Объем и быстродействие памяти

Нейронные ансамбли, ответственные за субъективное отражение, активируются периодически, разряжаясь импульсами.

Из-за биений частот, слагающих ЭЭГ, актуализированные образы памяти как бы пульсируют с периодом биений.

Психологи давно уже выделили несколько типов памяти человека: иконическую, кратковременную и долговременную.

С одной стороны — память человека выглядит безбрежной. Это долговременная память. С другой — удивительно маленькой. Такова оперативная, или кратковременная (рабочая) память. А раньше ее называли объемом сознания. Единицами памяти, ее нейронными кодами служат пакеты волн, т.е. синхронных импульсных разрядов многих нейронов в составе одного ансамбля. Нейронных ансамблей огромное множество. Каждый из них хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Ансамбль состоит из нескольких групп нейронов, число их варьирует. Чем больше нейронов вовлекается в ритмы какого-то ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа.

Каждая единица памяти — это одно определенное понятие или команда, т.е. паттерн действия.

Емкость памяти — функция одной единственной физиологической константы (R=0,1). Это дробь Ливанова.

Из-за циклических колебаний возбудимости нейронных ансамблей образы долговременной памяти актуализируются не все сразу, а по очереди, причем некоторые чаще, другие реже. Если моменты актуализации разных образов совпадают, то такие единицы памяти имеют шанс объединиться. Таким образом, вырабатывается новое понятие. Так происходит научение, и реализуются акты творчества.

Диапазон ощущений

Из физиологических предпосылок вытекает органическая связь временных параметров восприятия стимулов с ощущением их интенсивности. Чем больше разнообразие нейронных кодов, тем шире диапазон ощущений.

 

Нейронные коды памяти

Нейронными кодами памяти служат циклически повторяющиеся волны импульсов, порождаемые нейронными ансамблями. Длительность одного цикла составляет 100 мс. Число ансамблей, последовательно вовлекаемых в активность за этот период, определяется константой Ливанова. Чаще всего оно равно 10. Каждый ансамбль за один цикл активности генерирует от 1 до 10 знаков из нейронных импульсов множества нервных клеток, образующих ансамбль. Минимальное число нейронов, обеспечивающее устойчивые, незатухающие колебания ансамблевой активности, составляет около 100 клеток. Максимальное число неизвестно (порядка сотен тысяч).

Литература:

[1] Стр. 112-141.

Лекция 33

Психофизиология научения

1. Общие понятия. Механизмы научения.

2. Психофизиологические и биологические теории научения.

3. Подход к научению как процессу.

4. Представление о нейрофизиологических механизмах научения.

5. Специфика психофизиологического рассмотрения научения.

6. Системная психофизиология научения. Проблема элементов индивидуального опыта.

7. Фиксация этапов общения в виде элементов опыта.

8. Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности.

9. Связанные с событиями потенциалы мозга (ССП).

 

 

Научение это изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. Это совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных биологическим и социальным потребностям.

Механизмы научения

Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого:

- реактивное поведение,

- оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания),

-когнитивное научение.

Реактивное поведение

- проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти.

Среди разновидностей реактивного поведения различают:

а) привыкание,

б) сенсибилизацию,

в) импринтинг,

г) условные рефлексы.

Привыкание (габитуация) заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецепторов, ретикулярной формации учится игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, убедившись, что он не имеет особого значения для той деятельности, которая осуществляется, а также безопасен в витальном значении.

Сенсибилизация представляет собой обратный процесс. Повторение стимула ведёт к более сильной активации организма, который становится всё более чувствительным к данному стимулу.

Импринтинг (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование определённой специфической формы реагирования. Например, привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадает в его поле зрения в первые часы жизни.

Условные рефлексы – или классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание, по И.П.Павлову – основной механизм индивидуального приспособительного поведения.

Оперантное поведение -

научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого научения:

- метод проб и ошибок;

-формирование автоматизированных реакций;

-подражание.

Научение методом проб и ошибок заключается в том, что, перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных действий и находит решение задачи.

Формирование автоматизированных движений – это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация).

Подражание представляет собой научение путём наблюдения и воспроизведения действий модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно, в основном, приматам. Различают две формы подражания: чистое подражание и викарное научение, т.е. научение с пониманием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: