Модель во многом схожа с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. ГуннарМюрдаль (1898-1987) считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.
Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал созданиесистемы социальной защиты населения,которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса различных мер:
· обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам
общества;
· оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия
привилегий у богатых;
· создание условий для зарабатывания средств любыми способами, не противоречащими законам;
|
|
· защита гражданских и политических прав и свобод;
· защита от политического преследования и произвола администрации;
· создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;
· обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.
Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуществить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели.
Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления.
Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе.
Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по двум направлениям
1. – непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики
- регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны через государственный бюджет, налоговую, таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики
Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления весьма разнообразны. Во Франции в 80-е годы в государственном секторе занято 10% населения, в нем производилось 12,7% добавленной стоимости. В Англии в национализированных отраслях более 10% ВВП и занято 10% населения. В Австрии в 80-е годы доля государственного сектора ВНП=30%, число занятых в нем – 2,5%. В Финляндии соответственно 15 и 12%. Государственные металлургические предприятия Австрии производят 98%, Финляндии – 70%, горнорудной соответственно 98 и 100%, нефтяной – 91 и 89%
|
|
2. рыночное регулирование экономики на макроуровне. Мощным рычагом государственного регулирования экономики является государственный бюджет
В Германии в 1963 году определен «магический четырехугольник». Совет экспертов занимается решением 4-х основных проблем:
· стабилизация денежного обращения и цен;
· разрешение проблемы занятости;
· обеспечение внешнеэкономического равновесия;
· достижение стабильного и равномерного экономического роста.
Одной из форм регулирования экономики на международном макроуровне является ежегодные совещания 7 держав: США, Япония, ФРГ, Англия, Франция, Италия, Канада.