Понятие «диалектика» изменялось в ходе истории и имеет несколько вариантов.
Первый вариант понимания понятия диалектики. Термин появился в Древней Греции и обозначал искусство вести беседу, спорить в целях получения истины. Раскрыть содержание диалектики в этом (первом) смысле нужно на примере диалектического метода Сократа (469 – 399 до н. э.), который он в шутку называл «майевтика».
Второй вариант понимания диалектики в истории философии. Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи всех явлений природы, общества и мышления.
Такая позиция по отношению к диалектике представлена, например, во взглядах Гераклита, Гегеля, в философии марксизма, рассмотрев которые можно более подробно раскрыть содержание диалектики во втором варианте.
Третий вариант понимания диалектики. Диалектика – это метод познания, который требует изучать явления в их изменчивости, взаимосвязи, противоречивости и включает в себя определенные принципы, правила, с помощью которых можно адекватно исследовать все сущее. Например, применение принципа противоречивости означает следующее: для того чтобы избежать одностороннего, упрощенного понимания мира, нужно в процессе анализа выделять не только сходные и различные стороны предметов, явлений, но и противоположные, а именно такие, которые противоречат друг другу, то есть взаимоисключаются, но, одновременно, и взаимопредполагаются. Например, плюс – минус, притяжение - отталкивание, добро – зло, жизнь – смерть; левое - правое. Применение другого принципа - принципа развития – это гарантия от догматизма. В данном случае от исследователя требуется учитывать, что в жизни все меняется, ничто не стоит на месте, и то, что еще вчера было истинным, сегодня может «не работать», оказаться даже ложным.
|
|
Диалектика как метод познания является синонимом термина «диалектическое мышление», то есть особая методология познания, основанная на вышеизложенных принципах.
Метафизика.
Рассмотрим основные варианты понимания термина метафизика.
Первый вариант - (от греч. – то, что существует после физики) – метафизикой, начиная с 1-го века н.э. стали называть сочинения Аристотеля, в которых рассматривались проблемы, относящиеся к «первой» (по его классификации) философии, то есть такой, которая изуча
ет нечто отдельное и неподвижное. Это, например, философские рассуждения о Боге, Первопричине мира.
Впервые объединил различные работы Аристотеля по «первой философии» Андроник Родосский (систематизатор произведений Аристотеля). По дошедшей до нас редакции это 14 книг. Их и стали называться метафизикой.
Второй вариант - с поздней античности и в эпоху средневековья метафизикой стали называть философскую науку в целом; метафизика стала синонимом философии, а именно схоластической философии, то есть умозрительного, не основанного на опыте и эксперименте изучения различных проблем. Метафизика в этом смысле включает в себя следующие разделы: онтологию (учение о сущем, бытии), космологию (учение о мире), философскую антропологию (учение о человеке), теологию (учение о сущности Бога).
|
|
Третий вариант - начиная с Гегеля и, особенно в философии марксизма, метафизика стала пониматься как учение о мире и методе познания противоположное диалектике. Метафизика призывает изучать явления как отдельные, независимые друг от друга и статичные, по крайней мере, изменяющиеся лишь количественно, а не качественно и без противоречий, как утверждает диалектика. Метафизика тяготеет к созданию статичной, умозрительной, то есть оторванной от практики, эксперимента, опыта, картины мира.
В Х1Х веке начинается кризис метафизики. В связи с этим возникают различные антиметафизические философские течения, например, марксистская философия, позитивизм, экзистенциализм. В современный период позиции метафизики отстаивают представители неотомизма - официальной философии Ватикана.