Философия искусства и литературная критика Д. Дидро

 

Во главе угла – этический аспект вкуса. Дидро отдает предпочтение не законченным творениям, а эскизам – в них проявляется естественный вкус. Статья «Гений» - о низменном вкусе тех, кто мало что понимает в прекрасном.

«Философское исследование о происхождении и природе прекрасного». Дидро делает попытку преодолеть спекулятивный подход. Есть ли прекрасное? Нечто абсолютное или относительное? «Диалоги о прекрасном» не могут удовлетворить Дидро – автор поучает о том, что не является прекрасным, а не о том, что является. 3 типа красоты: подлинная, правдивая и призрачная. Важны чувства, эффект, который производит прекрасное. Разнообразие, единство, правильность, порядок, пропорциональность – признаки прекрасного. Для Дидро прекрасное – соотношение между субъектом и объектом. Соотношение нравов: прекрасно то, что морально. Для Дидро важно установить принцип, по которому эти отношения строятся. Дидро говорит о художественном прекрасном, который складывается в результате долгих наблюдений над действительностью. Природа – первая модель искусства. Объектом художественного отражения должно стать чудесное. Искусство должно искать обыкновенное в чудесном и чудесное в обыкновенном. Нужно выражение большой идеи, оно должно быть поучительно. Простота – важное качество. Сила древних – в умении непринужденно изображать большие страсти.

Дидро о драматургии: классицизм и сентиментализм поэтологических принципов «серьезной драмы».

 

Проблема художественного жанра. Важное место в литературе того времени занимала драматургия. Классическое деление на трагедии и комедии. Вопрос о создании чего-то, что корректировало бы иерархию классицизма. Возникает средний жанр – драма. Дидро отказывается от единства места и времени. Только одна доминирующая страсть персонажа. Изображение современной жизни, частного человека в частных обстоятельствах. Веселая комедия (смешное и порочное), серьезная комедия (3 сословие, хорошие качества), трагедия, мещанская или буржуазная драма. Пусть поэт будет философом – философский смысл мещанской драмы. «Освещайте предметы светом вашего солнца».

Лессинг.

50-60-е годы – эпоха Лессинга. «Беседы с Мендельсоном и Николаем о пьесах», «Письма о новейшей литературе», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия».

«Лаокоон» стоит особняком. Рассмотрение отношений между поэзией и живописью, полемика с итальянским мыслителем Дольче (он считал, что поэзия и живопись одинаковы). Лессинг: поэзия – временное искусство, живопись – пространственное.

3 других произведения менее систематизированы, они состоят из фрагментов размышлений. Лессинг отстаивает антифранцузский классицизм, рассуждает в классицистической системе координат. Обращает внимание на эффект, который производит произведение на читателей. Условность, искусственность французского театра. Изменения вкуса не только в Германии, но и во Франции. В театре теперь не аристократическая, а буржуазная публика. Нужно создавать произведение целостным, оказывающим впечатление на читателя. Лессинг считает. Что хорошие правила – результат разумной работы над творческим процессом. Лессинг не отказывается от жанровой иерархии, но отдает предпочтение драме – среднему жанру.

К прекрасному нужно добавлять эмоций. Подражать нужно всей видимой природе, а красота составляет в ней лишь малую часть. Лессинг испытывает потребность в создании драматического, а не трагического. Лессингу нужно изображение человеческих нравов, а трагедия чуждается этого. Драматургический процесс: приуменьшить значение перепетийности. Требование сдержанности, постепенности в развитии чувств персонажей. Человек может быть очень хорошим, но иметь слабость. Порочные герои должны занимать второстепенное место. Несчастный не заслуживает наказания.

Дидро: Проблема художественного жанра. Важное место в литературе того времени занимала драматургия. Классическое деление на трагедии и комедии. Вопрос о создании чего-то, что корректировало бы иерархию классицизма. Возникает средний жанр – драма. Дидро отказывается от единства места и времени. Только одна доминирующая страсть персонажа. Изображение современной жизни, частного человека в частных обстоятельствах. Веселая комедия (смешное и порочное), серьезная комедия (3 сословие, хорошие качества), трагедия, мещанская или буржуазная драма. Пусть поэт будет философом – философский смысл мещанской драмы. «Освещайте предметы светом вашего солнца».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: