Средневековые поэтики на национальных языках (поэтики трубадуров)

Стфр. Трубадур – лат. Тропаре – сочинять тропы, песни для литургии. Греч.тропос – фигура речи.

Трубадуры – люди, которых Господь наделил знанием. Распространены во Франции, Провансе, Каталонии, Италии. 12 век - расцвет. Конец 13 века – угасание искусства трубадуров. Они создавали концепцию совершенной любви. Адресат поэзии трубадура – замужняя дама высокого ранга. Противопоставление куртуазии и вилании (деревенщины). Мензура (умеренность) обеспечивает гармонию. 4 категории стиля: сложный, ясный, украшенный, скромный. Создано 500 строфических форм, своя система жанров. Плач – жанр из античной традиции, мотет – из церковной, рондо и баллада – из народной поэзии. Обычно трубадуры были исполнителями собственных произведений. Показателем мастерства было умение согласовывать слова и мелодию. Главный жанр – канцона (музыкально-поэтический жанр), она говорит об утонченной любви. Спор о преимуществах и недостатках темного стиля.

Книги об искусстве слагать стихи появились позже, сначала на латинском языке. Первая поэтика на провансальском – Райдаль «Расос де трабар» (принципы стихосложения). Примерно 1190-1213. Утверждение различий между французским и провансальским языками. Провансальский – естественный язык, но он нуждается в грамматическом описании. Райдаль рассматривает 8 частей речи, опора на грамматику. Поэзия трубадуров захватывает память и воображение, ею увлекаются все, она очень универсальна. Взаимоотношения публики и трубадуров: есть компетентная и не компетентная аудитория. Невежественная публика хвалит все подряд. Компетентная либо хвалит, либо молчит из вежливости. Следовательно, роль литератора – критиковать. Французский язык более пригоден для романов, провансальский – для лирики. Важны язык, единство идеи и стиля. Никто не совершенен, а значит, природный дар трубадура необходимо совершенствовать.

Жоффрей де Форрикс «Стихи и правила стихосложения» (1289-1291) – акцент на грамматику и свойства рифмовки.

Беренгер де Нойя «Зерцало стихослодения». Объясняет, почему в его трактате 4 части, показывает типичные ошибки сочинителей.

Анонимные сочинения 13 века – популяризация идей Райдаля.

Более поздние поэтики трубадуров: законы любви, связь между эстетическими и этическими концепциями.

Эрмингау «Часослов любви» (1288).Грамматическое описание провансальской поэзии, тенденция к спиритуализации любви. Важно не только любить, но и правильно говорить о любви.

Тулуза, начло 14 в. Консисторий веселой науки, общество любителей трубадуров, цель – возродить уходящие поэтические традиции. ГильомМолинье – «первый канцлер» академии веселой науки. Автор «Законов любви». Из науки рождается знание, наставление, смысл, доброе поведение. Задача – научить должной манере любви, правильно выражать свои чувства. Вкладывается смысл религиозного служения. Любовь к даме связано с восхищением мадонной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: