Зачет, 3 семестр. Вопросы к зачету:
1. Предмет и методы изучения физиологии ВНД. Связь физиологии ВНД с психологией.
2. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Потенциал покоя и механизм его формирования.
3. Потенциал действия, его ионные механизмы. Изменения возбудимости при возбуждении. Понятие лабильности.
4. Взаимодействие возбуждения и торможения в ЦНС. Виды и механизмы торможения.
5. Строение и виды синапсов. Механизм их функционирования. Роль медиаторов.
6. Понятие анализатора, его структура. Значение и виды анализаторов.
7. Общие свойства и закономерности деятельности рецепторных структур: чувствительность, рецепторный потенциал, адаптация.
8. Порог различения раздражителя. Закон Вебера-Фехнера, степенная функция Стивенса.
9. Специфические и неспецифические соматосенсорные системы: пути и принципы переработки информации.
10. Структура и функции проводникового и центрального отделов сенсорной системы.
11. Отделы зрительного анализатора. Построение изображения на сетчатке. Нарушения рефракции.
12. Обработка сигналов в проводниковом и центральном отделах зрительной системы. Бинокулярное зрение.
13. Строение и функции слухового анализатора. Восприятие звука. Понятие амплитудного максимума, микрофонного и суммационного потенциалов.
14. Строение и функции проводникового и центрального отделов слухового анализатора.
15. Строение и функции вестибулярного анализатора.
16. Кожный анализатор. Теории кожной чувствительности (М.Фрей, Г.Гед, Д.Нейф).
17. Большие полушария мозга. Борозды, извилины, строение коры. Роль больших полушарий в ВНД.
18. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Динамики процессов: иррадиация, концентрация, индукция.
19. Особенности безусловных и условных рефлексов. Классификация рефлексов по биологическому значению.
20. Поведение и формы обучения. Характеристика основных форм обучения.
21. Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания.
22. Условный рефлекс как одна из форм обучения. Значение условнорефлекторной деятельности.
23. Правила образования условного рефлекса. Возможные механизмы замыкания условного рефлекса.
24. Виды торможения условных рефлексов. Значение торможения в процессах ВНД.
25. Понятие доминанты, ее свойства, значение, роль в процессах ВНД.
26. Функциональная система как модель структуры поведенческого акта. Значение теории функциональных систем в обосновании процессов ВНД.
27. Потребности и мотивации. Общие свойства мотиваций, их нейрофизиология и нейрохимия. Роль в ВНД.
28. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение. Роль эмоций в ВНД.
29. Эмоциональный стресс. Роль стресса в жизнедеятельности организма.
30. Физиологические основы внимания. Значение внимания в ВНД.
31. Изменения высшей нервной деятельность при разных функциональных состояниях.
32. Виды биоритмов. Их значение в жизнедеятельности организма. Синхронизация и десинхронизация циркадианных ритмов.
33. Теории сна. Значение сна в жизнедеятельности организма. Физиология и нейрофизиология сна. Физиологические изменения во время сна.
34. Высшие интегративные системы мозга. Их роль в ВНД.
35. Двигательные системы. Иерархия двигательных систем, Управление движением как форма поведенческих реакций.
36. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее значение в процессах ВНД.
37. Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.
38. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Их влияние на процессы ВНД.
39. Нейродинамическая конституция. Свойства нервной системы, их измерение. Структура темперамента.
40. Типы нервной деятельности детей и подростков. Особенности соотношения возбуждения и торможения в разные периоды роста и развития.
41. Влияния на ВНД внешних и внутренних факторов. Срывы ВНД.
Глоссарий
Адекватный раздражитель – естественный раздражитель, к действию которого приспособлены определенные рецепторы; в отношении других рецепторов этот же раздражитель – неадекватный.
Акцептор результата действия (АРД) прогностический блок функциональной системы, идеальная модель полезного результата, на уровне которого происходит сравнение получаемого и предполагаемого эффекта. Работа этого блока требует постоянного поступления обратной афферентации – сигналов от исполнительных структур и рецепторов, регистрирующих результаты деятельности.
Амплитудный максимум - определенная для каждого участка основной мембраны внутреннего уха частота колебаний воздуха, резонируемая волокнами основной мембраны и, в конечном итоге, вызывающая максимальное отклонение волокон именно этого участка и возбуждение волосковых клеток данного участка.
Анализатор – трехкомпонентная нервная структура, обеспечивающая восприятие, проведение и анализ, действующих на организм сигналов. Элементы анализатора: рецептор – воспринимающий отдел, преобразующий внешние сигналы в нервные стимулы; афферентный путь, включающий нервы (на периферии), проводящие пути и участки внутри ЦНС, обеспечивающие промежуточную обработку сигналов и центральный (корковый) конец, где происходит оценка и осознание действующего раздражения.
Афферентный синтез – начальный блок функциональной системы, состоящий из нескольких компонентов, в том числе внутренних – мотивации и памяти, который позволяет принять определенное решение по развертыванию функциональной системы.
Безусловный рефлекc – врожденная, генетически обусловленная форма нервной деятельности. Безусловные рефлексы сформировались как реакции на относительно неизменные, из поколения в поколение повторяющиеся условия жизни и являются целесообразными именно в связи с монотонной повторяемостью этих условий. Центр безусловного рефлекса может быть локализован в любом, кроме коры больших полушарий участке ЦНС, в зависимости от чего рефлекс может быть спинальным (локализация в спинном мозге), бульбарным (в продолговатом мозге), мезенцефальным (в среднем мозге), диенцефальным (в промежуточном мозге).
Вестибулорецепторы – волосковые клетки преддверия, составляющие его макулы (пятна) и полукружных каналов (купулы ампул полукружных каналов). Первые участвуют в восприятии ускорения прямолинейного движения (вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево). Вторые – углового ускорения (повороты головы и тела в любой плоскости, т.к. три полукружных канала расположены в трех взаимноперпендикулярных плоскостях).
Вестибулярные ядра (вестибулярное поле) – ядра наружного угла ромбовидной ямки, получающие сигналы по волокнам VIII пары черепномозговых нервов (вестибулокохлеарному) от клеток ганглия Скарпа (его клетки возбуждаются вестибулорецепторами). От вестибулярных ядер много волокон направляются к моторным центрам, как выходным, так и координаторным, что свидетельствуют о значительной роли этих ядер в организации движений; конкретно: в перераспределении мышечного тонуса в зависимости от положения тела относительно гравитационного поля Земли.
Внешнее торможение УР не связано с особенностями самого УР, является результатом внешних по отношению к сигналам УР воздействий. Выделяют индукционное и запредельное торможения.
Внутреннее торможение УР – это угасание, дифференцировка, запаздывание, условный тормоз.
Временная связь – гипотетический механизм, лежащий в основе формирования условного рефлекса. Представляет собой замыкание между корковыми центрами восприятия сигнального и подкрепляющего раздражителей.
Вторая сигнальная система – присущая только человеку система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах и связана с речевой функцией и речевыми центрами.
Гипоталамус – часть промежуточного мозга с большим количеством связей и функций, участвующая в нейроэндокринной регуляции, регуляции обмена веществ, вегетативной регуляции, эмоциональных и других процессах.
Гиппокамп – часть коры, относящаяся к «старой» коре. Занимает не более 4% корковых формаций. Относится к так называемой «лимбической» системе и участвует в запоминании и эмоциональном поведении человека и животных. Гиппокамп в эволюционном отношении очень стабильная структура и с точки зрения устройства, взаимодействия с другими отделами ЦНС у разных животных практически неизменен.
Динамичность – свойство нервной системы, которое проявляется при взаимодействии центров. Оно характеризует скорость и устойчивость образования между ними временной связи, поэтому требует применения условнорефлекторной методики. Чтобы оценить это свойство надо посчитать сколь кратно повторялось сочетание условного и безусловного сигнала, прежде, чем выработался УР, сколько раз надо не подкреплять условный раздражитель, чтобы УР угас.
Дифференцировка – основа большого разнообразия реакций на близкие по своим характеристикам, одномодальные раздражители (на зрительные сигналы, различающиеся по цвету; звуковые – по тону; обонятельные – по характеру запаха). Дрессура в цирке в значительной степени строится на выработке дифференцировок. Для этого какой-либо из раздражителей, например, один цвет, подкрепляют; другой – нет. При инструментальном рефлексе могут создаваться целые композиции из последовательно действующих сигналов, на каждый из которых от животного требуется определенная реакция.
Доминанта или доминантный очаг возбуждения – это характеристика работы нервной системы, которая отражает перераспределение активности нервных центров в пользу наиболее значимых для данной ситуации. При этом данные центры составляют констелляцию (звездчатое объединение) и способны подчинять деятельность организма, вплоть до полной перестройки реагирования. Доминантный очаг обладает рядом свойств: способностью длительно и устойчиво сохранять выраженное возбуждение (инертность возбуждения); способностью воспринимать сигналы не адресованные элементам этого центра (притяжение сигналов, поступающих по коллатералям); способностью тормозить возбуждение других, не связанных с данной констелляцией центров (индуцировать торможение или отрицательная индукция); способностью менять ритм активности таким образом, что разные центры, входящие в констелляцию сближаются по его характеристикам и становятся изолабильными, что улучшает их взаимодействие. Как правило, доминанта развивается на основе ведущей мотивации, которая, в свою очередь есть результат потребности.
Запаздывательное торможение связано с отставлением действия подкрепления, подачей его не сразу вслед за сигнальным воздействием, а через тот или иной промежуток времени. На этот промежуток рефлекс и тормозится, чтобы затем проявиться.
Запредельное торможение связано с применением сверхсильного раздражителя (яркого света, очень громкого звука, горячей или пересоленной пищи и т.д.).
Индукционное торможение возникает, если при действии сигнального раздражителя, который должен вызвать УР вдруг включается дополнительный, незнакомый или непривычный для данной обстановки сигнал. УР прекращается. Это связано с тем, что на новый сигнал организм, как правило, реагирует ориентировочным рефлексом и данный вид реакции индуцирует (наводит) торможение на связи УР. Неоднократное применение данного воздействия перестает быть тормозом, если раздражитель не несет какой-либо полезной или вредной информации. В этом случае говорят, что это временный тормоз. Если же раздражитель потенциально опасен или имеет важное значение по каким-либо другим основаниям, то он будет постоянным тормозом. Таким тормозом стал шум воды для собак, переживших наводнение в Колтушах, где размещался центр по изучению УР при И.П.Павлове.
Интегративные системы – мозговые структуры, деятельность которых по своей сути «объединительна», «собирательна». Чаще всего, обращается внимание на то, что в таких системах нейроны способны получать и перерабатывать многообразную информацию, извлекая из поступающих сигналов полезность, в соответствии с конкретной ситуацией и конкретной структурой. Разные уровни интеграции позволяют усиливать одни и игнорировать другие сигналы, а также поддерживать оптимальный для данного состояния организма уровень деятельности мозга.
Констелляция центров – «звездчатое» объединение, взаимодействующих центров, т.е. объединение с неким «главным», задающим основные параметры для работы других центров, центро. В таком объединении все элементы приходят в состояние «изолабильности», т.е. по ряду важных параметров сближаются друг с другом. В этом случае эффективность и качество работы возрастают.
Кора головного мозга – самая крупная мозговая структура у человека и некоторых млекопитающих, покрывает большие полушария и состоит из нейронов разной формы и размеров, располагающихся слоями и имеющих сложные и многообразные связи друг с другом и с нейронами нижележащих отделов ЦНС. Кора головного мозга – высший отдел нервной системы, наиболее открытый внешним воздействиям, пластичный, контролирующий все другие отделы. Именно с корковыми процессами связаны условнорефлекторные явления, высшие психические функции.
Кортиев орган – содержащий фонорецепторы отдел внутреннего уха; расположен внутри улитки на основной мембране перепончатого лабиринта (вставленная внутрь костного лабиринта соединительнотканная структура). Волосковые клетки кортиева органа реагируют на колебания волокон основной мембраны; при деформации их волосков возникает рецепторный потенциал, инициирующий поток ПД по волокнам VIII пары черепномозговых нервов (вестибулокохлеарному).
Лабильность – также как и сила – внутреннее свойство нервной структуры и ее проявление не зависит от временной связи. По сути, лабильность отражает скорость элементарных возбудительных процессов в нерве, нервном центре, синапсе или другой возбудимой структуре: чем выше эта скорость, тем выше лабильность. Мера лабильности – количество возбуждений в секунду.
Латерализация полушарий – это явление неодинакового участия полушарий в управлении разными видами деятельности называется также асимметрией, а те функции, по которым отличия оказались явными – дихотомиями. При предъявлении разных сигналов по отдельности правому и левому полушариям было выявлено, что существует несколько дихотомий: вербальное – невербальное, последовательное – одновременное, время – пространство, анализ – синтез, абстрактное – конкретное. Все первые члены пар характеризуют работу левого полушария, вторые – правого. Показано также и то, что абсолютное доминирование того или иного полушария встречается сравнительно редко, а вот при выполнении той или иной деятельности практически у всех. Другими словами, если Вам предстоит ориентироваться на местности, правое полушарие начинает активнее работать, его кровоснабжение и метаболические процессы в нем усиливаются, если же Вы занимаетесь анализом какого-либо события в работу активнее включается левое полушарие, как и при чтении, выступлении с речью.
Лимбическая система – совокупность отделов головного мозга, включающая корковые и подкорковые структуры, в частности, гиппокамп, поясную извилину, гипоталамус, миндалевидные ядра и др., участвуют в регуляции эмоциональных реакций, сложных форм поведения.
Модальность – характеристика, действующих на рецепторы раздражителей, в которой отражается физическая или химическая их специфика. Каждый вид рецепторов настроен на восприятие раздражителей определенной модальности: фоторецепторы – световой раздражителям, фонорецепторы – звуковой и т.д.
Нейропептиды – вещества белковой природы, вырабатывающиеся нервными клетками, в том числе, клетками гипоталамуса. Именно нейропептиды определенной мотивации выполняют роль объединителей центров, участвуют в создании изолабильности, «запускают» поведение, связанное с той или иной потребностью.
Первая сигнальная система – общая для человека и животных, система конкретных чувственно непосредственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Связана с работой «центров первой сигнальной системы» – корковых концов анализаторов.
Подвижность также как и динамичность проявляется при взаимодействии центров и связана с изменениями в реагировании. В частности, если выработать какую-либо дифференцировку, а затем изменить условия (перестать подкреплять подкреплявшийся, а начать подкреплять неподкреплявшийся сигнал), то обнаруживается, что результаты такой экстренной замены очень по-разному воспринимаются разными индивидами: одни без труда принимают новые условия, другие очень долго не могут с ними освоиться. Это и есть отражение подвижности нервных процессов.
Психофизический закон (закон Вебера-Фехнера, степенная функция Стивенса) – зависимость между ощущением и приростом воздействия. Математически выраженная зависимость, устанавливающая, что прирост воздействия, необходимый для получения прироста ощущения, зависит от величины исходного воздействия и составляет определенный процент от этого воздействия (для каждой модальности – свой).
Ретикулярная формация (РФ) – часть ствола мозга – неспецифическая активирующая система, обладающая интегративными свойствами, в том числе и способностью, накапливать и фильтровать, поступающую в вышележащие отделы информацию.
Рецептивное поле – совокупность рецепторов одной модальности при раздражении которых активизируется определенная клетка (рецептивное поле клетки), определенный центр (рецептивное поле центра), определенный рефлекс (рецептивное поле рефлекса).
Рецептор – высокоспециализированная нервная структура, часть рефлекторной дуги, а также часть анализатора, избирательно чувствительная к определенному (адекватному для этой структуры) раздражителю, активирующаяся этим раздражителем и создающая нервные сигналы, передающиеся в ЦНС.
Свойства нервной системы – особенности нервных процессов, лежащие в основе нейродинамической конституции человека: первичные (сила, подвижность, динамичность, лабильность); вторичное свойство – уравновешенность, как соотношение возбуждения и торможения по каждому из первичных свойств.
Сетчатка, сетчатая оболочка глазного яблока – десятислойная часть оболочки глазного яблока, содержащая фоторецепторы и другие специализированные клетки, создающие нервные сигналы, передающиеся по зрительному нерву в промежуточный мозг (в таламус). Выходными в сетчатке являются ганглиозные клетки, именно их аксоны создают зрительный нерв.
Сила или выносливость нервной системы. Это свойство характеризует работу как отдельных центров, так и отдельных клеток, является внутренней характеристикой нервной структуры, поэтому для выявления этого свойства нет необходимости прибегать к выработке УР. Достаточно применить сильный или длительно действующий раздражитель и свойство будет охарактеризовано по устойчивости реагирования на этот раздражитель.
Синапс – специфически организованный контакт между передающим и принимающим сигналы нейроном или нейроном и другой клеткой (мышечной, железистой). Большинство синапсов – химические, т.е., передающие сигналы с помощью посредника – медиатора.
Сон – особое функциональное состояние нервной системы и организма в целом – часть суточного ритма «сон-бодрствование» в течение которого отсутствуют сознательные контакты индивида с внешней средой. Нейрофизиологически подразделяют на «быстрый» и «медленный» сон, с разной волновой структурой и различном влиянии на функции организма. Приблизительно каждые полтора часа медленный ритм сна с θ и δ – волнами сменяется низкоамплитудным, высокочастотным десинхронизированным ритмом, очень напоминающим b-ритм бодрствования. Тем не менее, сон в это время очень глубок, хотя мелкие мышцы подрагивают, а дыхание становится неровным и усиливается сердцебиение. Наступает так называемый быстрый сон, БДГ – сон, сон с быстрыми движениями глаз. Оказалось, что этот сон с точки зрения его продуктивности для отдыха, наиболее важен, хотя у взрослого занимает не более 15-20% времени ночного сна, у детей же намного больше, причем, чем младше ребенок, тем больше. Говорят, что у младенцев вообще нет настоящего сна, если понимать под настоящим медленноволновой сон.
Специфически человеческие типы ВНД. У людей с разной степенью соотношения центров первой и второй сигнальной системы проявляются различия в реагировании на разные сигналы – речевые и неречевые. Со времен И.П.Павлова лиц, с явным преобладанием первой сигнальной системы принято именовать людьми «художественного» типа, с преобладанием второй сигнальной системы – людьми «мыслительного» типа. Понятно, что большинство людей относятся к некоему промежуточному, среднему варианту, а истинных «художников» и «мыслителей» не так уж много.
Тип нервной деятельности – совокупность врожденных (генотип) и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой. Его можно установить, измерив все свойства нервной системы – семь первичных и три вторичных. Однако до настоящего времени более распространенной является другая характеристика типа – павловская: сильный уравновешенный подвижный (сангвиник); сильный уравновешенный инертный (флегматик); сильный неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик).
Тип нервной деятельности у детей не может быть определен приблизительно до 7 – 8 лет, так как формирование нервной системы, в том числе и формирование речевых центров в значительной степени процесс постнатального онтогенеза. Однако некоторая характеристика может быть дана и детской нервной системе. Это: лабильный тип – легко перестраивающийся, достаточно выносливый, хорошо обучающийся; инертный – напротив, несколько замедленный в перестройках, с выносливыми как возбуждающими, так и тормозными процессами, условные рефлексы и дифференцировки у таких детей вырабатываются с умеренной скоростью, переделки – с трудом. Однако их отличает стойкость и прочность усвоения навыков и знаний; возбудимый тип характеризуется выраженным преобладанием возбуждения над торможением практически в любых проявлениях свойств нервной системы. Эти дети подвижны до неусидчивости, несдержанны, эмоционально неустойчивы, у них легко вырабатываются УР, но трудно дифференцировки, угашение; легкость усвоения навыков у них сочетается с легкостью их утраты. Тормозной тип противоположен возбудимому. Трудность включения в деятельность, значительная зависимость от условий, слабая выносливость по возбуждению, но зато высокая сила тормозного процесса – вот основные характеристики этого типа. При освоении какого-либо навыка или знания большая точность, скрупулезность выполнения, как правило, ничего лишнего при этом не допускается.
Торможение условнорефлекторной деятельности. Все изменения, происходящие в условнорефлекторной деятельности принято называть торможением УР – внешним и внутренним.
Угасание – прекращение данной условнорефлекторной деятельности, если теряется ее целесообразность. В частности, сигнальный раздражитель перестает подкрепляться. При нескольких неподкреплениях животное или человек, убедившись в ненужности реакции, утрачивают ее, временная связь перестает проявляться, угасает.
Уравновешенность – вторичное свойство нервной системы. Каждое из первичных свойств, кроме лабильности, может характеризовать как возбудительные, так и тормозные процессы в нервной системе. Другими словами можно их сравнить между собой. Если они будут выражены приблизительно одинаково, то можно говорить об их уравновешенности, если нет, то о неуравновешенности с преобладанием либо возбуждения, либо торможения. Таким образом, по каждому их первичных свойств эту уравновешенность – неуравновешенность можно выявить.
Условный рефлекс (УР) – ассоциативная форма обучения, представляет собой приобретенную форму поведения. Внешне выражается в «неправильном, нелогичном» реагировании на какой-либо раздражитель. Например, выделение слюны при зажигании лампочки или стуке метронома. Это, так называемый, слюнной или классический УР. Такая реакция может сформироваться только при определенных условиях, главным из которых является сочетание раздражителей: сигнального (условного), в данном случае зажигание лампочки или стук метронома, и подкрепляющего (безусловного) – подачи пищи. Существенным отличием УР от безусловного является то, что для его формирования необходимо участие коры больших полушарий. В коре образуется временная связь между корковым представительством условного и безусловного раздражителей. При установлении такой связи один лишь условный сигнал станет вызывать реакцию, характерную для действия безусловного раздражителя.У каждого свой опыт подобных сочетаний, поэтому УР – индивидуальная форма поведения, включающая огромное разнообразие сочетаний самых разных раздражителей и реакций, в том числе и двигательных. Как правило, двигательные реакции, особенно манипуляторные, имеют место в другой форме УР – инструментальных.
Условный тормоз – это весьма своеобразная и тонкая реакция, подстраивающая организм к определенным соотношениям воздействий. Если какой-либо раздражитель сопровождать неким другим воздействием и это сочетание не подкреплять, действие же одного сигнального раздражителя продолжать подкреплять, то на сочетанное воздействие реакции не будет. Говорят, что этот дополнительный раздражитель стал условным тормозом. Удивительно то, что он проявляет свое тормозящее действие и в отношении других УР у данного животного или человека.
Фонорецепторы – волосковые клетки улитки; воспринимают звук, преобразуют акустические сигналы в нервные импульсы, передающиеся по вестибулокохлеарному нерву (VIII пара черепномозговых нервов).
Фоторецепторы – палочки и колбочки, находящиеся в сетчатой оболочке глаза, воспринимающие свет ее элементы; преобразуют световую энергию в сдвиг заряда своей мембраны, и, тем самым, способствующие возникновению сигналов, идущих по зрительному нерву.
Функциональная система – объединение различно локализованных структур и процессов, совместная деятельность которых приводит организм к получению некоего полезного для него результата. Понятие функциональной системы ввел П.К.Анохин. Изучение большого разнообразия состояний и процессов в организме показало, что в каждом конкретном случае реакция организма складывается из целого ряда явлений и обеспечивает оптимальную и хорошо контролируемую последовательность событий, полезность которой – системообразующий фактор.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – запись суммарной электрической активности головного мозга, однако, как правило, речь идет о корковой активности. ЭЭГ при разных функциональных состояниях существенно различается. Активное бодрствование сопровождается b-ритмом – низкоамплитудным, высокочастотным, десинхронизированным ритмом. Состояние относительного покоя (глаза закрыты, мышцы расслаблены) выражается α-ритмом, гораздо менее высокочастотным (8-11гц), но более высокоамплитудным (до 30 мка) и хорошо синхронизированным ритмом. Такой же ритм сопровождает засыпание (дремоту). Углубление сна – дальнейшее снижение частоты (4-6 гц – θ ритм; 1-3 гц – δ ритм), увеличение амплитуды до 150 – 300 мка, синхронизация ритма сохраняется.
Эмоциональное выражение (двигательные и вегетативные компоненты эмоций), эмоциональное переживание (субъективный компонент эмоций).
Эмоция – отражение мозгом человека и животного какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения. Виды эмоций: базисные (радость-горе, удовольствие-отвращение, уверенность-страх, торжество-ярость), дифференцированные (заимствованные), сложные. Базисные эмоции имеют хорошо выраженное мимическое и вегетативное обеспечение, а также субъективно переживаются, при этом положительную эмоцию человек и животное стремиться продлить, отрицательную, напротив, остановить. Кроме основных, имеются и другие эмоции – стыд, сочувствие, нежность, любовь и другие. Это более сложные эмоции, они могут не проявляться по одному или двум компонентам. Например, не иметь выраженной вегетативной реакции, или не выявляться мимически. Что касается нервных структур, участвующих в эмоциональных реакциях, то это гипоталамус и другие элементы лимбической системы: гиппокамп, миндалина, поясная извилина коры, лобные доли. Известно, например, что удаление лобных долей у обезьян приводит к состоянию апатии, невозможности установить социальные контакты.
Методическое издание