Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.
Задачи финансового прогнозирования:
1. увязка материально – вещественных и финансово – стоимостных пропорций на макро – и микроуровнях на перспективу
2. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период
3. обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внешних и внутренних факторов
4. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами гос власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений
Методы финансового прогнозирования:
|
|
· Математическое моделирование: позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели фин. прогноза, выбрать наиболее подходящий существующей концепции прогноз
· Эконометрическое прогнозирование: рассчитываются показатели на основе статистических оценочных коэффициентов при 1 или нескольких эконометрических переменных. Эконометрические модели описывают динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на фин. процессы
· Метод экспертных оценок: обобщение и математическая обработка оценок специалистов – экспертов по определенному вопросу
· Трендовый метод: предполагает зависимость некоторых групп доходов и расходов от фактора времени. Недостаток: игнорирование экономических, демографических и иных факторов.
· Разработка сценариев: в них наблюдается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников
· Стохастические методы: предполагают вероятностный характер, как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными фин. показателями.
Финансовый прогноз – система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии фин. системы, отдельных ее сфер и субъектов фин. отношений.
12. Виды финансовых планов и прогнозов, их характеристика
Общегосударственный и территориальный уровень:
· Бюджет (федеральный, региональный, местный)
· Бюджеты гос внебюджетных фондов
Бюджет – плановый документ, роспись доходов и расходов органов гос власти или местного самоуправления.
|
|
Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для фин обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.(группировка доходов и расходов, конкретизация частей происходит в соответствии с Бюджетным кодексом и Федеральным Законом «О бюджетной классификации РФ»)
Составляется исполнительным органов власти на 1 календарный год и утверждается в форме закона.
В России бюджет – основной документ, комплексно определяющий количественные и качественные параметры гос (региональнной, муниципальной) политики.
Бюджет гос внебюджетных фондов ( Пенсионный, соцстрахования, обязательного мед страхования)
Составляется виде баланса доходов и расходов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на соц обеспеченье, охрану здоровья и т.д.
(Состав и группировка определяется Бюджетным кодексом РФ)
Составляется органами управления на один календарный год утверждается в форме закона.
Финансовые планы субъектов хозяйствования:
Баланс доходов и расходов
Содержит информацию:
· Состав и объем финансовых ресурсов
· Направления их использования на планируемый период
Составляется на один календарный год с поквартальной разбивкой.
Выделяют:
· Доходы и поступления
· Расходы и отчисления
· Платежи государству
Сводный бюджет составляется из бюджетов более низкого уровня(бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет).
Состоит из доходной и расходной части.
13. Финансовый контроль как элемент управления финансами, его значение и основное описание
Фин контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и гос органами и д.р. норм права в процессе образования, распределения и использования финн ресурсов для своевременного получения полной достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финн решений.
Цель финн контроля - своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- макро- уровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.
Задачи:
· Обеспечения финн безопасности гос
· Выполнение субъектов хозяйствования своих обязательств
· Обеспечение рационального и эффективного использования финн ресурсов
· Соблюдение интересов всех субъектов
· Повышение эффективности фин политики гос
Этапы контроля:
1. Планирование
2. Проведение контроля (сбор данных)
3. Систематизация результатов и составление отчетности
4. Реализация результатов (доведение решений до всех заинтересованных лиц, проведение мероприятий по устранению выявленных недостатков)
Принципы: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение фн-ий и полномочий, состемность.
Формы:
1. Государственный
2. Негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный)
Методы финансового контроля это приемы и способы его осуществления.
1. Обследование
2. Инвентаризация
3. Проверка
4. Ревизия (комплексная проверка финансовой деятельности проверяемой организации)