Кочевые народы на территории Украины. Киммерийцы. Скифы. Сарматы

В период раннего железного века (1 тыс. до н.э. - первые века н.э.) развернулось так называемое великое переселение народов, когда целые народы снимались с мест и отправлялись в путь в поисках лучших условий жизни. Двигались они преимущественно с востока, где численность жителей возрастала быстрей, чем расширялось производство продуктов питания. В поисках пастбищ для скота они направлялись на запад, нередко с помощью силы пробиваясь сквозь занятые другими племенами территории. Двигались они с табунами животных, везли с собой семьи, пожитки. Кибитки, юрты кочевых племен на многие столетия стали неотъемлемой частью пейзажа евразийской степи. Наряду со скотоводством, которое составляло основу хозяйства, кочевники занимались земледелием, ремеслами. Они владели военным искусством, вели постоянные войны, держали в покорности соседние народы.

Киммерийцы. Первыми из древнейших жителей северного Причерноморья, чьё самоназвание дошло до наших дней, были киммерийцы (IX - VII в. до н.э.). Древнейшее упоминание о киммерийцах встречается в «Одиссее» Гомера. Киммерийцы занимали значительную территорию между Днестром и Доном, а также Крымский и Таманский полуострова. Их главным занятием было кочевое скотоводство. Именно киммерийцы первыми на нашей территории стали применять железо в хозяйстве и военном деле, освоили искусство верховой езды, создали войско из конников, благодаря чему они совершали грабительские походы в Переднюю и Малую Азию. Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов конников, вооруженных железными мечами и кинжалами, луками, боевыми молотами и булавами. Практиковалось у киммерийцев и земледелие, но оно играло второстепенную роль. Наибольшим богатством у киммерийцев считались лошади, которые служили не только средством передвижения, но и давали львиную долю продуктов питания: мясо, молоко, сыр.

Киммерийцы объединялись в племена, а племена составляли союзы во главе с царями-вождями. Киммерийским царям принадлежала вся полнота власти в государстве, которое было рабовладельческим. Киммерия распалась вследствие нашествия скифских племен, которые вытесняли часть киммерийцев за границу Причерноморья, а те, которые остались, ассимилировали с захватчиками.

Скифы. В VII в. до н.э. в причерноморских степях появились ираноязычные племена скифов, которые превосходили киммерийцев численностью, военной организацией и единством. Собственное название этих племен - сколоты, расселялись они между реками Дон и Дунай. Образованное ими государство получило название Великая Скифия и просуществовало до III в. др н.э.Посетивший Северное Причерноморье Геродот в своей «Истории» в V в. до н.э. утверждал, что скифы делились на царских скифов, скифов-кочевников (степные районы на восток от Днепра), скифов-земледельцев (лесостепная зона Поднепровья), скифов-пахарей (между Днепром и Днестром). Царские скифы жили в Приазовье и степном Крыму, господствовали над всеми другими скифскими племенами. Главным занятием кочевых скифов было скотоводство и грабительские военные походы. Лесостепные племена занимались орным земледелием - сеяли пшеницу, ячмень, рожь. Помимо этого разводили домашних животных и выращивали сады. Свои поселения размещали на высоких, удобных для обороны холмах. Городище окружали высокими земляными валами и глубокими рвами. Среди ремесел были распространены кузнечное, бронзолитейное, гончарство, ткачество. Скифы активно торговали с греческими городами Северного Причерноморья, в обмен на зерно, мех, воск, мед и рабов скифы получали вино, оружие, предметы роскоши.

Скифы постоянно воевали. Наиболее известна их война с персидским царем Дарием (513г. до н.э.), которая прославила их как непобедимых воинов. Ударную силу скифского войска составляла конница. Каждый взрослый скиф был конным воином, вооружение которого состояло из лука, железного меча, копья, боевого топора и дротика. Голову защищал круглый шлем, тело - панцирь и круглый щит. Для поддержания боевого духа и воспитания ненависти к врагу существовали жестокие обычаи: скифский воин пил кровь первого убитого врага, снимали скальпы: каждый сотый пленник приносился в жертву богу войны; того, кто не убил ни одного врага, не допускали к праздничному столу. Скифы были безжалостны к врагам, а более всего ценили дружбу. У скифов существовал культ предков. Это видно из обряда погребения царей, описанного Геродотом, и из обследованных скифских курганов: Солоха, Гайманова могила (Запорожская область), Чертомлык и Толстая могила на Днепропетровщине.

Наибольшего расцвета Скифия достигла в IV в. до н.э., во время правления царя Атея, власть которого распространялась на огромные территории от Дона до Дуная. Началось скифское завоевание Балкан. Могущество Скифии было подорвано после поражения Македонии в 339 г. до н.э..

III в. до н.э. - период упадка скифского государства. Под ударами сарматов владения скифов сокращаются. Им удалось удержать полосу Нижнего Поднепровья и Степной Крым (Малая Скифия, столица Неаполь). Малая Скифия сохраняет политическое единство и военную активность, и прекращает свое существование только в Шв. н.э.

Сарматы. В III в. до н.э. в Северное Причерноморье вторглись близкие к скифам по языку и обычаям, но более воинственные кочевники - сарматы, пришедшие с Нижнего Поволжья, Приуралья. Они заняли степи между Доном и Днепром, а во ІІ в. до н.э. дошли и до Дуная. Название сарматы происходит от иранского «саоро-мат». что означает «опоясанный мечом». Сарматы не были единым, однородным племенем, а представляли собой конфедерацию родственных и часто враждующих между собой племен, таких как языги, роксоланы, аланы. Господствующее положение вскоре заняли аланы.

Главным занятием было кочевое скотоводство. Важное место в их жизни занимали войны. Сарматское войско состояло из тяжеловооруженных пехоты и конницы. Наездники были вооружены щитами, копьями, мечами и защитными шлемами и панцирями. В военном деле сарматы отличались от скифов ещё большей жестокостью и непреклонностью. Удар сарматской конницы, которая атаковала врага сомкнутым клином, не могло выдержать ни одно войско.

Особенное место в сарматском обществе отводилось женщинам. Они имели одинаковые права с мужчинами, ездили верхом, владели оружием, ходили в походы, не вступали в брак, пока не убьют первого врага. Этих женщин связывают с легендарными амазонками.

Сарматы поддерживали торговые связи с соседями: греческими колониями Северного Причерноморья, земледельческим населением лесостепной зоны, а также с Китаем, Индией, Ираном, Египтом.

Конец сарматскому господству в северочерноморских степях положили в III в. германские племена готов, пришедших с Балтики, а во второй половине IV в. — гуннов, пришедших с востока.

Античная цивилизация Северного Причерноморья (VII в. до н.э. - V в. Н.э.) В VII в. до н.э. в Северном Причерноморье вследствие «великой греческой колонизации» возникли полисы - античные города-государства: Ольвия (устье Южного Буга), Тира (район Днестровского лимана, на месте нынешнего Белгород-Днестровска), Феодосия, Херсонес (на месте современного Севастополя), Пантикопей (на месте современной Керчи), Фанагория Таманский полуостров). Основанные сначала греческими городами малоазиатского побережья, эти поселения вскоре стали независимыми государствами (VII - I в. до н.э.), а позже (I в. до н.э.- Ш в. нэ.) оказались протекторатом Рима. Наибольшего расцвета государства достигли в VI — IV в. до н.э. Ведущую роль среди них играли Ольвия, Херсонес, Боспорское царство. Главными причинами основания греками колоний были дефицит земли и хлеба, перенаселенность греческих городов, военно-политические конфликты.

По форме правления греческие города-государства были республиками. Законодательная власть принадлежала народному собранию, которое заключало мир и оглашало войны, представляло гражданство, награждало тех, кто имел заслуги перед городом. В зависимости от доминирующей силы рабовладельческие республики были или аристократическими, как Ольвия. или демократическими, как Херсонес.

Единственная монархия - Боспорское царство - возникла в V в. до нэ. в результате объединения 20 больших городов во главе с Пантикапеем. Сначала государство представляло собой союз греческих городов, каждое из которых имело элементы самоуправления, но постепенно оно трансформировалось в монархию, территории которой включали Керченский, Таманский полуострова, Кубань. В 107 г. до н.э. здесь произошло первое восстание рабов под предводительством скифа Савмака, который провозгласил себя царём и начал проведение реформ. Но восстание было подавлено. Оно оказалось губительным для Боспорского царства: сначала оно вошло в состав Понтийского царства, потом попало под власть Рима, а в IV в. н.э. окончательно распалось под ударами гуннов.

Хозяйство античных городов-государств было основано на жесткой эксплуатации рабов. Экономика была многоотраслевой:

 

• Основой хозяйства было земледелие и виноделие. Колонисты выращивали пшеницу ячмень, просо, виноград яблоки, груши, инжир, миндаль, орехи.

• Скотоводство (коров, буйволов, коз, овец, свиней, лошадей).

• Рыбный промысел.

• Ремесло достигло высокого уровня развития и ставилось производством металлических, керамических, ювелирных изделий, ткачеством.

• Торговля велась в двух направлениях - с Грецией и с соседними племенами (скифами, сарматами). В Грецию вывозили хлеб, мех, соленую рыбу, скот, кожи, рабов. Соседям продавали вино, оружие, ткани, произведения искусства, посуду, оливковое масла.

 

Культура греческих городов-государств имела много общего с культурой Греции, а позже - Рима. Развивались литература, театр, музыка, строились храмы, украшенные скульптурой, фресками и мозаикой. Колонисты создали свою самостоятельную культуру. Образование получали в гимназиях, в которых преподавались риторика, философия, музыка. Греки занимались наукой, развивали медицину. Об этом свидетельствуют находки бронзовых и костяных инструментов. В Ольвии была аптека. Колонисты знали ценные свойства крымских грязей. Причины упадка греческих колоний:

• общий кризис рабовладения, который начался с III в. н.э. и подорвал силы государства;

• нашествие кочевников. В I - II в. н.э. под ударами готов погибла Ольвия и другие города, а в IV в. н.э. вследствие нашествия гуннов погибло Боспорское царство. Большинство городов-государств сошло с исторической арены, уцелели только Пантикапей и Херсонес, которые со временем попали под власть Византийской империи.

Длительное время существование греческих городов-государств на территории Северного Причерноморья не прошло бесследно для местных племен. Под влиянием античных государств у здешних племен формировалось собственное государство. Культура греческих колоний повлияла и на развитие славян, их культуры, государственности.

 

2.В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов во главе с Рюриком, чтобы прекратить внутренние распри. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны, т. е. «северные люди». По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. Немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные на службу в Петербургскую академию наук, стали основоположниками «норманнской теории», согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманнизм. Его основатели – М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы, и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (в начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.

Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

 

3.В отечественной научной литературе политическая история Киевской Руси делится на три периода. Первый период охватывает почти 100 лет, с 882 г., когда на престол в Киеве сел Олег, до смерти Святослава в 972 г. В это время происходит быстрое расширение территории Руси. Первый князь объединенной Руси Олег в течение нескольких лет подчинил своей власти приднепровские племена-полян, древлян, северян, радимичей, Олег Игорь и Святослав присоединили к Руси земли-княжества уличей, тиверцев, вятичей, Белую Вежу, Тмутаракань.

Второй период - расцвет Киевской Руси - годы, когда, у власти находились Владимир Великий (980 - 1015) и Ярослав Мудрый (1034 - 1054). Эти князья продолжали расширять границы государства. Были присоединены земли волынян, белых хорватов, ятвягов и некоторые земли Прибалтики. Следовательно, в тот период в пределах Киевской Руси были объединены все восточнославянские и многие неславянские племена. Для укрепления молодого государства, с целью централизации власти, в 988 г. Владимир провел "идеологическую реформу".

В Киевской Руси было принято христианство в его восточном варианте-православии, которое являлось государственной религией в Византии. Во время княжения Ярослава завершилось строительство Древнерусского государства. Был сломлен местный сепаратизм, стабилизировалась государственная территория и границы, усовершенствован государственный аппарат. Он юридически закрепил феодальные отношения на Руси принятием свода законов "Русская, правда"

Третий период - раздробленность и гибель Киевской Руси. Некоторые историки относят его к концу правления Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132). Этот период характеризуется центробежными тенденциями, вызванными ростом продуктивных сил в сельском хозяйстве и ремесле, господством феодальной собственности на землю, крупного вотчинного землевладения. В ХШ в власть великого киевского князя стала номинальной. На политической карте огромного государства появляется более полутора десятка суверенных княжеств, в том числе шесть на территории современной Украины - Киевское, Черниговское, Переяславское, Галицкое, Волынское, Турово-Пинское.

 

 

4.Закономерным этапом развития Киевской Руси, как и других европейских государств, была эпоха политического раздробления. Условной датой ее начала считается 1132 г., когда после смерти великого князя Мстислава Владимировича, как записал летописец, "раздрася вся Русская земля". К середине XII в. русские земли разделялись на 15 земель-княжеств, находившихся только в формальной зависимости от Киева. Однако на этом процесс распада не прекратился и в начале XIII в. существовало уже около 50 княжеств

Северо-Восточная Русь была раньше малозаселенной окраиной восточнославянского земель. Испокон веков здесь жили финно-угорские и балтские племена, лишь на рубеже IX-X вв. сюда из Новгородской земли стали переселяться ильменские славяне, а с юго-запада - вятичи. В XI-XII вв. здесь наряду со старыми городами (Ростов, Муром, Рязань) возникли новые - Ярославль, Суздаль, Владимир на Клязьме, Переяславль-Залесский. В это время появляется Владимиро-Суздальское княжество, которое сначала называли Ростовским, а затем, по князя Юрия Долгорукого - Ростово-Суздальским (1132-1157 гг.) Именно с его именем связано первое летописное упоминание (1147 г.) о городе Москву

Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский (1157-1174 гг), став князем, сделал своей столицей город Владимир на Клязьме. Большинство военных походов князя против Новгорода и Волжской Булгарии были неудачными. Печальную славу снискал опустошительный поход его сына Мстислава на Киев в 1069 г. В 1174 Андрея Боголюбского убили бояре-заговорщики. После двух лет борьбы за власть между молодыми братьями Андрея Боголюбского новым князем стал Всеволод Большое Гнездо (1177-1212 гг.) Свое прозвище он получил за то, что имел восемь сыновей, восемь внуков и все последующие владимирские и московские князья до Ивана Грозного включительно были его потомками. Он пытался усилить великокняжескую власть, обустроить и заселить свои земли. Всеволод совершил несколько удачных походов против Рязанского княжества. Блестящей победой завершился поход князя на Волжскую Булгарию в 1183 г. После смерти Всеволода Большое Гнездо единственное Владимиро-Суздальское княжество было переделена на семь отдельных княжеств, где правили дети Всеволода

К концу XIII — началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система со столицей во Владимире. Под властью великих князей владимирских, помимо территории Владимиро-Суздальского княжества, находилась Рязанская земля и формально Новгород Великий.

Большинство древних городов Северо-Восточной Руси (Ростов, Суздаль, Владимир) в период ордынского ига пришли в упадок, уступив свое политическое первенство окраинным центрам — Твери, Нижнему Новгороду и Москве.

В конце XIII в. центр экономической и политической жизни Северо-Восточной Руси переместился в центральные и окраинные, менее доступные для ордынцев, лесные районы, где вырос ряд новых княжеств: Тверское, Московское, Стародубское. Включение правителей этих княжеств в борьбу за великое княжение Владимирское внешне не выходило за рамки обычных феодальных усобиц. Князья, практически не участвовавшие в междоусобной войне накануне Батыева нашествия, ослабившей князей черниговских, смоленских, волынских, повели активную борьбу за первенство.

Усилению позиций владимирских великих князей способствовало и то, что Орда сразу признала их «старейшими» на Руси. Благодаря этому Владимир как бы замещал Киев в качестве номинальной столицы. Хотя власть великого князя являлась номинальной, она давала значительные преимущества: князь получал в свое распоряжение обширные владимирские земли, а бояре — выгодные наместничества. Претендентами на великое княжение Владимирское выступали Московское, Тверское Суздальско-Нижегородское княжества. Остальные (Рязанское, Черниговское, Смоленское) не имели либо сил, либо династических прав. «Общерусские» притязания владимирских великих князей серьезно подкрепило перенесение в Северо-Восточную Русь на рубеже XIII—XIV вв. резиденции «митрополита всея Руси» — главы Русской православной церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: