Становление новой российской государственности и ее институтов

Начало становления новой российской государственности связывают с принятием 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании Конституции Российской Федерации. Россия объявила себя демократическим федеральным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплялся принцип разделения властей. Глава государства — Президент, который избирается всенародным голосованием. Исполнительная власть — Правительство, глава которого утверждается парламентом. Законодательная власть представлена Федеральным Собранием (парламент РФ), которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума формировалась путем выборов, а в Совет Федерации входили главы исполни­тельной и законодательной властей субъектов Российской Федерации. Судебная власть — это Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

В 1993 г. состоялись первые выборы в Государственную Думу. В Думу прошли 8 партий, преодолевших барьер 5%. Победу на них одержала ЛДПР. Большее число мест было занято оппозиционными и патриотическими силами.

Государственная Дума I созыва была противоречива изнутри, но все же приняла важнейшие документы, на которых основывается функционирование государства (например, Гражданский кодекс, закон о местном самоуправлении, законы, регламентирующие выборы, и т.д.). Первая Государственная Дума работала два года. Одно из главных мест в работе Государственной Думы заняли вопросы национальной и экономичес­кой политики, международных отношений.

В 1994 г. большинство партий по инициативе президента подписали Договор об общественном согласии, согласно которому обязались не менять главный закон страны (Конституцию) в направлении дестабилизации ситуации в тече­ние двух лет.

 

 

17.Разрушение системы государственного управления в период Смутного времени-узурпация власти и самозванчество.

Причины:

1.Тяжелый системный кризис московского государства, во многом связанный с правлением Ивана Грозного. Противоречивая внутренняя и внешняя политика привела к разрушению многих

экономических структур. Ослабила ключевые институты и привела к гибели людей.

2. Резко обострились социальные конфликты внутри московского государства, которые охватили все общества (царская власть и боярская аристократия, бояре и дворяне, феодалы и крестьянство,

церковь и светские феодалы, родовая аристократия и служилая аристократия и т.д.)

Этапы:

1. 1598-1605. Ключевая фигура - Борис Годунов. Он, по решению земского собора, был избран на царский престол в 1598г. Он резко изменил характер внутренней и внешней политики

государства (освоение южных окраин, освоение Сибири, возвращение западных земель, перемирие с Польшей). Следовательно, происходит подъем экономики и обострение политической борьбы.

В 1601-1603 неурожай, начинается голод и голодные бунты. В этот период на территории Польши объявился первый Лжедмитрий, получил поддержку польской шляхты и вступил на землю русскую

в 1604 г. В апреле 1605. Годунов скончался неожиданно. В июне в Москву вступил Лжедмитрий 1. Через 11 месяцев, в 1606 он был убит в результате заговора.

2. 1606-1610. Этот этап связан с Василием Шуйским, первым "боярским царем". Взошел на престол сразу после гибели Лжедмитрия 1 по решению красной площади, дав крестоцеловальную

запись о хорошем отношении к боярам. В 1610 польские войска разбили отряды Шуйского и он был свергнут с престола и утвердился режим семибоярщины.

3. 1611-1613. Патриарх Гермоген в 1611 инициировал создание земского ополчения вблизи Рязани. В марте оно осадило Москву и потерпело неудачу из-за внутренних разногласий. Второе

создали осенью, в Новгороде. Возглавили его К.Минин и Д.Пожарский. 26 октября 1612 ополчение сумело взять московский кремль. По решению боярской думы, оно было распущено.

Итоги:

- Общее число погибших равно одной трети населения.

- Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из СХ оборота

- Территориальные потери (Черниговская земля, смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории).

- Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов.

- Появление новой царской династии - Романовых. Первые представители династии должны были решать 3 главных проблемы - восстановление единства территорий, восстановление

государственного механизма и экономики.

 

18. Польская оккупация и военный Собор 1611г. Их роль в изменении государственного строя.

С гибелью Лжедмитрия второго в стране остался царь Владислав, но он жил за пределами Российского государства. В народе зрело негодование тем, что православной страной правит католик, что в

столице бесчинствуют иноземцы, что оккупационные королевские войска, проливают невинную кровь, сжигают города и деревни. 21 сентября 1610 года польские паны засели в Москве. Польское

правительство готовилось уничтожить Русское государство. Но открыто об этом, не говорили, более того ложь пропаганды сообщала, что новый царь Владислав скоро приедет в Москву креститься и

что порядок в государстве будет восстановлен. Жолкевский был умный и хитрый, понимая, что врать до бесконечности не получиться, боясь восстания русского народа, он уехал в Польшу, оставив за

себя Гонсевского. Паны создали в Москве оккупационное правительство, которое состояло из группы бояр-изменников, пособников оккупантов, а во главе стоял Гонсевский. Паны, засевшие в

Москве, издевались над русскими людьми, их языком, верой, обычаями. Захватчики грабили население, насильничали. В народе нарастало массовое возмущение, потому как он осознал

нарастающую угрозу иноземного порабощения.

Уже в январе 1611 против оккупантов начал вооружаться народ. По всей стране пересылались письма патриотов с призывом очистить Москву от «литовских людей» и выбрать русского царя. На

борьбу поднялись многие города. В Рязани во главе движения стал Прокопий Ляпунов.

марта 1611 года наемники стали готовить Кремль к боевым действиям и устанавливать пушки на стенах. Их командиры пытались насильно привлекать к работам население. Москвичи отказались и

тогда наемники бросились на них с саблями, началось массовое истребление русских. Было убито около 7 тысяч безоружных русских людей!

В дни боев в таборах первого ополчения возник постоянно действующий орган власти -Земский собор. Решающий голос на нем принадлежал провинциальному дворянству и казакам.

Приговор собора от 30 июня 1611 года определил направление всей деятельности Земского правительства. «Приговор» был составлен от имени «Московского государства, разных земель

царевичей, бояр, окольничих, дворян и детей боярских, атаманов и казаков». Изменники - бояре и столичная знать должны были лишиться всех свои огромных земельных богатств. Конфискованные

земли следовало распределить между бедными и разоренными дворянами. В своих обращениях к населению вольных окраин власти звали в ополчение всех казаков, вчерашних крепостных и

холопов, суля им волю. «Молодым казакам» полагалось денежное и хлебное жалование. Было решение о возврате крепостных, их прежним владельцам. Этот документ отражал интересы бояр и

казачьей верхушки, что нарушило обещания данные Ляпуновом в его грамоте при организации ополчения. Чем были возмущены казаки.

Новое правительство фактически возглавил Ляпунов и его товарищи: казацкий предводитель Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой. После гибели Ляпунова первое земское ополчение

распалось.

Бои шли по всей Москве, с переменным успехов, и тогда Гонсевский дает указание поджечь город... И когда тысячи русских людей бросились тушить пожар, их подло начали убивать оккупанты и их

пособники. Обширный город за пару дней превратился в развалины. Семибоярщина и оккупанты удерживали в своих руках Кремль и Китай-город, где находилась лучшая часть русской артиллерии.

Ополчение не располагало достаточными силами и средствами и предприняв генеральный штурм не добилось успеха.

 

19 Преодоление последствий Смуты. Провозглашение начала династии Романовых. Роль Соборов. Соборное Уложение 1649г.

В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором выбирали нового царя. Выбор пал на 16-летнего Михаила Романова (1613—1645), при котором первые годы постоянно собирался Земский собор,

помогавший ему в управлении. В дальнейшем при Михаиле Рома новое значительное влияние на государственную политику получил его отец — патриарх Филарет.

Во внутренней политике необходимо было добиться стабилизации, так как по России продолжали бродить антиправительственно настроенные холопы и казаки. Последствия Смуты в сельском

хозяйстве ощущались вплоть до середины XVII в. Укрепляя свою власть, Романовы раздавали землю дворянству. Увеличивалась власть феодалов над крестьянами. Последствия Смуты были

тяжелейшими для развития страны. Необходимые для развития страны средства снимались с населения в виде тяжелейших налогов. Специфика развития экономических отношений в XVII в.

выражалась в повышении значения торговли, товарообмена и ярмарок. В 1653 г. был принят Торговый устав, регламентирующий торговое право в России, а в 1667 г. появился Новый Торговый устав,

повышавший пошлины на иностранные товары. Значительно возросший товарооборот между различными регионами России позволил говорить о складывании в конце XVII в. всероссийского рынка.

Урегулирование внешнеполитических вопросов с Польшей и Швецией являлось приоритетной задачей нового правительства. В 1617 г. в деревне Столбово был заключен Столбовский мир (shpora.su)

между Россией и Швецией, по которому шведы возвращали новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье; также им полагалась денежная компенсация.

По мере укрепления государственного аппарата Филарет все реже и реже стал прибегать к созыву Земских соборов. В 20-30-е гг. они уже собирались исключительно по инициативе правительства,

которое выносило на обсуждение выборных нужные правительству вопросы. При этом земские приговоры не были обязательны для правительства.

Таким образом, Земские соборы после необычайно бурной деятельности впервые два десятилетия XVII в., когда им пришлось брать на себя законодательные и даже учредительные функции,

обратились в высшие совещательные органы. Начался процесс постепенного угасания земской деятельности - свидетельство укрепления самодержавия.

По окончании Смутного времени, правительство новой династии —Романовых — приступает к активной законотворческой деятельности. В итоге К1649 году в Российском государстве существовало

огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по

традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в

правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего

периода становился не эффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. К принятию Уложения

подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве

одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

В Соборном Уложении лишь намечается разделение норм по отраслям права. Однако тенденция к разделению на отрасли, присущая любому современному законодательству, уже наметилась. В

Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха. Уложение содержало комплекс норм, регулирующих важнейшие отрасли

государственного управления: прикрепление крестьян к земле, режим въезда и выезда из страны, вопросы, связанные со статусом вотчин и поместий. Система наказаний выглядела следующим

образом: смертная казнь (в 60 случаях), телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящие наказания, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы. Развитие

товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права. Субъектами гражданского

права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться

поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования). По сравнению с предыдущим периодом возросла

правоспособность женщины. Обязательственное право в XVII веке продолжало развиваться по линии постепенной замены личной ответственности (переход за долги в холопы и т. д.) по договорам

имущественной ответственностью. Устная форма договора всё чаще заменяется письменной. Для определённых сделок устанавливается обязательность государственной регистрации —

«крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью). Особое внимание законодатели уделили проблеме вотчинного землевладения. Были законодательно закреплены:

усложнённый порядок отчуждения и наследственный характер вотчинной собственности. В области семейного права продолжали действовать принципы Домостроя — главенство мужа над женой и

детьми, фактическая общность имущества, обязательность следования жены за мужем. Законодательство разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни.

Значение Соборного Уложения

Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV—XVII веков.

Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.

В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

 

20 Государственные учреждения России XVII в.: характеристика высших, центральных и местных органов управления.

Смута XVII в. укрепила идею сильной власти, поэтому при Михаиле Федоровиче осуществлялись меры по укреплению государственной системы. Рост власти царя опирался на усиление

государственного аппарата, на приобретение им характера бюрократического строя. Так в XVII в. существовало до 90 приказов. В XVII в. сохранились еще пережитки феодальной раздробленности,

одним из которых было местничество, в XVII в. местничество стало препятствием к укреплению самодержавной монархии. Возросшее значение дворянства позволило правительству в 1682 г.

Упразднить его.

Важнейшим государственным органом, разделявшим с царем верховную власть, по-прежнему была Боярская дума. Дума осталась верховным органом по делам законодательства, управления и

суда. Царь советовался с ней по всем основным вопросам, мелкие же Дума обсуждала без царя. Для XVII в. характерна более тесная связь Думы с приказной системой: многие члены Думы были

судьями приказов, воеводами, находились на дипломатической службе. С другой стороны, решения приказов утверждались на заседаниях Думы.

Первая половина XVII в. стала периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы государственной жизни решались с помощью земских соборов. В начале

правления Михаила Федоровича правительство нуждалось в опоре на все слои господствующего

класса и земские соборы заседали почти непрерывно, они занимались в основном изысканием средств, для пополнения государственной казны и внешнеполитическими делами. С 1620-х гг.

государственная власть несколько окрепла и соборы стали созываться реже для решения конкретных дел. После 1653 г. соборы созывались лишь как совещания представителей отдельных

сословий. Они способствовали укреплению царской власти и постепенно исчезли. После прекращения Смуты понадобилось создать на местах твердую власть. Основным звеном местного

управления стал воевода. Он назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Думой и подчинялся приказу, в чьем ведении находился город. При воеводах существовали приказные или

съезжие избы во главе с дьяком. Волостями и слободами воеводы управляли через приказчиков. Им подчинялись все местные должностные лица, в том числе губные и земские старосты. Круг

деятельности воеводы определялся наказом приказа. В XVII в. продолжали существовать обе формы «самоуправления» -губная и земская. Старосты вели фактически все дела, но находились в

полном подчинении у воевод. К другим выборным органам относились таможенные целовальники, кружечные и кабацкие головы и целовальники, ларечные старосты, житейные и мельничные

целовальники. Все они находились под надзором воевод. Расширилась сфера действия суда, который превратился в одно из главных звеньев карательной политики государства. Имущественные

наказания окончательно отошли на задний план. Ведена смертная казнь.

Новые тенденции в социально-экономической и других областях жизни требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата в центре и

на местах. Первые ростки абсолютизма в виде именных указов, личной канцелярии царя, органов финансового контроля за монастырским имуществом появились во второй половине XVII в.

 

21 Развитие государственного и регионального управления в конце XVIIB. Предпосылки реформ Петра I.

В XVII в. окончательно установилась самодержавная власть "государя всея Руси" Одновременно с ростом власти царя усилился государственный аппарат, который принял характер бюрократического

строя. В XVII в. местничество стало препятствовать укреплению самодержавной монархии. Возросшее значение дворянства позволило правительству в 1682 г. упразднить местничество. Хотя

значение дворянства усилилось, боярство сохраняло свое экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с

царем прерогативы верховной власти, органом боярской аристократии. Состав Думы за век удвоился. Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и

суда. Некоторые из судебных дел рассматривались в созданной при Думе Расправной палате (1681-1694). Значение Боярской Думы в последнее десятилетие века упало.

Несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII в. идет процесс возрастания личной власти самодержавного

монарха, особенно в области верховного управления.

С 50-60-х годов установилась практика докладов царю начальниками важнейших приказов. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 г. получил определенную организацию Приказа тайных дел

-личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.)

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил

название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения

петровских реформ:

- активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

- интенсивное развитие внутренней и внешней торговли- реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

- тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский

титул слова "самодержец";

- оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода

законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. было принято 1535 указов пополняющих Уложение);

- реорганизация и совершенствование вооруженных сил

- размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная

личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель

появился на исторической арене в лице Петра I.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: