Глава 14
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ
НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1921-1929 гг.)
§ 1. Переход к новой экономической политике
Переход к новой политике был обусловлен, по словам В. И. Ленина, жесточайшим кризисом во всех областях жизнедеятельности государства. Для вывода народного хозяйства из разрухи, вызванной многолетней войной, требовались срочные меры. Формы и методы руководства страной, присущие «военному коммунизму» (голое администрирование, прямое распределение и т. д.), в мирной обстановке не могли быть использованы. Пполрязверсткя. которую крестьянство терпело ч тпы иойны1 тспррц rki- З.ЫВЯПЯ всеобщее неприятие имрннп пня яиипягч, причиной яитигппртгк-иу
выступлений. Л енин признавал, что по пути национализации торговли и
промышленности, по пути закрытия местного оборота зашли слишком далеко и это было ошибкой, что продразверстка не есть «наилучшее с точки зрения социализма».
Поиск альтернативных методов управления экономикой был связан с отказом от догматических представлений о принципах организации социалистического планового хозяйства как хозяйства, основанного на натуральных формах обмена и распределения продукции по приказам учетно-распределительных и административно-распорядительных органов. Введение рыночных отношений, хозяйственного расчета сопровождалось изменениями в области государственного строительства, реформой правовой системы, реорганизацией системы государственных органов, правоохранительных в том числе.
|
|
На развитие государства и права в 20-е гг. непосредственное воздействие оказали и другие важные события: национально-государственное строительство, образование Союза ССР, проведение курса строжайшей экономии и сокращения административно-управленческих расходов, изменение положения страны на международной арене (установление дипломатических и торговых отношений с европейскими странами в 1-й половине 20-х гг. и провозглашение курса на изоляцию Советского государства во 2-й; надежды на мировую пролетарскую революцию в начале нэпа и переход к политике построения социализма в одной отдельно взятой стране) и др.
§2. Национально-государственное строительство. Образование СССР
Начавшееся сразу после Октябрьской социалистической революции самоопределение народов России, оформление в той или иной форме их национальной государственности продолжилось в период Гражданской войны и иностранной интервенции, новый импульс приобрело с переходом к мирному строительству.
В рамках РСФСР это происходило преимущественно в форме образования новых автономных республик, автономных областей. Так, в 1920 г. возникли Карельская Трудовая Коммуна, Киргизская (позже Казахская) АССР, Вотская, Калмыкская, Марийская, Чувашская автономные области, в 1921 г. - Дагестанская и Горская автономные республики, автономная область Коми. В 1922 г. были образованы Якутская Автономная Республика, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская (Адыгейская), Чеченская автономные области, восстановлена Крымская АССР. В отличие от предыдущего этапа национально-государственное строительство теперь осуществлялось не исключительно на национально-территориальном принципе, а с таким расчетом, чтобы эти образования обладали также экономической целостностью.
|
|
Нужно упомянуть о двух обстоятельствах, которые не имели непосредственного отношения к социалистическому национально-государственному строительству, но которые нужно учитывать при рассмотрении вопроса о развитии форм государственного единства РСФСР. В 1920 г. на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, бывших до революции под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская Народная Советская Республика и Бухарская Народная Советская Республика, с которыми РСФСР поддерживала тесные связи. В ходе начавшегося с середины 20-х гг. национально-государственного размежевания их народы вошли в состав образованных в Средней Азии советских социалистических республик.
В связи с тем, что Дальний Восток был оккупирован японскими войсками, чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферной Дальневосточной республики (ДВР). 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание ДВР приняло Конституцию. После освобождения Дальнего Востока Красной Армией Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября территория ДВР включена в состав РСФСР.
В нормативно-правовых актах, регламентировавших взаимоотношения автономных республик с РСФСР, оговаривалось, что руководство необъединенными наркоматами (к их числу относились и народные комиссариаты внутренних дел) находится в исключительном ведении автономных республик. В ходе районирования, с включением автономных республик в состав краев или областей, этих полномочий автономные республики были, по существу, лишены.
Автономные области по своему статусу приравнивались к губерниям.
Согласно Конституции РСФСР 1925 г. каждая автономная республика могла иметь свой Основной закон, который должен был приниматься на съезде Советов той или иной республики, затем представляться на утверждение ВЦИК и на окончательное утверждение вноситься на Всероссийский съезд Советов. Проекты конституций рассматривались специально созданной комиссией Президиума ВЦИК, но ни один из них не был ею одобрен и передан на утверждение ВЦИК.
Если национально-государственное строительство в рамках РСФСР протекало в ранее установленных, прошедших проверку временем формах, то развитие отношений между независимыми советскими республиками привело к созданию нового федеративного государства1. Как известно, за годы войны между независимыми советскими республиками сложился военный союз. С переходом к мирному строительству упрочение государственно-правовых связей этих республик стало одной из насущных задач. Для интеграции имелись все предпосылки. Тесные народно-хозяйственные связи, сложившиеся на базе разделения труда между отдельными регионами еще в дореволюционной России, не были утрачены за годы войны. Только на их основе каждая независимая советская республика могла рассчитывать на восстановление хозяйства.
|
|
По окончании Гражданской войны и иностранной интервенции интеграционные процессы еще более углубились. В 1921-1922 гг. были объединены транспорт и связь республик, органы внешней торговли, создан единый бюджет, что повлекло введение единой налоговой и денежной системы и т. д. Важно, что соответствующие государственные органы РСФСР начинали играть роль общесоюзных (СТО, Наркомат финансов РСФСР), представители республик участвовали в работе высших органов власти РСФСР (IX и X Всероссийские съезды Советов, избранный IX съездом Советов ВЦИК). Совнарком РСФСР, многие наркоматы и ведомства республики также приобрели черты общефедеративных органов. РСФСР представляла интересы других республик (по их просьбе или согласию) на международной арене. Первый хозяйственный план, принятый VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г., - план ГОЭЛРО - касался не только РСФСР, но и других республик.
В числе предпосылок объединения независимых республик следует назвать также складывание единой правовой базы. Этому способствовала практика так называемой «регистрации», когда ЦИК той или иной республики прямо вводил своим актом в действие соответствующий акт РСФСР. Чаще та или иная республика принимала свои законы на основе актов РСФСР.
В республиках существовала единая по своей сущности политическая основа - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, единая правящая партия, строившаяся на строго централизованной основе.
Нужно принимать в расчет и социально-психологический аспект. За годы Гражданской войны и иностранной интервенции народы бывших окраин империи увидели, какое будущее их ждет без союза с Россией.
Таким образом, реально существовавшие между независимыми советскими республиками отношения означали их единение с признанием первенства РСФСР; по правовой природе отношения республик с РСФСР
были федеративными, которые, однако, не нашли четкого единообразного оформления. В то же время в некоторых сферах жизнедеятельности взаимотношения между республиками и РСФСР отошли от зафиксированных в договорах и соглашениях положений, стали расцениваться республиками как ущемление их прав, сведение их до уровня автономий. Поэтому в марте 1922 г. Украина, а в июле Закавказская Федерация поставили вопрос о взаимоотношениях с Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой.
|
|
Реальные отношения республик с РСФСР, конечно же, учитывались при решении вопроса, в какую правовую форму облечь союз республик. Фактические отношения и послужили основанием для выдвижения идеи автономизации, которую поддержали многие республики, она легла в основу решений Комиссии ЦК РКП(б) 23-24 сентября 1922 г. Предложенный комиссией проект решения о взаимоотношениях РСФСР с другими советскими республиками сохранял и усиливал преимущественное положение РСФСР (§ 1 проекта предусматривал «вступление» других республик в РСФСР).
С другим предложением, основывавшимся на принципе равноправия республик, выступил В. И. Ленин. Идея новой федерации, куда как равноправные члены входят РСФСР и другие республики, была им обоснована в письме в Политбюро 26 сентября 1922 г.1 Входящие в состав нового союзного государства республики, оставаясь суверенными, должны были передать некоторые сферы правления в ведение федерации.
Это предложение в октябре 1922 г. было одобрено Пленумом ЦК РКП(б), принявшим решение об объединении РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерации в Союз Советских Социалистических Республик. Их съезды Советов также поддержали это предложение.
30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, принявший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В Декларации подчеркивалось, что «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы Советских Республик на путь объединения в одну социалистическую семью».
Договор об образовании Союза ССР разграничивал компетенцию союзного государства и вошедших в его состав республик, определял систему высших общефедеративных органов. Верховным органом страны являлся съезд Советов СССР, а между съездами - Центральный Исполни тельный Комитет СССР, который избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в составе 371 члена. ЦИК СССР избирал Президиум, который возглавляли четыре председателя ЦИК (по числу союзных республик - председатели их ЦИК). Президиум ЦИК являлся высшим органом власти Союза в период между сессиями ЦИК СССР. Исполнительным органом ЦИК Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР.
Съезд принял тексты Декларации и Договора в основном и передал их на рассмотрение ЦИК союзных республик. Он поручил ЦИК СССР с учетом полученных от республик отзывов утвердить Декларацию и Договор, ввести их в действие и представить их на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.
В ходе работы над юридическим оформлением образования Союза ССР было решено разработать и принять Конституцию СССР, хотя представители Украины и Грузии предлагали ограничиться разработкой Договора (что с правовой точки зрения придавало новому союзу характер скорее конфедерации, а не федерации). После всестороннего обсуждения на разных уровнях проекта 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции и постановила: 1) утвердить Конституцию Союза ССР и немедленно ввести ее в действие; 2) внести принятый сессией текст Конституции на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР. Здесь же было образовано Правительство Союза ССР - Совет Народных Комиссаров СССР.
Создание Союза Советских Социалистических Республик явилось событием, повлиявшим не только на развитие отечественного государства и права, но и на весь ход мировой истории.
13 июля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял обращение ко всем народам и правительствам мира, в котором сообщалось, что высшие органы государственной власти и государственного управления нового государства сформированы и приступили к своей деятельности. В обращении особо оговаривалось, что отнесенные к ведению союзных республик вопросы остаются в их исключительной компетенции.
Конституционное строительство активно продолжалось. На второй и третьей сессиях ЦИК СССР первого созыва были приняты постановления: «О Совете Труда и Обороны Союза ССР», «О Государственном банке Союза ССР», «О Центральном статистическом управлении Союза ССР», Положение о Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР, Положение о Верховном суде Союза Советских Социалистических Республик, Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР.
Состоявшийся в январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Она состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Основной закон относил к компетенции верховных органов власти Союза ССР такие жизненно важные вопросы, как, например: представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами; изменение внешних границ Союза, урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками; заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; объявление войны и заключение мира; заключение внешних и внутренних займов Союза ССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; ратификация международных договоров; руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; руководство транспортным и почтово-телеграфным делом; организация и руководство Вооруженными Силами; установление общего плана народного хозяйства Союза; определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение; заключение концессионных договоров (общесоюзных и от имени союзных республик), утверждение единого государственного бюджета Союза ССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов; установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства; установление основных законов о труде; право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза и другие вопросы.
Согласно Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, определенных Основным законом, и по предметам, отнесенным к ведению Союза. Охрана суверенных прав республик возлагалась на СССР. Вместе с тем Союз ССР наделялся правом отменять постановления верховных органов союзных республик, если они противоречили союзной Конституции, а также право разрешать возникающие между республиками споры.
Союзные республики наделялись правом свободного выхода из СССР. Конституция гласила, что для изменения, ограничения или отмены свободы выхода из Союза ССР необходимо согласие всех входящих в него республик.
Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами - Центральный Исполнительный Комитет СССР, а между его сессиями - Президиум ЦИК.
Всесоюзный съезд Советов формировался на тех же основах, что и Всероссийский съезд Советов: из представителей городских Советов и Советов городских поселений из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представителей губернских съездов Советов - I депутат на 125 тыс. жителей.
Очередные съезды Советов СССР созывались ЦИК СССР один раз в год. Чрезвычайные могли созываться по инициативе ЦИК СССР, по требованию одной из его палат или двух союзных республик Конституция СССР 1924 г. отнесла к исключительному ведению съезда Советов только утверждение и изменение основных начал Основного закона. В каждодневной государственно-правовой практике верховенство представительных органов власти проявлялось в том, что они принимали к своему рассмотрению и другие вопросы, имевшие важное значение. Всесоюзные съезды рассматривали перспективы развития промышленности, сельского хозяйства, заслушивали доклады о состоянии армии и пр.
В период между Всесоюзными съездами Советов высшую государственную власть осуществлял Центральный Исполнительный Комитет СССР, избиравшийся съездом Советов и несший перед ним ответственность за свою работу.
Центральный Исполнительный Комитет СССР состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался непосредственно Всесоюзным съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (т. е. крупные республики получали преимущество) - всего 414 человек. Совет Национальностей формировался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой), по одному от каждой автономной области РСФСР. Персональный состав Совета Национальностей утверждался съездом Советов СССР.
Даже в случае совместных заседаний палаты голосовали раздельно. Возникавшие между ними разногласия палаты устраняли через согласительные комиссии. Если же их работа не приносила результатов, то вопрос переносился на совместное заседание палат, а по требованию одной из палат - на разрешение очередного или внеочередного съезда Советов СССР.
ЦИК СССР работал сессионно. Очередные сессии должны были собираться три раза в год. До 1925 г. определенная Конституцией СССР очередность созыва ЦИК СССР выдерживалась, а затем стала нарушаться. Председателями его являлись председатели президиумов ЦИК союзных республик, выполнявшие эти обязанности поочередно.
В перерывах между сессиями союзного ЦИК законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся формировавшийся на сессии ЦИК Президиум ЦИК (в него в полном составе входили члены Президиумов обеих палат ЦИК - по семь человек, еще семеро избирались сессией ЦИК). Роль этого постоянно действовавшего органа последовательно повышалась, в том числе и вследствие удлинения перерывов между сессиями ЦИК СССР. Президиум ЦИК СССР наделялся правом приостанавливать и отменять постановления союзного правительства, приостанавливать решения съездов Советов союзных республик, отменять постановления республиканских ЦИК. Он мог издавать декреты, постановления, распоряжения (за исключением определяющих общие нормы политической и экономической жизни), рассматривать и утверждать проекты постановлений, вносимых СНК СССР, отдельными ведомствами или высшими органами власти союзных республик. При Президиуме ЦИК СССР создавались различные комиссии и комитеты.
Согласно Конституции СССР, ЦИК наделялся правом издавать кодексы, постановления и распоряжения, объединял всю работу по законодательству и управлению Союзом. Все нормативно-правовые акты, определявшие общие нормы политической и экономической жизни страны, вносившие «коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР», подлежали обязательному рассмотрению и утверждению ЦИК СССР».
Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет Народных Комиссаров СССР. Формирование его происходило на первой сессии ЦИК СССР каждого созыва. Статус правительства был определен Конституцией и Положением о СНК СССР от 12 ноября 1923 г. СНК СССР издавал декреты и постановления, которые могли быть приостановлены и отменены ЦИК СССР и его Президиумом, а ЦИК и Президиумы ЦИК союзных республик могли их опротестовать в Президиум ЦИК СССР.
Совнарком СССР руководил общесоюзными и объединенными наркоматами. Ему поручалось предварительное рассмотрение проектов декретов и постановлений, вносимых на утверждение ЦИК или Президиума ЦИК СССР, а также вопросов, которые ЦИК и Президиум ЦИК СССР передавали на его рассмотрение.
В состав Совнаркома СССР входили: общесоюзные наркоматы -иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов; объединенные (союзно-республиканские по более поздней терминологии) наркоматы - продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции и ВСНХ. С совещательным голосом в заседаниях правительства участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, председатели ЦСУ и ОГПУ, председатели СНК союзных республик. По решению СНК Союза ССР к его работе могли привлекаться и другие лица.
Союзный Совнарком активно участвовал в нормотворческой работе: принимал соответствующие акты самостоятельно, вносил законопроекты в Президиум ЦИК СССР. Так, в 1927 г. подавляющая масса - около 80% -законопроектов, рассмотренных Президиумом ЦИК СССР, поступили из СНК СССР.
Все остальные отрасли государственного управления находились в исключительном ведении союзных республик. Там создавались наркома ты: земледелия, юстиции, внутренних дел, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренней торговли.
Хотя ни Договором об образовании СССР, ни Конституцией СССР не предусматривалось создание СТО СССР, Совнарком Союза ССР постановлением от 17 июля 1923 г. образовал такой орган, а 21 августа утвердил Положение о СТО СССР. Положение гласило, что СТО создается «в целях осуществления хозяйственных и финансовых планов Союза, корректирования их в соответствии с экономической и политической обстановкой, а также в целях ближайшего руководства наркоматами в области хозяйственных мероприятий и в области мероприятий по обороне».
В числе учреждений, состоявших при СТО СССР, Положение называло Государственную плановую комиссию - Госплан, задачей которого являлось согласование планов народного хозяйства советских республик, создание союзного перспективного плана государственного хозяйства на основе утвержденного IX Всероссийским съездом Советов плана электрификации, вместе с тем для разработки на основе единого хозяйственного плана календарных годовых планов, а также в целях систематического наблюдения за проведением означенного единого плана и регулирования всего народного хозяйства в целом.
Роль Госплана из года в год возрастала. Проведенная по результатам обследования НК РКП в 1927 г. реорганизация Госплана существенно повысила его значение как организатора общегосударственного планирования. В 1928 г., как известно, был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
Еще одной комиссией СТО СССР была Комиссия по внутренней торговле СССР, образованная в мае 1922 г. Согласно Положению о данной Комиссии она регулировала вопросы внутренней торговли на всей территории Союза, осуществляла общее руководство учреждениями, призванными способствовать развитию торгового оборота: биржами, ярмарками и т. п. Развитие торговли достаточно скоро привело к преобразованию на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 9 мая 1924 г. названной Комиссии в объединенный Народный комиссариат по внутренней торговле СССР. Одновременно был ликвидирован Наркомат продовольствия СССР, а его аппарат передавался в Наркомат внутренней торговли Союза ССР. В ноябре 1925 г. Наркомвнуторг СССР был слит с Наркомвнешторгом в единый Наркомат внешней и внутренней торговли.
При Совете Труда и Обороны СССР состояла также Государственная арбитражная комиссия для разрешения имущественных споров предприятий обобществленного сектора.
Состав Союза ССР не оставался неизменным. Число союзных республик увеличилось в ходе национально-государственного размежевания Средней Азии, которое началось во 2-й половине 1924 г. В результате бы ли образованы: Узбекская Советская Социалистическая Республика (в ее состав вошли населенные узбеками районы бывшей Туркестанской АССР, Бухары и Хорезма), Туркменская ССР и Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Киргизская (в составе РСФСР) и Кара-Калпакская (в составе Киргизской АССР1, которая входила в РСФСР). В соответствии с этим III Всесоюзный съезд Советов внес изменения в Конституцию СССР.
В 1926 г. была создана Киргизская автономная республика, а в 1929 г. Третий Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании Таджикской АССР в союзную республику.
§3. Развитие государственного аппарата РСФСР
Местные органы власти в рассматриваемый период получили дальнейшее развитие, их статус уточнялся в зависимости от потребностей практики. VIII Всероссийский съезд Советов принял постановление «О советском строительстве», которым, среди прочих, были урегулированы вопросы взаимоотношений центральных и местных органов. Постановление предусматривало, что постановления местных съездов Советов могли быть отменены только вышестоящими съездами и их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления исполкомов и их президиумов также и СНК РСФСР. Таким образом, наркоматы не могли отменять постановлений съездов местных Советов, а исполкомы, в свою очередь, получили право приостанавливать (в исключительных случаях) распоряжения народных комиссариатов. Ослабление чрезмерной централизации управления, сложившейся за годы войны, выразилось и в том, что все центральные ведомства должны были вести свои дела на местах через Советы и их отделы. Поэтому самостоятельные местные органы этих ведомств упразднялись за исключением случаев, предусмотренных специальными постановлениями ВЦИК и его Президиума.
Расширению прав местных органов власти способствовало поручение съезда Советов Президиуму ВЦИК постепенно отменить институт уполномоченных центральных органов и передать их функции местным Советам.
Что касается работы местных Советов и их исполкомов, то постановление требовало строгого соблюдения установленного законом порядка выборов Советов и проведения их съездов. Постановление предусматривало создание Советов во всех поселениях городского типа и проведение пленумов горсоветов не реже двух раз в месяц. Устанавливалось, что волостные и уездные исполкомы должны собираться не реже одного раза в неделю, а губернские - не реже одного раза в две недели.
В целях расширения и укрепления связи органов власти с населением указывалось на необходимость привлечения возможно большего числа рабочих и крестьян на заседания исполкомов, рекомендовалось проводить их на фабриках и заводах. В развитие решений VIII Всероссийского съезда Советов Президиум ВЦИК принял ряд постановлений: «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки съездов Советов», «О созыве регулярных расширенных совещаний представителей сельских Советов, волостных исполнительных комитетов и уездных исполнительных комитетов», «Об организации городских Советов рабочих и крестьянских депутатов» и др.
IX Всероссийский съезд Советов внес необходимые коррективы в правовые основы организации и деятельности местных органов власти: увеличивались сроки полномочий Советов (частые перевыборы, до трех раз в год, не способствовали стабилизации их работы). Съезд установил, что очередные съезды Советов автономных республик и областей, губернские, уездные и волостные съезды созываются один раз в год. Такое же правило устанавливалось для городских и сельских Советов.
Изменялась структура исполкомов. На уездном уровне были ликвидированы отделы: рабоче-крестьянской инспекции, юстиции, народного хозяйства и чрезвычайной комиссии. Вместо них допускалось назначение соответствующими отделами губисполкомов уполномоченных при исполкомах.
После съезда были пересмотрены действовавшие положения о сельских Советах и волостных исполкомах, приняты положения о губернских и уездных съездах Советов, городских Советах и их исполнительных комитетах. Уездные съезды Советов созывались один раз в год и составлялись из делегатов сельских Советов, Советов городов, фабрично-заводских поселков, фабрик и заводов, находящихся вне поселений. Губернский съезд Советов, созываемый также один раз в год, состоял из делегатов, избираемых городскими Советами, Советами поселков городского типа с населением более 3000, заводами и фабриками, расположенными вне городов и поселков. Между съездами высшими органами власти на территории уезда или губернии являлись соответствующие исполкомы.
Последующие изменения в системе местных органов власти были вызваны районированием. Вопрос о новом административно-территориальном делении был поставлен еще в 1919 г. В марте 1921 г. ВЦИК утвердил основные положения о районировании, подготовленные Административной комиссией ВЦИК, при Госплане была организована Комиссия по районированию. Проблему районирования обсуждал XII партийный съезд, она нашла отражение в решениях ВЦИК X созыва. Первым практическим шагом в осуществлении районирования стало утвержденное декретом ВЦИК Положение об Уральской области (ноябрь 1923 г.), в состав которой вошли четыре губернии. Затем на таких же основах был образован Северо-Кавказский край. Новое административно-территориальное деление вводилось на протяжении всего рассматриваемого периода. Работа была завершена в 1929 г. В результате в РСФСР была введена трехзвенная система: область (край) - округ - район, в других республиках -двухзвенная: округ - район.
В данной связи нужно сказать об одной проблеме, возникшей в ходе районирования, - проблеме, которая затрагивала конституционные основы советского строительства и проявилась с созданием в 1925 г. Северо-Кавказского края. Речь идет о статусе автономных образований, включавшихся в состав образуемых областей (краев). Поэтому ВЦИК 28 июня 1928 г. принял постановление «Об условиях вхождения автономных советских социалистических республик в состав районированных краевых (областных) объединений». Постановление гласило, что автономные республики входят в состав областей или краев на добровольной основе по решению республиканских съездов Советов и с утверждения ВЦИК. За ними сохранялось право свободного выхода их области (края) и все права, установленные положениями об АССР.
Постановления областных (краевых) съездов Советов и их исполкомов по предметам ведения союзных наркоматов были обязательными для автономных республик и проводились в жизнь сразу по опубликовании, а такие же акты по вопросам, отнесенным к ведению объединенных наркоматов, реализовывались через ЦИК и СНК автономных республик. Что же касается постановлений областных (краевых) съездов Советов и исполкомов, относившихся к компетенции необъединенных наркоматов (к которым относился и НКВД), то они проводились на территории автономных республик от имени правительств этих республик. В случае несогласия с такими постановлениями ЦИК республики мог приостанавливать их в таком же порядке, как и для постановлений по вопросам, относящимся к ведению объединенных наркоматов. В этом случае можно говорить о сужении прав автономных республик, закрепленных Конституцией РСФСР и положениями об автономных республиках, принятыми в начале 20-х гг., которые относили руководство необъединенными наркоматами к исключительной компетенции автономных республик.
К середине 20-х гг. выявились существенные недостатки в работе Советов низового уровня. Это выражалось в том, что в своей деятельности они применяли командно-административные методы руководства, сложившиеся в период «военного коммунизма». Распространенным явлением были различные злоупотребления представителей власти. В результате авторитет Советов был подорван, о чем свидетельствовали результаты избирательной кампании 1924 г., когда в ряде регионов в выборах приняло участие менее 20% избирателей. В целях исправления положения был провоз глашен курс на «оживление Советов», предполагавший проведение целого комплекса мероприятий, в том числе проведение в Советы и исполкомы большего количества беспартийных, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность местных Советов, образование при Советах и исполкомах секций (комиссий) по различным сферам жизнедеятельности, созывы крестьянских конференций и съездов и т. п.
В январе 1925 г. Президиум ЦИК СССР утвердил новую инструкцию о выборах в Советы, на основе которой были проведены повторные выборы, в которых участвовало в два раза больше избирателей, нежели в 1924 г. К этому времени в РСФСР были приняты новые Положения о Советах разного уровня и их исполкомах, более четко регулировавшие многие важные вопросы их деятельности. Так, Положение о сельских Советах определяло, что главнейшей их задачей является поднятие крестьянского хозяйства, укрепление союза рабочего класса с трудящимся крестьянством, улучшение государственного аппарата путем еще большего вовлечения крестьян в управление государством и т. д.
Положение четко определило взаимоотношения сельского Совета и сельского схода, порядок созыва и работы схода, его полномочия. Важно, что сходу, этому рудиментарному, но традиционному институту непосредственной демократии, придавалось большое значение. Сельский Совет был обязан выполнять все законные постановления сходов, отчитываться перед гражданами о выполнении поручений сельского схода. В 1924 г. были также приняты новые Положения об уездных съездах Советов и уездных исполнительных комитетах, о волостных съездах Советов и волостных исполкомах, в 1925 г. - о городских Советах. В числе прочего в них определялись обязанности этих органов в области охраны порядка.
В 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли два важных нормативно-правовых акта: Положение об общих собраниях (сходах) и о постоянных комиссиях (секциях) при районных и волостных исполкомах и сельских Советах. Расширению участия трудящихся в управлении делами государства должно было способствовать введение сельскохозяйственных производственных совещаний при сельских Советах, положение о которых было утверждено ВЦИК и СНК РСФСР 10 декабря 1929 г. В состав совещаний включались все члены и кандидаты в члены сельского Совета, представители колхозов, совхозов, земельных обществ, женских собраний, актив из батраков, бедняков и середняков, учителя, врачи, агрономы и т. д. Целью данных совещаний была разработка и проведение мероприятий по социалистическому переустройству сельского хозяйства своего района (строительство совхозов, колхозов, МТС, создание производственных кооперативов и т. п.), по расширению посевных площадей, поднятию урожайности, развитию животноводства и других отраслей сельского хозяйства.
Ускоренная индустриализация страны потребовала уточнения правового статуса городских Советов. 8 февраля 1928 г. ЦИК СССР утвердил «Основные положения об организации в Союзе ССР городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов». Значение их состояло в том, что: а) предусматривалось создание Советов во всех городах и рабочих поселках; б) вносилось единообразие в организационное построение горсоветов по всей стране; в) укреплялась имущественная база городских Советов.
Принятие Основных положений стимулировало поиск новых форм организации работы местных Советов. В этой связи достаточно упомянуть циркуляр ВЦИК (январь 1929 г.), нацеливавший на организацию в городских Советах депутатских групп, дежурств членов горсоветов на предприятиях.
Система центральных органов отраслевого управления в 20-е гг. претерпела значительные изменения. В 1921-1922 гг. управление средними и мелкими предприятиями было передано местам, допускалась сдача их в аренду кооперативам и частными лицам. Для координации деятельности всего местного хозяйственного аппарата согласно постановлению VIII Всероссийского съезда Советов «О местных органах экономического управления» в 1921 г. при губисполкомах были образованы губернские экономические совещания (губэкосо). Они были призваны согласовывать деятельность местных органов ВСНХ и наркоматов продовольствия, труда, финансов. Вслед за этим были образованы областные экономические совещания, а в июне 1921 г. решением ВЦИК были созданы экономические совещания в уездах (районах), крупных фабрично-заводских поселках и волостях. Низовыми органами СТО РСФСР стали крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства и фабрично-заводские экономические совещания, образуемые при управлениях фабрик и заводов.
Повышение роли СТО РСФСР, создание при нем названных выше органов обусловили изменение статуса ВСНХ и его органов на местах. В мае 1921 г. была изменена структура ВСНХ. Общее руководство промышленностью осуществлял его Президиум, а управление отдельными отраслями возлагалось на главные управления (главки) ВСНХ. В отличие от главков периода «военного коммунизма», работавших на строго централизованной основе, главки ВСНХ свои функции осуществляли через совнархозы республик, промышленные бюро и губернские совнархозы, которым и были переданы функции непосредственного руководства основной массой предприятий. Число главков по сравнению с предшествующим периодом также существенно сократилось - с 52 до 16.
Согласно Наказу СНК РСФСР о проведении в жизнь начал новой экономической политики и утвержденным СТО РСФСР «Основным положениям о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства» ВСНХ был, по сути дела, реорганизован в наркомат промышленности. Все подчиненные ему предприятия (а это были крупные, важные с государственной точки зрения предприятия) переводились на хозрасчет. В том же 1921 г. появилась новая организационная форма управления промышленностью - государственный промышленный трест, типовое положение о которых было утверждено ВСНХ 12 сентября 1922 г. Чтобы облегчить выход на рынок и для удержания на нем позиций тресты начали объединяться в синдикаты. Таким образом, к 1923 г. сложилась система управления промышленностью, включавшая: ВСНХ (или губсовнархоз), трест и предприятие.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 г. трест определялся как государственное промышленное предприятие, которому государство предоставило самостоятельность в производстве операций согласно утверждаемому уставу и которое действует на началах хозрасчета с целью извлечения прибыли. Трест обладал правами юридического лица. Государство не отвечало по его долгам, а обязательства обеспечивались имуществом, находившимся в распоряжении треста.
В 1927 г. было принято новое «Положение о трестах». Теперь не только трест в целом, но и входившие в него производственные предприятия переводились на хозяйственный расчет (но директор предприятия сделки мог совершать только по доверенности треста и от его имени). В то же время самостоятельность трестов была сужена: органы, в ведении которых состояли тресты, получили право изменять их состав, утверждать уставные фонды и промышленно-финансовые планы, устанавливать основные показатели деятельности, контролировать работу трестов и т. д.
То же можно сказать и о синдикатах. В принятом в 1928 г. «Положении о государственных синдикатах» закреплялось, что хотя они и являются юридическими лицами со своим капиталом, но состоят они в ведении соответствующих главных управлений ВСНХ и действуют по их плановым заданиям.
С началом реализации первого пятилетнего плана развития народного хозяйства было принято решение о ликвидации параллельно действовавших главных управлений ВСНХ и синдикатов и создании на их основе отраслевых хозрасчетных объединений, соединивших планово-регулирующие и оперативно-хозяйственные функции.
Конституция Союза ССР предусматривала образование ВСНХ СССР на правах объединенного наркомата. ВСНХ СССР руководил всей промышленностью страны и действовал по указаниям СТО и СНК СССР. В союзных республиках имелись свои ВСНХ, подчинявшиеся ЦИК и СНК республики и ВСНХ СССР.
Военные заводы, крупные тресты, автономные предприятия горной, металлургической и других ведущих отраслей промышленности передавались в непосредственное подчинение ВСНХ СССР. ВСНХ союзных республик управляли крупными предприятиями легкой и пищевой промышленности, местные совнархозы - остальными предприятиями.
В 1926-1927 гг. ВСНХ СССР и союзных республик были реформированы в направлении укрепления планирующих и научно-технических подразделений.
Многое было сделано для налаживания транспорта, который за годы войн пришел в полное расстройство. Одной из первоочередных мер явилось изменение системы руководства транспортом и внедрение рыночных рычагов. Во 2-й половине 1921 г. СНК РСФСР принял декрет «Об оплате за перевозки по железным дорогам и водным путям» и постановление «О применении на транспорте начал хозяйственного расчета».
Развитие хозрасчета в деятельности транспорта потребовало создания органов, которые ведали бы коммерческой работой. Такими органами стали созданные в 1922 г. правления железных дорог и правления паро-ходств. Согласно Положению о правлениях железных дорог они создавались для развития коммерческо-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.
После образования Союза ССР был создан НКПС СССР, на который было возложено руководство всем железнодорожным и водным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами общегосударственного и стратегического значения. Поскольку НКПС являлся общесоюзным наркоматом, при СНК союзных республик учреждались его уполномоченные. На местах действовали округа путей сообщения, правления железных дорог (морских пароходств), управления шоссейных и грунтовых дорог.
Переход к нэпу повлек изменения в управлении сельским хозяйством. Успешное проведение в жизнь лозунга «Лицом к деревне», укрепление смычки с селом во многом зависело именно от системы руководства сельским хозяйством. Интенсивный поиск адекватных запросам времени методов управления обусловил частое изменение организационных форм руководства сельским хозяйством на низовом уровне. В начале рассматриваемого периода в волостях, уездах и губерниях действовали посевные комитеты, неэффективность которых в новых условиях выявилась достаточно быстро. В 1922 г. они были упразднены и вместо них созданы губернские и уездные сельскохозяйственные комитеты с весьма широкими задачами, а в населенных пунктах - крестьянские комитеты, занимавшиеся распределением и организацией выполнения государственных заданий, помогали развивать кооперацию, товарищества и т. д.
Осенью 1923 г. был реорганизован Наркомат земледелия РСФСР. Согласно новому Положению структура его была упрощена. Подчиненными органами Наркомзема были губернские (областные) и уездные земельные отделы соответствующих исполкомов.
Поскольку наркомземы были отнесены к республиканским наркоматам, для координации их деятельности во всесоюзном масштабе созывались совещания наркомов земледелия союзных и автономных республик.
Развивалась сельскохозяйственная кооперация. Правовой основой этого являлись декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 16 августа 1921 г. и от 24 января 1922 г., а на общесоюзном уровне - постановления ЦИК и СНК СССР о сельскохозяйственной кооперации от 22 августа 1924 г. Государство оказывало разностороннюю помощь производственным сельскохозяйственным кооперативам - различным видам коллективных хозяйств. Они в первую очередь снабжались инвентарем, механизмами, получали налоговые льготы и т. п.
Одновременно принимались меры для развития государственных сельскохозяйственных предприятий - совхозов. Эта работа активизировалась после принятия I августа 1928 г. ЦИК и СНК СССР постановления «Об организации крупных зерновых советских хозяйств», согласно которому совхозы объединялись в тресты союзного подчинения. Так, «Зерно-трест» подчинялся непосредственно СТО СССР и финансировался из союзного бюджета. Сами совхозы по своему правовому положению приравнивались к предприятиям промышленных трестов.
Неотъемлемым элементом проводившихся в 20-е гг. преобразований явились мероприятия, направленные на развитие образования и культуры, без чего, по мнению советского руководства, невозможно было ликвидировать отсталость России, добиться успехов в развитии экономики. Ведущая роль в этом отводилась Народному комиссариату просвещения РСФСР.
Как и другие республиканские наркоматы, наркомпросы союзных и автономных республик после образования СССР свою деятельность координировали на всесоюзных совещаниях наркомов.
Наркомпрос провел большую работу по ликвидации неграмотности и малограмотности населения. Несмотря на острую нехватку средств, из-за чего к весне 1922 г. по сравнению с 1921 г. число пунктов ликвидации неграмотности снизилось более чем в десять раз, Главполитпросвет, созданная при наркомате Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК Ликбез), Всероссийское общество «Долой неграмотность» (устав его был утвержден в декабре 1923 г.), местные органы Наркомпроса сумели наладить работу, и в начале 30-х гг. неграмотность как социальное явление была ликвидирована. С 1923 г. началась подготовительная работа по введению всеобщего начального общеобразовательного обучения.
Согласно Положению о вузах РСФСР от 2 сентября 1921 г. обучение в них было бесплатным. При вузах должны были в обязательном порядке создаваться рабочие факультеты для «подготовки лиц из рядов пролета риата и трудового крестьянства к научным занятиям в высших школах». Внедрение рыночных начал в систему образования, а также стремление выдерживать классовую линию в подготовке специалистов привели к тому, что для представителей обеспеченных слоев населения была введена плата за обучение, тогда как студентам из рабочих и крестьян с 1922 г. начали выплачивать стипендии. С 1928 г. доля студентов-выходцев из рабочих и крестьян стала устанавливаться директивно (65% и более).
Глубокой реформе была подвержена система правоохранительных органов. Несмотря на то что по этому вопросу много написано, введение за последнее время в научный оборот новых данных дает возможность оценить проблему по-новому, внести существенные уточнения в признанную концепцию перестройки системы правоохранительных органов с переходом к новой экономической политике. Ход и результаты этой реформы нужно связывать с установкой, сформулированной В. И. Лениным, что политического нэпа не будет, с воздействием внешнеполитического фактора, с неприятием нового курса значительной частью членов руководящей партии и т. д.
ВЧК-ГПУ. Первой по времени была осуществлена реформа ВЧК. Резолюция ликвидации ВЧК и ее органов на местах была принята IX Всероссийским съездом Советов, а 6 февраля 1922 г. ВЦИК принял декрет об упразднении ВЧК, согласно которому при НКВД создавалось Государственное политическое управление, наделявшееся по декрету только правом ведения расследования и не имевшее полномочий вынесения внесудебных приговоров.
Не оспаривая того, что сам факт перехода к новой экономической политике обусловил ускоренную разработку законодательства и реформу правоохранительных органов, следует указать, что на интенсивность и содержание этой работы самое непосредственное влияние оказал внешний фактор и, в частности, подготовка и проведение Генуэзской конференции. Приглашение на нее Советской России связывалось с выполнением шести условий, в том числе с обязательством восстановить «систему законодательства суда, которая беспристрастно ограждала бы права и обязательства, вытекающие из коммерческих и другого рода договоров, и обеспечивала бы их принудительную силу», ликвидировать чрезвычайную юстицию и т. д.
Созыв Генуэзской конференции намечался в феврале или в начале марта. Советская сторона регулярно информировала инициаторов созыва Генуэзской конференции о предпринимаемых шагах в области реформы правоохранительной системы.
15 февраля нарком иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин направил союзникам ноту, в которой говорилось, что главным фактором внутренней политики «является желание создать в России благоприятные условия для развития частной инициативы на поприще промышленности, земледелия, транспорта и торговли. Все преступления, не только нарушающие обычное право, но и политические, разбираются обыкновенными судами. Чрезвычайное судопроизводство и чрезвычайные комиссии, необходимость которых раньше была вызвана борьбой за существование Советской власти, отменены...».
Несомненно, правовая реформа была вызвана и подготовлена, прежде всего, внутренними потребностями (разработка проектов ряда кодексов началась гораздо раньше), но влияние внешнего фактора было значительно более существенным.
После завершения Генуэзской конференции полномочия ГПУ в области внесудебной репрессии были оформлены декретами ВЦИК (от 10 августа и 16 октября 1922 г.)'. В последующем из года в год права ГПУ-ОГПУ на внесудебную репрессию расширялись. Таким образом, в самом существенном - в праве внесудебной репрессии - ГПУ сохранило все черты ВЧК.
В короткий срок ГПУ предприняло шаги к организационному укреплению в сравнении с ВЧК. Ссылаясь на сокращение штатов (с 90 000 в 1921 г. до 57 146 на I июля 1922 г.), в сентябре 1922 г. ГПУ вошло с предложением создать «Бюро содействия ГПУ в наркоматах и центральных учреждениях РСФСР». В эти бюро (создаваемые в том числе и в вузах) должны были входить три человека из проверенных и пользующихся доверием работников того или иного наркомата или учреждения. В обязанности Бюро входило «всемерное содействие ГПУ как в общей работе, так и в специальных заданиях», помощь в сборе и проверке информации и т. п. 28 сентября 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило предложение ГПУ о создании групп содействия, «где оно сочтет необходимым».
После образования Союза ССР было создано Объединенное государственное политическое управление, положение о котором было принято 15 ноября 1923 г. К 1927 г. структура центрального аппарата состояла из: коллегии, административно-организационного управления, секретно-оперативного управления, экономического управления, главного управления пограничной охраны и войск, специального (шифровального) отдела, особоуполномоченного при Коллегии, Особого совещания при Коллегии, судебной коллегии. Подчиненными ОГПУ СССР органами являлись ГПУ союзных республик, полномочные представительства, губернские (областные) отделы.
Суд. Идея единого суда - одно из общедемократических требований программы большевиков - состояла в создании единого, равного для всех суда. Выдвижение этого требования логически вытекало из провозглашения Октябрьской революцией ликвидации эксплуатации человека человеком и отмены чинов и сословий.
В Гражданскую войну идея эта не могла быть реализована полностью. В условиях войны наряду с народными судами была создана и действовала сеть трибуналов, правами рассмотрения и разрешения дел были наделены ВЧК и ее органы на местах, частично - органы уголовного розыска.
За время войны судебная система разрослась и в начале 20-х гг. включала свыше десяти звеньев: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного судьи и двух народных заседателей; 3) народный суд в составе постоянного судьи и шести народных заседателей; 4) камера народного суда при ЧК; 5) дежурные камеры народного суда; 6) особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена Президиума Совета народных судей или уездного бюро юстиции при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду; 7) губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для приговоров и решений народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда; 8) губернские трибуналы; 9) военные трибуналы; 10) военно-транспортные трибуналы; 11) единый Верховный трибунал при ВЦИК; 12) Высший судебный контроль при НКЮ.
Таким образом, упорядочение деятельности органов «чрезвычайной юстиции», упрощение судебной системы стало одной из первоочередных задач. На решение этих задач было направлено Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 4-й сессией ВЦИК IX созыва 3 ноября 1922 г. В соответствии с Положением создавалась единая система судебных учреждений (а не единый народный суд): а) народный суд в составе постоянного народного судьи; б) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; в) губернский суд; г) Верховный суд РСФСР и его коллегии.
В Положении предусматривалось временное существование наряду с единой системой народных судов РСФСР специальных судов: военных трибуналов, земельных комиссий, трудовых сессий народных судов, арбитражных комиссий (при губернских экономических совещаниях и при СТО).
Революционные трибуналы ликвидировались.
В ходе проведения судебной реформы было отвергнуто предложение о введении суда присяжных. Как писал в 1927 г. Н. Крыленко, имея такой суд, «мы рисковали бы у нас в крестьянской стране получать решения, в корне противоречащие задачам той судебной политики, которую проводит регулирующий авангард пролетариата».
Судебная реформа изменила правовое положение следователей, их независимость и самостоятельность значительно возросли. Они назначались решением губернского суда и подлежали утверждению Наркомюстом и губернским исполнительным комитетом. Более того, Народный комиссариат юстиции и губисполком могли только входить с предложением об отстранении следователя от должности, окончательное решение принималось также коллегиально - губернским судом.
Следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний имел право давать следователю указания о направлении и дополнении расследования, о мере пресечения.
Возникавшие между следователем и прокурором разногласия разрешались судом. Только суд обладал правом наложения на следователей дисциплинарных взысканий.
Отражением специфики правоохранительной деятельности в рассматриваемый период и свидетельством гибкости проводимой политики являлось сохранение местных национальных судов в республиках Средней Азии, Кавказа, на севере России. Так, в Дагестанской АССР до 1922 г. шариатские суды содержались на государственном бюджете и только потом были переведены на содержание обществ верующих. В начале 20-х гг. шариатские суды действовали наравне с народными судами в Чечне и Кабар-де. В Казахстане существовали суды аксакалов. Сохранение в Туркестанской АССР суда казиев оценивалось как важная политическая акция, позволившая обеспечить «перелом симпатий широких масс местного населения в сторону Советской власти». Упразднение судов казиев состоялось в республиках Средней Азии во 2-й половине 20-х гг.
Постановлением Президиума ЦИК СССР от 20 января 1927 г. на тех территориях северных окраин РСФСР, где в силу местных условий или кочевого образа жизни обитающих народностей не представлялось возможным создать судебные органы на общих в РСФСР основаниях, разрешалось временное исполнение судебных функций возлагать на туземные органы управления, причем предусматривались необходимые отступления от общих процессуальных и материальных норм. Надзор за этой деятельностью органов туземного управления возлагался на народные суды и прокуратуру.
Местности, на которые данный порядок распространялся, были определены постановлением ВЦИК и СНК РСФСР. Органы туземного управления могли разрешать широкий круг гражданских дел, а также им были подсудны преступления, направленные против частных лиц (оскорбление, клевета, хулиганство, кража, скупка краденого, присвоение, вымогательство, ростовщичество, умышленное истребление или повреждение имущества).
В систему судебных органов были внесены изменения в связи с началом экономического районирования и новым административным деле нием: в 1924 г. был создан Уральский областной суд, в 1925 г. - Северо-Кавказский и Сибирский краевые суды.
Верховный суд РСФСР действовал в составе: а) президиума; б) пленарного заселения; в) кассационной коллегии по уголовным и гражданским делам; г) судебной коллегии; д) военной и военно-транспортной коллегии; е) дисциплинарной коллегии. В автономных республиках и автономных областях создавались отделения Верховного суда РСФСР. Там, где таких отделений не было, учреждались Главные суды на правах губернских.
Договор об образовании СССР, утвержденный I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г., предусматривал создание при ЦИК СССР Верховного суда с функциями верховного судебного контроля. Но в ходе подготовки Конституции в компетенцию Верховного суда СССР были внесены существенные изменения в сторону ее расширения. Кроме судебного контроля Верховный суд СССР осуществлял конституционный и общий надзор, давал руководящие разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства верховным судам союзных республик, являлся судом первой инстанции по делам по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.
Большое значение для совершенствования правового регулирования строительства и функционирования судебной системы имели принятые 2-й сессией ЦИК СССР II созыва 29 октября 1924 г. Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные ЦИК СССР 31 октября 1924 г.
В союзных республиках законодательство было приведено в соответствие с указанными актами. В РСФСР, например, новое Положение о судоустройстве было принято 3-й сессией ВЦИК XII созыва, а введено в действие постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г.
В судебной системе сохранялись и специальные суды: военные трибуналы, земельные комиссии, арбитражные комиссии, особые сессии народного суда по трудовым делам. С 1923 по 1928 г. действовали дисциплинарные суды и Главный дисциплинарный суд при ВЦИК РСФСР, которые рассматривали дела работников государственного аппарата. Созданные для того, чтобы разгрузить народные суды от малозначительных дел, ускорить рассмотрение дел о различных нарушениях своих обязанностей сотрудниками государственных органов, повысить эффективность борьбы с бюрократизмом, дисциплинарные суды превратились в канал освобождения от ответственности государственных чиновников, поскольку туда все чаще стали передавать дела о серьезных преступлениях по должности. Серьезной критике деятельность этих судов подвергалась на XV съезде ВКП(б), на котором было предложено их упразднить.
Во 2-й половине 20-х гг. происходило дальнейшее дробление судебной системы, ее дифференциация, создавались новые звенья, предназначенные для разрешения определенного круга дел. В их числе следует назвать созданные по рекомендации НК РКИ СССР и НК РКИ РСФСР примирительные камеры при сельских Советах, которые разрешали имущественные споры на сумму до 15 руб. и дела частного обвинения.
В марте 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР предложили Наркомату юстиции организовать товарищеские суды на промышленных предприятиях и третейские суды при сельских Советах.
7 марта 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о примирительных конфликтных комиссиях по жилищным делам, которое было изменено в 1929 г.
На протяжении всего рассматриваемого периода прерогативы суда с легкостью нарушались. По мере расширения сети судебных органов из-за нехватки квалифицированных работников увеличивалось число различных нарушений, сознательно или нет, но происходили «искривления политической линии». Все это привело к тому, что обозначилась тенденция подмены судебных органов, их отстранения от участия в разрешении наиболее важных вопросов. 23 сентября 1926 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Положение о комиссии ЦК ВКП(б) по политическим (судебным) делам - Политкомиссии. Комиссия эта образовалась в составе трех человек по назначению Политбюро и деятельность свою распространяла на всю территорию Союза ССР. В эту комиссию местными советскими и партийными органами должны были направляться обвинительные акты по всем делам, которым «местные партийные организации придают общественно-политическое значение или считают необходимым слушать в порядке показательных процессов». До предварительного рассмотрения дел в Политбюро местные партийные комитеты не имели права «давать никаких директив судебным и следственным органам». Политбюро принимало решение на основании доклада комиссии.
Позднее был установлен порядок, согласно которому дела о частной амнистии приговоренных к высшей мере наказания рассматривались во ВЦИК только в присутствии членов Политкомиссии.
«Резкий поворот» в экономической политике Советской власти, как назвал В. И. Ленин переход к нэпу, необходимо было подкрепить юридическими предписаниями, создать прочную правовую основу нового курса. Переход к новой экономической политике оказался весьма сложным, в чем-то непредсказуемым, интенсивно вбиравшим в свою орбиту все новые и новые области, ибо по логике своей «товарная форма приобретает всеобъемлющий характер».
С другой стороны, четко выраженное намерение «держать командные высоты», требование не допускать уступок в политико-идеологичес кой сфере, инерционность, консервативность законодательства привели к тому, что в реформе правовой системы было много непоследовательного, половинчатого, противоречивого.
Прокуратура. Создание советской прокуратуры происходило в острой борьбе сторонников и противников ее учреждения, поддерживавших ее построение на строго централизованной основе и считавших, что она должна находиться в двойном подчинении: вышестоящему органу прокуратуры и соответствующему исполкому.
За централизованную систему прокурорских органов высказался IV Всероссийский съезд деятелей советской юстиции (январь 1922 г.), эту идею поддержал Совнарком РСФСР. Значительная часть делегатов 3-й сессии ВЦИК IX созыва (в большинстве - местные руководители) высказались за подчинение прокуроров местным исполкомам.
Обсуждение 15 мая 1922 г. проекта на 3-й сессии ВЦИК IX созыва показало абсолютное неприятие идей, заложенных в нем, значительной частью делегатов (большинство - местные руководители). В. И. Ленин написал письмо «О «двойном» подчинении и законности» (одобренное Политбюро ЦРКП(б) 22 мая), в котором обосновал принципиальное положение о необходимости строгой централизации руководства прокуратурой.
Это было закреплено в Положении о прокурорском надзоре, утвержденном постановлением 3-й сессии ВЦИК IX созыва 28 мая 1922 г. На прокуратуру возлагался так называемый общий надзор (надзор за законностью действий центральных и местных органов управления), наблюдение за производством дознания и предварительного сл