Северо-западный речной бассейн

Порты: анненский мост, белозерск, белый ручей, валдай, великий новгород, вознесенье, вытегра, коневец, лодейное поле, никольский, отрадное, подпорожье, санкт-п, сортавала, череповец, шидрово, шлиссельбург.

В Северо-Западном бассейне (1974) — 257 портов, пристаней и остановочных пунктов министерства речного флота РСФСР (МРФ) и 164 причала промышленных предприятий; в 1973 в портах и на пристанях бассейна выполнено около 85% общего объёма погрузки-выгрузки на причалах системы МРФ, из них 97,5% — механизированным способом. На погрузочно-разгрузочных работах использовалось 9,5% парка перегрузочных машин всех портов МРФ.

Средняя продолжительность эксплуатационного периода в бассейне для рек Невы, Свири, Ладожского оз. — 229 дней, для Онежского оз.— 183, для рр. Неман и Преголя — 225 дней.

Основные порты на Волго-Балтийском водном пути — Ленинград, Череповец (см.Волжского бассейна речные порты); в юго-западной части бассейна — Калининград, Советск; на Онежском оз. — Медвежьегорск, Петрозаводск.

Ленинградский речной порт (основан в 1933) находится в черте города. Имеет 3 грузовых района: в устье малой Невы на Васильевском острове (с 1965, перерабатывает в основном минерально-строительные грузы, поступающие с Финского залива); Невский (с 1969) на правом берегу Невы (перерабатывает минерально-строительные грузы, отправляет контейнеры и тарно-штучные грузы); Ивановский (с 1946) на базе пристани на левом берегу Невы (перерабатывает разные грузы). Поступающие в Ленинград каменный уголь, лес (на судах), хлеб, нефтепродукты выгружаются на причалах промышленных предприятий.

Калининградский речной порт (основан в 1946) находится в черте города на правом берегу р. Преголя, в 6 км от устья; отправляет минерально-строительные грузы, получает лес (на судах), уголь.

Советск (речная пристань, основан в 1948) в Калининградской области, на левом берегу р. Неман, при пересечении с железной дорогой; перерабатывает местные грузы, производит их перевалку с воды на железную дорогу и обратно.

В Прибалтике наиболее развито речное судоходство на территории Литовской ССР. Каунас (речная пристань, основан в 1946) на правом берегу р. Нямунас, при пересечении с железной дорогой; перерабатывает в основном местные грузы, осуществляет их перевалку с воды на железную дорогу и обратно.

Медвежьегорский речной порт (основан в 1933) на сев. берегу Повенецкого залива Онежского оз. Специализированный грузовой район Пергуба построен в 1973. Порт связан с железной дорогой, с которой перегружаются на воду апатитовый, железорудный концентраты, строительные материалы, промышленные сырьё; с воды на железную дорогу поступает каменный уголь.

Петрозаводский речной порт (основан в 1961) расположен в черте города, на западном берегу Онежского оз. Связан с железной дорогой, по которой поступает промышленное сырьё; отправляет лес (на судах), пиломатериалы на экспорт, промышленно-продовольственные товары, строит, материалы, оборудование.

Здесь находятся конечные пункты Международных транспортных коридоров север-юг и запад- восток. Водные пути бассейна северо запада входят в единую глубоководную систему.

Навигация В бассейне ледовый период довольно продолжительный. Реки вскрываются сначала на западе и позднее на северных притоках онежскоого озера. Физическая навигация в среднем длиться 188суток. Продолжительность физ навигации лимитируется сроками замерзания водораздельного канала и вскрытия ото льда Белого озера: канал замерзает раньше, чем все другие участки волго балтийского пути, а белое озеро очищается ото льда позже других участков. Срок продленной навигации зависят от ледовой обстановки на волго балтийском канале,в среднем навигация может быть продлена на 12-15 суток

Перевозки по объему перевозок строительные грузы,нефтеналивные, лесные,удобрения, металлопродукция, руда и другие. В запдных районах используется уголь не тоько печерского угольного бассейна,но и кузнецкого бассейна. В череповецком порту на водный транспорт переваливается печорский уголь.

Проблемные ситуации Создает перегруженность волго балтийского канала. Основанием для этого служат техические характеристики водного пути. Дополнительные затраты создает ожидание для прохода по водному пути.

Билет14

1) ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва — «портом пяти морей».

К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева.

В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей — 3300 км, Лена — 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги — Красноярск, Братск, Усть-Кут.

Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

 

2) СЕВЕРНЫЙ РЕЧНОЙ ПУТЬ главные экспортные порты: Мурманск, архангельск,игарка. Сравнительно небольшой экспорт древесины идет через порты: НАрьян мар,мезень,омега,кемь,умба.Крупные порты каботажного назначения- Беломорск и Кандалакша. Так же порты дудинка

Основные воднотранспортные узлы северной части Европейской территории России, через которые организуются перевозки грузов и пассажиров по рр. Печора, Северная Двина, Сухона и притокам, связывающим промышленные и с.-х. районы Коми АССР, Архангельской и Вологодской областей. Продолжительность эксплуатационного периода на Печоре до 165 дней, Северной Двине 185, Сухоне 192 дня. Всего в бассейне (1974) 598 портов, пристаней и остановочных пунктов министерства речного флота РСФСР (МРФ) и около 119 причалов промышленных предприятий. В 1973 выполнено 69% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ на причалах системы МРФ (из них более 96% механизированным способом); на погрузочно-разгрузочных работах использовалось 6,5% парка перегрузочных машин МРФ.

Основные порты на р. Печоре — Печора, Нарьян-Мар; на Северной Двине — Котлас, Архангельск; на р. Вологде (притоке Сухоны) — Вологда.

Печорский речной порт (основан в 1942) на правом берегу р. Печоры в черте города у пересечения с железной дорогой. Принимает лес в плотах (выгружает на причалы промышленных предприятий), минерально-строительные грузы, продукты животноводства; отправляет поступающие с железной дороги каменный уголь, оборудование, промышленные товары, с.-х. машины, нефтепродукты наливом.

Нарьян-Мар, порт министерства морского флота СССР (основан в 1933) в устье Печоры, принимает с речных судов каменный уголь, лес (в плотах и в судах); отправляет промышленные и продовольственные грузы, поступающие с морских судов.

Котласский речной порт (основан в 1944) у пересечения Северной Двины с железной дорогой; его грузовые причалы — на левом берегу р. Вычегды. Пассажирский участок в черте города. Производит перевалку каменного угля, круглого леса, поступающих с железной дороги, на воду; отправляет вниз по течению лес в плотах и в судах.

Архангельский речной порт (основан в 1961) в устье Северной Двины; пассажирский участок на правом берегу в черте города. Участок левого берега связан подъездным путём с железной дорогой. Принимает каменный уголь, лес (в плотах и в судах); отправляет морем круглый лес (в судах), выгружаемый из плотов.

Вологодский речной порт на левом берегу р. Вологды, в 32 км от её впадения в р. Сухону; реорганизован из пристани (1961), связан с ж.-д. магистралью. Получает лес (в судах), минерально-строительные грузы, с.-х. продукты для перевалки на железную дорогу; отправляет промышленные и продовольственные грузы, с.-х. оборудование, нефтепродукты.

 

Условия судоходства на арктических морях существенно отличается что связано с их географическим положением и особенностями гидрологических и метеорологических процессов. Белое море- дно моря неровное, глубокие впадины и желоба чередуется с мелями и банками,много островов. Навигационные условия тяжелые из за сильных течений,ветров,туманов. Баренцево море. Подвержено проливно – отливными явлениями, достигающим у кольского полуострова амплитуды 4. приходиться учитывать сильные ветра, которые вызывают большую волну (до 9м). Карское море. Береговая линия изгибиста. Климат суров. Штормовые ветра, туманы.

Перспективным и развивающимся направлением служит транспортировка добычи природных ресурсов, преимущественно углеводородного сырья и металлов. Каботажные перевозки традиционно осуществляются между пунктами арктического побережья и островами северного ледовитого океана. Среди грузов выделяются: нефтяные, уголь,лес, металл, различное оборудование и машины, потребительские и продовольственные товары по государственной программе «Северного завоза».

Проблемные ситуации Основные проблемы связаны с арктическим климатом и ледовым покрытием,особенно,вне зоны влияния теплого течения гольфстрим Поэтому транзитный поток грузов по северному морскому пути носит крайне редкий сезонный характер по той причине что не обеспечена круглогодичная навигация, которая обеспечивается даже с помощью атомных ледоколов только с июня-июль до первых чисел ноября. Дополняют проблему мелководные побережья (восточная часть баренцева моря, обская губа), и проливы северных морей.

 

Билет 15

1) Географические информационные системы (ГИС) - это успешно развивающаяся информационная технология, эффективно применяющаяся во многих отраслях, в том числе и на транспорте. При этом у транспортных ГИС есть одна важная особенность - самый широкий круг пользователей, которым нужна транспортная информация. Это сами дорожники, то есть те, кто создает и поддерживает транспортные сети в рабочем состоянии. Это те, кто осуществляет перевозки по транспортным артериям. Это и все мы, поскольку пользуемся транспортом для проезда. И всем нам, рядовым пассажирам и водителям, профессионалам перевозок и обслуживания дорог, нужна информация о транспортных сетях и объектах. Применение ГИС на отдельных видах транспорта

По сути, возможности тут безграничны, так как ГИС - универсальная технология для работы с пространственными данными. Причем, на разных видах транспорта есть свои специфические задачи, которые могут эффективнее решаться с помощью ГИС. Вот только некоторые из них:

Автодороги

- планирование (совместный анализ транспортной нагрузки и состояния дорожного полотна)

- проектирование (выбор оптимальных коридоров для прокладки новых трасс)

- строительство (отображение состояния строительных проектов и определение приоритетов)

- эксплуатация (анализ различных стратегий проведения ремонтных работ и распределения средств, совместное отображение карт и строительных чертежей из САПР)

- мониторинг передвижения, сбор статистики по функционированию подведомственной дорожной сети, анализ аварий.

 

Железные дороги

- управление недвижимым имуществом

- управление объектами инфраструктуры (энергоснабжение, путевое хозяйство, сигнализация и связь)

- слежение за поездами и грузами

- анализ грузопотоков

- мониторинг и реагирование на чрезвычайные ситуации

- информирование пассажиров

- маркетинг

- оценка рисков

- планирование развития сети

- распределение средств на ремонт и развитие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: