Инвестиционная стратегия: понятие, виды и этапы разработки. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности, опреде­ляющих приоритетные направления и формы инвестирова­ния, получившие количественную оценку в форме целевых стратегических нормативов, и план мероприятий по дости­жению целевых параметров инвестиционной деятельности.

Период реализации инвестиционной стратегии составляет в среднем 5-7 лет.

На практике выделяют пять основных стратегий инвестиционной деятельности.

Первая - стратегия агрессивного развития (активного роста) связана с активным инвестированием в новое строительство, расширением действующего производства и крупными вложениями в оборотный капитал.

Вторая - стратегия умеренного роста позволяет предприятиям несколько снизить темпы своего развития и роста объемов производства и выделить немалые средства на повышение своих конкурентных преимуществ, то есть на повышение качества своей продукции.

Третья - стратегия совершенствования при неизменном уровне роста осуществляется предприятиями, которые стремятся с максимальной эффективностью использовать достигнутый производственно-экономический потенциал.

Четвертая - стратегия сдерживания спада и разработка новых продуктов применяется в относительно неблагоприятных для предприятия внешних и внутренних условиях.

Пятая - стратегия активного перепрофилирования или ликвидация будет реализовываться в случае конъюнктурного спада на рынке отдельных товаров, обусловленного снижением спроса на них.

Наиболее вероятными к реализации в условиях экономики Беларуси являются стратегии, ориентированные на осуществление простого воспроизводства и перепрофилирование деятельности предприятий. Это обусловлено ограниченными инвестиционными ресурсами и устаревшим производственным потенциалом предприятий республики.

Основными критериями приемлемости для выбранных стратегических направлений и целей являются согласованность с общей стратегией экономического развития предприятия и состоянием внешней среды.

Разработка инвестиционной стратегии компании включает стандартный перечень управленческих процедур:

1) оценка результатов реализации инвестиционной стра­тегии компании в предыдущем периоде (ретроспективный анализ);

2) оценка экономического потенциала компании, ее сильных и слабых сторон, анализ и прогнозирование развития факторов внешней инвестиционной среды;

3) определение стратегических целей инвестиционной дея­тельности;

4) выявление и оценка инвестиционных возможностей компании и формирование портфеля инвестиционных про­ектов;

5) разработка инвестиционной политики компании по ос­новным направлениям инвестиционной деятельности;

6) оценка результатов реализации инвестиционной стра­тегии и внесение изменений в систему стратегических целей и инвестиционную политику компании.

Основной стратегической целью инвестиционной деятельности является рост рыночной стоимости, поэтому в качест­ве нормативов инвестиционной деятельности целесообразно использовать составляющие рыночной стоимости компании:

,

где MV — рыночная стоимость компании (market value); I — вало­вые капиталовложения компании; r — норма дохода на вложенный капитал; k — норма капитализации прибыли (определяется по по­казателям средневзвешенной стоимости капитала); (I*r) — при­быль компании от инвестиционной деятельности.

Таким образом, в качестве основных стратегических нормативов целесообразно использовать:

- валовой объем инвестиций,

- рентабельность инвестиций,

- средневзвешенную стоимость капитала.

Каждый базовый стратегический норматив основывается на системе вспомогательных целевых нормативов, обеспечи­вающих его достижение и определяющих иные параметры инвестиционной деятельности.

Значение норматива валового объема инвестиций определяется следующими факторами:

- «критической массой» инвестиций компании (КМИ): объемом капиталовложений, необходимых для простого вос­производства основных фондов;

- инвестиционным обеспечением темпов роста операци­онной деятельности компании (Пс д);

- ожидаемыми капиталовложениями компаний конку­рентов (ВИК).

Показатель валового объема инвестиций дополняется вспомогательными нормативами инвестиционной деятель­ности:

- объемом инвестиций из внутренних источников, в том числе за счет накопленного чистого денежного потока (нерас­пределенной прибыли, амортизационных отчислений), реа­лизацией неиспользуемых активов;

- объемом инвестиций за счет заемных источников (кре­дитов банков, облигационных займов, лизинга).

Стратегический норматив рентабельности инвестиций должен обеспечивать решение задач инвестиционной дея­тельности:

- поддержание рентабельности активов на уровне выше стоимости капитала компании;

- обеспечение норматива самофинансирования инвести­ционной деятельности (инвестиционная деятельность долж­на создавать достаточный объем прибыли для реинвестиро­вания);

- обеспечение приемлемого уровня инвестиционной при­влекательности компании (выплата установленного разме­ра дивидендов на акцию; рентабельность активов «не ниже конкурентов»; уровень доходности компании, ожидаемый рынком).

Норматив рентабельности инвестиций дополняется вспо­могательными нормативами инвестиционной деятельности:

- минимальным уровнем доходности инвестиционного проекта в инвестиционном портфеле;

- максимальным уровнем налоговых платежей из при­были

Стратегический норматив средневзвешенной стоимости капитала должен обеспечивать снижение нормы капитали­зации компании. Его выполнение основывается на системе вспомогательных целевых нормативов:

- максимальная стоимость заемных ресурсов;

- максимальный уровень дивидендов на акцию;

- интегральный показатель финансовой устойчивости ком­пании;

- целевая структура капитала (соотношение заемного и собственного капитала).

 

При формировании целевых стратегических нормативов необходимо использовать системный подход:

- обеспечить взаимное согласование целей;

- установить их иерархию и приоритетность реализа­ции;

- определить максимально допустимый размер отклоне­ний от норматива.

 

 

11. Оценка эффективности инвестиционной стратегии предприятия. Особенности стратегического развития инвестиционной деятельности предприятий Республики Беларусь.

Экономический смысл оценки экономической эффективнос­ти инвестиций сопоставить инвестиционные затраты (ИЗ) и результат от их осуществления. При оценке эффективности ин­вестиционных проектов исходят из того, что все вложения в проект осуществляются в конце года, предшествующего перво­му году реализации проекта, а получения результатов — к концу 1-го, 2-го и «n» года реализации проекта.

В зависимости от учета фактора времени (при сопоставле­нии затрат и результатов инвестиционных проектов) различа­ют статичные и цикличные методы оценки экономической эффективности инвестиций.

Статичные методы оценки экономической эффективности инвестиций не учитывают фактор времени. Эти методы класси­фицируются на методы определения абсолютной и сравнитель­ной оценки эффективности инвестиций. Основными методами оценки абсолютной эффективности являются методы расчета простой (учетной) нормы прибыли (ПНП) и срока окупаемости инвестиций ок). К методам сравнительной оценки инвестиций относятся методы: а) сравнения эффективности инвестиций по приведенным затратам; б) сравнения получаемой прибыли; в) накопленного эффекта.

1. Простая (учетная) норма прибыли (коэффициент эффек­тивности инвестиций) - это годовой процент прибыли, кото­рый принесут инвестиции при реализации проекта.

Она рассчитывается по формуле: ПНП = (ЧПср / ИЗ) • 100%,

где ЧПср — среднегодовая чистая прибыль, полученная от реа­лизации инвестиционного проекта, р.; ИЗ - инвестиционные затраты на проект, р.

2. Срок окупаемости инвестиций (Ток)— период времени, в течение которого инвестиционные затраты окупятся за счет по­лученной среднегодовой чистой прибыли (ЧПср). Расчет срока окупаемости проекта зависит от равномерности распределения прибыли от инвестиций по предстоящим годам. Если прибыль распределяется по годам равномерно, то срок окупаемости (Ток) рассчитывается по формуле:

 

3. Метод сравнительной оценки эффективностиинвестиций по приведенным затратам (ПЗ), которые представляют сумму текущих затрат и приведенных капитальных вложений по про­екту. Этот метод реализуется посредством формулы: ,

где 3 i — текущие затраты по производству продукции в расчете на 1 год по i -му варианту в р.; Кк.вл. — коэффициент приведения капитальных вложений, рассчитываемый исходя из установ­ленного инвестором срока окупаемости проекта, % (норма при­были на капитал), т.е. Кк.вл = 1/Ток; Квл. i – капиталовложения по i -му варианту инвестиционного проекта, р.

4. Метод сравнения прибыли. Этот метод применяется в тех случаях, когда сравниваемые инвестиционные проекты разли­чаются не только размером текущих и единовременных затрат на единицу продукции, но и объемом выпуска продукции.

Расчет чистой прибыли за весь срок использования инвести­ционного проекта осуществляется по формуле

,

где П чi — чистая прибыль, полученная в i -м году от реализации инвестиционного проекта, р.; Тэ.о — экономически обоснован­ный срок полезного использования инвестиционного проекта, установленный инвестором, лет.

5. Метод накопленного эффекта. Накопленный эффект за расчетный период использования инвестиционного проекта (Эфнак) определяется по формуле

 

,

где Эф.исп.ин i - — эффект от использования инвестиционного проекта в году, i -е, р.

,

где ЧДi — чистый доход от операционной деятельности за i ни год использования инвестиционного проекта, включающий сумму чистой прибыли и амортизации, р.; ИЗк i – инвестиционные затраты, включая проценты за кредит (если кредиты ис­пользовались при финансировании инвестиционной деятель­ности), р.

Инвестиционная деятельность предприятий в значительной мере зависит от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить этот процесс. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты не способна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует права на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и др.).

Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь служит основой для развития инвестиционной деятельности. Экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут осуществляться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

Трудности предприятий в инвестиционной деятельности в РБ определяются существенным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятиями с учетом таких факторов, как инфляция, нехватка источников финансирования, низкая эффективность производства и др.

Ухудшение финансового положения многих предприятий, резкое сокращение бюджетного финансирования инвестиций, трудности с получением долгосрочных кредитов из-за высокой процентной ставки, предпочтение банков в получении доходов на финансовых рынках, неблагоприятный инвестиционный климат, в том числе из-за высоких рисков вложений, несовершенство правового регулирования хозяйственной деятельности - продолжают оставаться основными причинами негативного влияния на инвестиционную активность.

Необходимые внутренние источники финансирования капитальных вложений в реальную экономику недостаточны и зачастую используются неэффективно. Прибыль предприятий заблокирована «налоговым прессом». Амортизация частично поглощена инфляцией и в количественном отношении недостаточна для возмещения изношенных и морально устаревших основных фондов. Кроме того, эти два важнейших источника финансирования инвестиций в основные фонды часто используются не по назначению: на текущие нужды и материальное стимулирование работников.

Принимаемые до настоящего времени государством меры остаются недостаточными для изменения инвестиционного климата в стране к лучшему. Особенно много проблем в сфере кредитования капитальных вложений коммерческими банками. Кредиты банков в настоящий момент могут быть доступны только предприятиям с высокой оборачиваемостью капитала и низкой фондоемкостью. Для того, чтобы кредиты были доступны большому количеству предприятий, инвесторы должны быть защищены. В настоящее время у инвесторов, в том числе иностранных, отсутствует уверенность в том, что их вложения защищены в должной мере.

Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа развития национальной экономики является оживление инвестиционного процесса в стране.

Согласно оценкам, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически снижается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу. Иными словами, происходит ухудшение как воспроизводственной, так и технологической структуры капитальных вложений.

Следовательно, проблема оживления инвестиционной деятельности — задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом. Она возникает каждый раз при подготовке очередного бюджета. Однако главная трудность на данном этапе экономических преобразований заключается в ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капитальных вложений для преодоления экономического спада. •Высокая инфляция, тяжелое бремя налогов оставили предприятия практически без источников финансирования своего развития. А высокие ставки банковских процентов сделали недоступными средне- и долгосрочные кредиты.

Вложения в сферу производства из-за высокого риска мало привлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения. Инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в гораздо более доходные и надежные финансовые активы, в том числе и вывозя капиталы за рубеж.

Основная слабость государственной инвестиционной политики в настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстро окупаемых инвестиционных проектов. Однако тенденция развития последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для выхода из де инвестиционного тупика. Дефицит бюджета удалось существенно снизить. Это дало возможность установить контроль денежной массы, а также затормозить инфляцию и создать предпосылки для снижения ставки рефинансирования Национального банка РБ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: