с производством как его контролер и регулировщик. Использование новых технологий и материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация производства создают качественно новые производительные силы, способные принципиально изменить, весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда, экономии времени и. следовательно, увеличения свободного времени в обществе, развития творческой деятельности людей. Все это позволяет с полным основанием сказать, что научно-техническая революция процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, а не только область науки и техники. Но, конечно, научно-технические достижения являются исходными, ибо именно они определяют новые возможности для человеческой деятельности, мощь используемых средств. Социальная природа НТР выражается и в порождаемых ею противоречиях - в неоднозначности ее влияния на природу и общественную жизнь, которое может быть и положительным и отрицательным. Здесь многое зависит от социальных условий ее развития. контроля общества над использованием ее достижений. Современное общество заинтересовано в соединении достижений НТР с гуманистическими целями, ибо “онаучивание” производства и вызываемая им революция в средствах труда создает материально-технические предпосылки для реализации масштабных социальных программ, воплощения идеалов всестороннего и гармоничного развития человека, а реальное осуществление этого зависит от социальной ориентации НТР.