Культура в России в XIV-XVI ВВ

Иго нанесло неповторимый удар по развитию к. В различных сферах наблюдается упадок. Уничтожены памятники архитектуры, письменности, прекратилось каменное строительство. Со второй половины 14 века начинается подъём. Ведущая тема-единство русской земли и борьба с игом.

Литература

Былинный эпос-обращение к эпохе независимости. Новый жанр - историческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги. Куликовская битва оказало влияние на тематику («Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище») В нач. 15 века-первый общерусский летописный свод-Троицкая летопись. Моск. князья уделяют большое внимание летописям. В середине 15 века составлена Всемирная история с краткими сведениями по ист.Руси-русский хронограф.

Живопись

Феофан Грек-работал В Новг.,Москве. роспись Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие.

Андрей Рублёв-работал в Москве. Роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, икона «Троица».

Манера письма двух талантливых художников оказала влияние на последующие поколения художников.

Архитектура.

Каменное зодчество очень медленно развивается. 1367-белокаменные стены Кремля, позже исп. красный кирпич. В нач. 15 века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве. В конце 15-нач.16 создан ансамбдь Моск.Кремля.

 

Культура России в 16 веке.

Русская культура развивается под знаком гос. объединения страны и упрочения её независимости. Теория москва-третий Рим.

ЛИТЕРАТУРА

-«Сказанья о князьях Владимирских»-политическая теория происх. рус. гос-ва. Московские князья-прямые потомки Римского Императора Августа.

- Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня.(воспевалась борьба Ивана 4 с боярством, поход Ермака в Сибирь, взятие Казани).

-литературе характерна публицистика в виде посланий и писем

-книгопечатание 1553

-1564: И. Фёдоров и П. Мстиславец издали первую печатную книгу «Апостол»

АРХИТЕКТУРА

-строительство нового Кремля

-Успенский собор(Фиорованти) и Руффо, Солари-Гранитовая палата в Кремле

-кремли в Новгороде, Туле, Коломне

-1560 Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного(шатровый стиль)

ЖИВОПИСЬ

-представлена росписью храмов и иконописью

-Дионисий: икона Успенского собор м.Кремля и церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре(роспись)

НАУКА

-накопление знаний в области математики и механики

-«Хождение за три моря», Афанасий Никитин-геогр.сведения

-карты территории Руси

-Литейное дело: открыт Пушечный двор, А.Чохов отлил царь-пушку(40 тонн)

Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жёсткому контролю государства над всеми формами иск.

 

Смутное время.

 

После смерти Ивана Грозного престол занял его сын — Федор Иванович, не обладавший широким кругозором государственного деятеля, нерешительный и болезненный. При царе был создан регентский совет, который был должен фактически править страной. Постепенно устранив всех соперников из числа регентов, к власти пришел Борис Годунов. В 1591 г, в г. Угличе погиб младший сын Ивана Грозного — царевич Дмитрий. Престол оказался без наследника. В 1598 г. специально собранный Земский собор избрал царем Бориса Годунова.

В своей политике он отказался от террора. Он стремился консолидировать весь класс землевладельцев. Для этой цели Годунов пошел на дальнейшее закрепощение крестьянского населения. Русская православная церковь, на помощь которой опирался царь, освободилась от формальной зависимости от Константинополя. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество. В области внешней политики Годунову удалось заключить 15-летнее перемирие с Польшей и получить выход к Балтийскому морю.

Голод 1601—1603 гг. до предела обострил социальные противоречия. Страна вступила в полосу всеобщего политического кризиса. Правлением Бориса Годунова были недовольны все слои русского общества — от крестьян до части бояр и дворян.

В этих условиях в Польше появляется беглый монах Григорий Отрепьев – Лжедмитрий I, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Заручившись помощью польских магнатов короля Сигизмунда III. Ради их. поддержки Лжедмитрий тайно принял католичество, обещал подчинить русскую церковь папскому престолу, осуществить раздел России.

Используя идею «доброго царя», ему удалось заручиться поддержкой недовольного населения и быстро (к июню1605) продвинуться к Москве. Но он не оправдал надежд ни одной из поддерживающих его сил, не облегчил положение крестьян, вызвал и недовольство дворян, раздавая земли польской шляхте. В результате вспыхнувшего в мае 1606 г. восстания Лжедмитрий 1 был убит. Царем выбрали боярина Василия Шуйского.

Недовольные политикой В. Шуйского объединялись вокруг «воеводы царевича Дмитрия» — Восстание Болотникова.

Победа над ним не обеспечивала устойчивого положения В. Шуйского. осенью 1607 г. оказала помощь в организации еще одного похода на Москву под руководством Лжедмитрия II. А Шуйский вынужден был обратиться к Швеции с просьбой о предоставлении войск. В результате военных действий самозванец («Тушинский вор») был разбит.

Но шведские войска, не получившие обещанного жалованья, занялись разбоем и грабежами. Заключение военного союза со Швецией, находившейся в состоянии войны с Польшей, дало повод Сигизмунду III для начала войны. В обстановке прямой военной интервенции и неудач русской армии возник заговор против В. Шуйского. В июле 1610 г. он был низложен и насильно пострижен в монахи. Московское боярство пошло на предательство национальных интересов, пригласив на русский трон сына Сигизмунда III — Владислава и впустив в Москву польские войска.

На борьбу с захватчиками поднялся русский народ. В южных районах страны стали создаваться отряды первого ополчения.

Осенью 1611 г. по инициативе земского старосты К. Минина и под князя Д. Пожарский отряды ополченцев двинулись на Ярославль, накапливая силы для решительного наступления. В августе ополчение подошло к Москве и взяло город в осаду. 27 октября 1612 г. польский гарнизон сложил оружие. Благодаря героизму и самопожертвованию русского народа была освобождена столица государства, а Земский собор 1613 г. избрал русского царя — Михаила Романова.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: