Брентано: психология как учение об интенциальных актах

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИ

«Элементы психофизики» Г.Фехнера – 1860 – внешняя психофизика. Три метода: 1) едва заметных различий; 2) метод средних ошибок; 3) метод постоянных раздражителей или метод истинных и ложных случаев.

Психометрия. Астрономы обнаружили феномен запаздывания реакции органов чувств на внешний раздражитель. Так был изобретен хроноскоп. Дондерс (Голл.) изоблрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869).

Немецкий физиолог Л.Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакции и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого момента начинается исследование установки.

Тема: Выделение психологии в самостоятельную науку

Физиологическая психология В.Вундта (1983-1920). 1874 г. –«Основания физиологической психологии» - начало существования психологии как самостоятельной науки. По методу это экспериментальная психология.

1879 г. –Лейпцигская лаборатория.

1896 г. – «Очерки психологии». 1911 г. – «Введение в психологию».

С 1900 г. шло издание 20-томной «Психологии народов». Психология как наука о непосредственном опыте. Ее объект – сознание. Эксперимент не отменяет самонаблюдения как единственного метода психологии.

Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С выделением двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса психологической науки.

Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. Атомизм, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Деление ассоциаций на одновременные и последовательные. Одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, последовательные – узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Ассоциации понимаются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет личности.

Кроме ассоциативных, Вундт отмечает апперцептивные связи. Апперцепция – это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражаются во внимании. Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля. Мышление и воображение выступают тоже функциями апперцепции. Однако, сама апперцепция никак не объясняется. Ее источник в самом сознании.

Психологи. Вундта завершает принцип актуальности души, под которым он понимал связь всех переживаний сознания и который отличал от всех представлений о душе как самостоятельной субстанции.

 

Брентано: психология как учение об интенциальных актах.

Одновременно с Вундтом философ Франц Брентано (1838-1917) предложил свою программу новой психологии. Она излагалась в его работе «Психология с эмпирической точки зрения»(1874). Предметом психологии, как и у Вундта, считалось сознание. Однако его природа мыслилась иной.

Согласно Брентано область психологии – это не содержания сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым появляются эти содержания. Одно дело цвет или образ какого-либо предмета, другое – акт видения цвета или суждения о предмете. Изучение актов и есть уникальная сфера, неведомая физиологии. Специфика же акта в его интенции, направленности на какой-либо объект.

Концепция Брентано стала источником нескольких направлений западной психологии. Она придала импульс разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания, которое не сводилось ни к элементам, ни к процессам, но считалось изначально активным и предметным.

Брентано считает, что предметы обладают не реальным, а интенциальным бытием. Это – идеальные объекты, которые сами находятся в душе. Весь предметный мир помещается как бы в душу человека. Соответственно способу отношения к предмету духовные акты классифицируются на три вида: 1) акты представления (Vorstellungen), 2) акты суждения (Urteile), 3) акты чувства (Gefuhle). В представлении предмет является (презентируется) сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. Среди всех этих психических актов ведущая роль принадлежит представлению. Суждение – другой вид отношения к объекту. В суждении объект мнится как истинный или ложный. В актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Этот класс психических феноменов охватывает также желание и волю. Учение о чувствах Брентано положил в основу своих этических представлений.

Брентано подчеркивал единство актов сознания в целостной душевной жизни, в отличие от физического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи. Сознание в единстве его актов Брентано сравнивает с рекой, в которой одна волна следует за другой.

В психологии интенциональности актов поставлены три важных вопроса психологии сознания: предметности, активности и единства.

Брентано оказал большое влияние на австрийского психолога К.Штумпфа, на Вюрцбургскую школу, гештальтпсихологию, на персоналистическую психологию, психоанализ Фрейда. В философии особенное развитие идеи Брентано получили у его ученика Э.Гуссерля (1859-1938), родоначальника феноменологии.

Центральным понятием психологии Штумпфа является понятие функции, которое соответствует понятию акта у Брентано. Он различает явления сознания, психические функции их продукты (например, понятие как продукт понимания). При этом именно функции составляют самое существенное в душевной жизни человека. Явления лишь материал для работы душевного организма. Именно в зависимости от функции мы замечаем в целостном явлении его части, например, определенный тон в аккорде.

Т.Липпс (1851-1914) определял психологию как науку о сознании, связанном с предметно-реальным миром, независимым от сознания. Взаимоотношения между «Я» и предметом осуществляется с помощью актов и деятельности нашего «Я» и появляются в единении между мной и предметом. Липпс ввел понятие «вчувствования» (Einfuhlung, эмпатия), которое определял как «объективированное самочувствие», позволяющее понимать чужую жизнь сознания, воспринимать мир природы, проецируя в него все то, что можно найти в себе самом.

На американском континенте функционализм нашел наиболее яркое воплощение в психологии У.Джемса, отвергнувшего атомизм современной ему психологии. Он считал, что неправильно смотреть на психическую жизнь как на перетасовку и ассоциацию одних и тех же идей. В сознании нет связок. Оно течет непрерывно. Постоянная смена качественностей составляет поток сознания. В этом непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Подобно полету птицы он представляется как бы из сменяющихся полетов и присаживаний. Места отдыха заняты какими-либо чувственными образами, места полета заполнены мыслями об отношениях, которые существуют между предметами, наблюдаемыми в периоды относительного отдыха. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных явлений сознания. Сознание отличается селективностью, избирательностью. Это же отличает наши переживания, во внешнем мире все предметы имеют одинаковую степень реальности.

Связь сознания с мозгом Джемсом понимается следующим образом. Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности, изменяясь параллельно последней и относясь к ней как действие к причине. Вообще Джемс пессимистически оценивал состояние психологии, сравнивая ее с кучей сырого фактического материала. Скептически он отнесся к психофизике и психоанализу Фрейда. Иже всего для него непосредственное наблюдение и сознание как его объект.

Сознание для него – это не субстанция, а функция. Функция эта – познание. Необходимость сознания вызвана потребностью объяснить тот факт, что вещи не только существуют, но еще не отмечаются и познаются. Эти взгляды Джемса, основанные на философии прагматизма, дали начало американскому функционализму, который после 1916 г. перешел в бихевиоризм.

Итак, социальную основу функционализма составляет прагматизм. Практическая полезность идей считалась главным свойством идей. В этой обстановке анализ сознания, лишенный практической значимости, вызывал протест.

Вместо анализа сознания функционализм требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении. Предметом изучения является функция, т.е. операция. Изучить функцию – значит раскрыть ее координацию с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена. Психическая функция, рассматриваемая со стороны ее полезности в практических ситуациях, является инструментом приспособления к окружению. Нацеленность на анализ психики в жизненных ситуациях способствовала развитию прикладной области – тестирования, медицинской, юридической, промышленной психологии.

Так, Дж,Дьюи занимался проблемами обучения. Функционализм не видел причин не заниматься тем, что не представлено в непосредственном опыте (значение, ценность, отношение). Кроме того, функционализм требовал рассматривать целостный организм в единстве разума и тела.

Функциональная психология в России оказала влияние на А.Ф.Лазурского и Н.Н.Ланге. Однако она не выдержала испытания временем и распалась. Основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью.

Противостоял функционализму структурализм. Структурализм стоил свои исследования, абстрагируясь от роли сознания в поведении, а интенциальная психология и функционализм недооценивали содержательную сторону сознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: