Источники по истории Беларуси

Вопросы к экзамену

1 Предмет, цели и задачи изучения "Истории Беларуси в контексте европейской цивилизации". Периодизация истории Беларуси.

2 Источники по истории Беларуси.

3 Заселение беларуских земель. Доиндоевропейский период истории Беларуси (40-2 тыс. до н. э.).

4 Появление индоевропейцев. Бронзовый и железный век на территории Беларуси (ИИ тыс. к н. э. -V ст. н. э.). Расселение славян.

5 Первые государства на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское княжества в IX-XIII вв. Их взаимоотношения из Киевом и Новгородом.

6 Введение христианства и культура Беларуси в ИХ - ХІІІ вв.

7 Социально-экономичные и политические предпосылки образования Большого Княжества Литовского (ВКЛ).

8 Политический строй и органы государственной власти ВКЛ.

9 Основные направления внешней политики ВКЛ в ХІІІ - ХVІ вв. Борьба против крестоносцев, татаро-монголов и Московской агрессии.

10 Основные концепции происхождения белорусского народа и названия "Белая Русь".

11 Экономичные и политические факторы формирования белорусской народности (к. ХІІІ - ХVІ вв.).

12 Экономичное развитие и социальные отношения на беларуских землях в ХІV - ХVІ вв. Аграрная реформа 1557 г.

13 Создание Речи посполиты. Положение ВКЛ в Речи посполитой.

14 Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Беларуси в XVI- ХVII вв. (Брестская церковная уния, Реформация и Контрреформация).

15 Основные тенденции и достижения в развития культуры Беларуси в эпохи Возрождения и Просвещения (XIV-XVIII вв.).

16 Внешняя политика Речи посполитые. Войны XVII- XVIIІ вв. и их последствия для Беларуси.

17 Экономичный и политический кризис Речи посполитые в XVIII ст. и ее разделы.

18 Восстание 1794 г. под руководством Т. Костюшки.

19 Позитивные и негативные стороны вхождения беларуских земель в состав Российской империи.

20 События войны 1812 г. на территории Беларуси.

21 Восстание 1863-1864 гг. под руководством К. Калиновского в Беларуси.

22 Буржуазные реформы 1860-1870- х гг. в Российской империи и особенности их проведения в Беларуси.

23 Общественно-политическая жизнь в Беларуси в ХІХ -начала ХХ вв. Создание и деятельность общероссийских политических партий и организаций белорусской направленности.

24 Основные направления развития культуры Беларуси в ХІХст.

25 Формирование беларуской нации и беларуское национально-культурное возрождение начала ХХст.

26 Причины и характер Первой мировой войны. Беларусь в годы войны.

27 Февральская буржуазно-демократичная революция в России. Двоевластие. Развитие беларуского движения.

28 Октябрьская революция в России и установление советской власти в Беларуси.

29 Пути формирования беларуской государственности. Создание Беларуской Народной Республики (БНР).

30 Создание БССР. Ее роль и место в составе СССР.

31 Суть новой экономичной политики (НЭП).

32 Индустриализация и коллективизация, их особенности в Беларуси (1920- 1930-я гг.).

33 Культура Советской Беларуси в межвоенное время (1919-1941 гг.).

34 Положение Западной Беларуси в составе Польши (1921-1939 гг.).

35 Состояние хозяйства Западной Беларуси (1921-1939 гг.).

36 Культура Западной Беларуси (1921-1939 гг.) э

37 Революционное и национально-освободительное движение в Западной Беларуси (1921- 1939 гг.).

38 Причины и начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси из БССР.

39 Начало и основные события Великой Отечественной войны. Оборонческие бои летом 1941 года.

40 Политика гитлеровских оккупантов на территории Беларуси в 1941-1944 гг. Беларуская калабарацыя.

41 Борьба белорусского народа против гитлеровских захватчиков.

42 Освобождение Беларуси. Окончание и итоги Второй мировой войны. 22

43 Основные черты общественно-политической жизни Беларуси во второй половине 1940- х -первой половине 1980- х гг.

44 Экономичное развитие Беларуси во второй половине 1940- х -первой половине 1980- х гг.

45 Достояния и негативные явления в развития образования, науки и культуры в 1950-1980-я гг.

46 Политико перестройки, ее содержание и пути осуществления (1985-1990 гг.). Распад СССР.

47 Провозглашение и становление Республики Беларусь. Принятие Конституции. Выборы Президента.

48 Общественно-политическая жизнь суверенной Республики Беларусь (1995-2010 гг.). Референдумы.

49 Культура Беларуси на современном этапе (1991-2010 гг.).

50 Государственная символика Республики Беларусь: Конституция, герб, флаг, гимн.

 

1 Предмет, цели и задачи изучения "Истории Беларуси в контексте европейской цивилизации". Периодизация истории Беларуси.

Основной целью преподавания учебной дисциплины “История” напервой степени высшего образования является формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностноесамоопределение в системе ценностей, выработанных во время исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусскогогосударства.

Предмет истории Беларуси – эта история Отчизны от древнихвремен к нашим дням. Он отображает историю той части человечества,которая в течение тысячелетий обитала территорию современной Беларуси.

Историякакнаукаисполняетцелуюшеренгу функций, срединихможновыделить прагматичную,ценностную,культурную,фундаментальнуюимировоззренческую. Прагматичнаяфункция - включаетвсебяпередачуопытаисторическогоразвития.

Ценностная - заключаетсяванализеиобобщениифактовсучетомморальнойоценкицелей.

Культурная - функцияпозволяетсберечьпреемственностьвисторическомпроцессе.

Фундаментальная включаетвсебяаккумуляцию, анализипервичнуютеоретическуюобработкумногостороннейисторическойинформации. Новыеисторическиезнанияспособствуют ученомуобоснованиюновыхиконструктивнойкритикеимеющихсяисторическихтеорий.

Мировоззренческаяфункция - Сутьэтойфункциивтом, чтоисториявсочетанияизисторическимитеориямипредставляет собойфилософиюисторическогоразвития, анаосновеисторических знанийформируетсялогикаистильмышленияконкретнойособы.

Задачами изучения курса “История” является:

1. Познавательная задача – это собирание конкретных фактов, их систематизация и рассмотрение

2. Практическая задача – существенно воздействует на развитие общества. Интерес к событиям прошлого с точки зрения их воздействия на современность их использования для лучшей ориентации в будущем.

3. Воспитательная задача – позволяет осуществлять всестороннее воспитание людей, на основе исторических материалов, патриотические, трудовые, моральные моменты.

Изучение истории Беларуси воспитывает патриотизм, честь за Родину,расширяет кругозор, культурный уровень, способствует гуманітарызацыіобразования.

История Беларуси изучается на основании разных периодизаций.

Используют еўропацэнтрысцкую, простую и универсальнуюпериодизацию. Согласна из ей, история Беларуси разделяется на следующиепериоды: древний (100 тыс. г. к н.э. – V ст. н.э.), который разделяется на3 этапы: каменный век (40 тыс. гг. к н.э. – 2 тыс. гг. к н.э.) – самая древняя эпоха в развитии человечества; бронзовый век (около 2 тыс. гг. к н.э. – начало1 тысячелетия к н.э.) –распространялась добыча бронзы, из которой изготавливали орудия труда, оружие, украшения, железный век (начало 1 тысячелетия к н.э. – V ст. н.э.) – появление и добыча железа;

средневековье (VI ст. н.э. –XV ст. н.э.), выделяется 2 этапы: начало перехода к классовомуобществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец V –сперва. пал. ХІІІст.), развитие феодальной системы (середина ХІІІ – ХV

вв.);

новое время (XVI ст. – начало XX ст.), разделяется на 2 этапы :оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (ХVІ – конец ХVІІІ вв.), генезис и утверждение капитализма, вызревание кризисабуржуазного общества (конец ХVІІІ ст. – 1914 г.);

более новое время (из 1914 г.по сегодняшнийдень), некоторые из 1917 г.

Выделялись периоды белорусской истории – полоцкий,литовско-беларуский, польский, российский и советский.

 

Источники по истории Беларуси.

Археологические источники: останки древних поселений, стоянок,городищ, городов; ископаемыеинструменты, работы, предметы быта,одежда; горные выработки, гидротехническиепостройки, поля древнего земледелия, дороги; оружие, оборонческиепостройки; могильники и др. На всей территории Беларуси зарегистрированаоколо 6 тысяч крупных археологических памятников, что охватываютхронологический период от времен первых поселенцев (около 100–35 тыс. годовк н. э.) и к XV ст.

Топонимические источники связанны с названиями географических объектов. Оны были даны в самые древние времена, сохраняя сведения про этнический состав населения территории, наиболее распространенные его занятия. Так, существование подсечно-огневой (ляднай) системы земледелия нашло отображение в названиях населенных пунктов Ляды. От стародавних промыслов и ремесел получились названия пунктов Рудник, Кузнецы, Пушкари.

Письменные источники – эта “Повесть временных лет”, Лаўрэнцьеўскі, Іпацьеўскі, Радзивиловский летописи и др. документы. В н их мы находим самые ранние сведения про города Полацк, Туров, Брест, Минск, Друцк, о расселении восточных славян на территории Беларуси, их хозяйственной деятельности, общественном строе.

Белорусские летописи складывались на границах Большого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского в XIII–XVI вв. на древнерусской, старобелорусской и польской языках. Это Супрасльскі, Увараўскі, Познанскі, Нікіфараўскі, Слуцкий, Академический летописи. К подробным летописям относятся “ Хроника Большого Княжества Литовского и Жамойтского”, а также списки Красінскага, “Летопись Быхаўца ”. Летописи конца XVI – начала XVII ст. (Баркулабаўскі летопись, Витебская летопись, Могилевская хроника).

К письменным источникам относятся: хозяйственные документы XV–XIX вв. (сведения о размерах земельных угодий, количества дворов, занятиях населения, станет ремесла и торговли и др.); материалы центральных и местных органов государственной власти Российской империи (политика центрального правительства на беларуских землях и состояние развития хозяйства Беларуси в XIX – начала XX ст.); мемуарная литература и

дневники (сведения о настроениях, которые господствовали в обществе, о способах ведения хозяйства); статистические справочники; периодические издания (журналы и газеты) и др. Первая публикация источников по истории Беларуси – издание “ Белорусского архивадревних грамот. 1507–1768 гг.”, здзейсненнае И. Грыгаровічам в 1824 г.

Белоруссы гордятся и дорожат особами, которые прославили нашу землю в период от средневековья к нашему времени. Средь их: Рогволод – первый известный руководитель самого древнего государства (Полоцкое княжество) на территории современной Республики Беларусь; Торвальд Странник, Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский – просветители и расширители христианства; Ф. Скорина – восточнославянский первопечатник; Усеслаў (Чародей), Ольгерд, Витовт, Радзивиллы, Л. Сапега, К. А строжскі – воины и государственно-политические деятели; Т. Костюшко, К. Калиновский, Леон и Антон Луцке -

вічы, Б. Тарашкевіч – борцы за свободу и независимость беларуского народу; М. Гусовский, Ф. Богушевич, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, Л. Геніюш, Н. Арсеннева, У. Короткевич, В. Быков – известные поэты и писатели; ученые – К. Семяновіч, М. Ястрэбскі, У. Ігнатоўскі, Б. Мастика, В. Кіпель; нобелевские лауреаты – И. Пригожин и Ж. Алферов; космонавт П. Клімук, олимпийские чемпионы А. Медведь, В. Азаранка и др.

Знаменитые памятники былого: Борисовы камни, Софийский собор иСпасо-Еўфрасіннеўская церковь в Полоцка, Борисоглебская (Коложская)церковь в Гродно, Каменецкая башня, Кревский, Лидский, Новогрудский,Гродненский, Мирский и Гольшанский замки, Мураванкаўская и Сынкавіцкая церкви-крепости, Троицкий костел в Ішкалдзі, кальвінскі сбор в Заслаўі,замок в Любчы, Несвижские иезуитский коллегиум и костел Божеского Тела,Ружанский и Несвижский замки-дворцы, Гомельский дворец графа М. Румянцево,дворцово-парковый комплекс Булгаков в Жылічах, Бобруйская и Брестскаякрепости, Беловежская пуща и др.

 

3 Заселение беларуских земель. Доиндоевропейский период истории Беларуси (40-2 тыс. к н. э.).

Первые люди на территорию современной Беларуси пришли в период, когда на Европу то наступал, то отходил назад огромный ледник. Этот период совпадает по времени с периодом исторической периодизации –

палеолитам (100–9 тыс. г. к н. э.). Жители Беларуси на то время – это неандертальцы. Их основными занятиями были охота на крупных животных – мамонтов и шерстистого носорога, собирательство и рыболовство. Они способный были строить жилье и добывать огонь. Присвойническоехозяйство первобытных людей не способствовала асёдлому образу жизни, потому они не основывали более-меньше прочных поселений. Через некоторое время после появления людей на современной территории Беларуси началось очередное наступленне ледника (около 70 тысяч год назад) и первобытные люди отошли в южные районы. Повторное заселение Беларуси произошло около 30–25 тыс. г. к н. э., когда ледник отступил на полночь. Это уже были не неандертальцы, а люди современного вида – краманьёнцы.

Их первые поселения найденный археологами около современных южных беларуских деревень Юравічы (возраст стоянки около 26 тыс. гг.) и Бердыж (возраст стоянки около 23 тыс. гг.). Инструменты работы первобытных людей были самыми простыми, их было около 100 видал. Основные материалы, из каких они изготавливались – костяшки животных, дерево и, конечно, камни и крэмень. Кроме охоты подсобными занятиями было собирательство и рыболовство. Первая форма родовой организации людей – это материнский род, который объединял всех женщин и других особ, что вели свое происхождение от матери- родоосновательницы. Возникают зачатки религиозных верований.

После палеолита наступает эпоха мезолита (9–5 тыс. г. к н. э.), начало которой ознаменовался коренными изменениями климата и природных условий. Ледник отступил далeко на полночь. Климатические условия на теперешней территории Беларуси стали напоминать современные. Смены природных условий отбились на хозяйственных занятиях населения.Значительно возросла роль охоты, она уже не требовала участия в процессе значительного количества людей, а получила индивидуальный характер. Более того, у охотника появился помощник – собака. Новые инструменты – лук и выстрелы значительно облегчили охоту на мелких животных и птицу.

В эпоху неолита (5–3 тыс. г. к н. э.) особенных смен в климате не произошло, основные изменения произошли в хозяйстве. В этот период пояился первый искусственный материал, произведенный человекам – эта обожженная глина. Основными занятиями оставались охота, рыболовство и собирательство. Стали использоваться новые приемы по обработке камня – шлифование, полирование и сверление. На юга Беларуси под конец неолита появилось земледелие в первой, самой простой форме – мотыжной (главный инструмент обработки почвы – мотыга).

Все эти сдвиги в хозяйстве разрешили исследователям говорить о осуществлении да называемой “неолитической революции”. И хотя она длилась столетия и тысячелетия, тем не менее:

1) начался переход от присваевающего хозяйства к производственной (земледелие);

2) беларуские земли включились в межрегиональный обмен товарам;

3) из’явились зачатки ремесел, пока еще в виде домашнего производства – изделие керамической посуды и ткани.

4 Появление индоевропейцев. Бронзовый и железный век на территории Беларуси (ИИ тыс. к н. э. -V ст. н. э.). Расселение славян.

В бронзовом веке (2– начало 1 тыс. к н. э.) произошло скорое распространение новых производственных формхозяйства: использование инструментов работы и оружия из металлов (бронзы), развитие земледелия и животноводства. Это было связано не только с очевидным их перевесом над присваювающим хозяйством, а еще и с появлением на территории Беларуси нового населения – индоевропейцев, какие па степени хозяйственного и общественного развития значительно пошли вперед по сравнению с местным населениям.

Железный век (начало 1 тысячелетия к н. э. – V ст. н. э.). Основной признак этого периода – начало добычи и обработки железа. Изменился тип поселений. Появились городища – размещенные в благоприятной для защиты местности, укрепленные валами и деревянным частоколам поселки. Чуть позже (начало нашего времени) появились поселения – неукрепленные поселки земледельцев.

Началось расселение славян на территории Беларуси. Массовый приход славян на территорию Беларуси и их окончательное закрепление на ней произошол на границе VI–VII вв. Заселение славянами территории Беларуси не было одновременным явлением, оно продолжалось в течение нескольких столетий. Славяне проживали компактно только на самом юге современной Беларуси, в бассейне р. Припять. В VIII–IX вв. начинается массовое расселение славян на землях балтов. Большими группировками они селились на правобережья Днепра и Березине, в бассейне Сожа. Они вступили в тесный контакт с балтским населениям, которое проживала в этих регионах. Впереди шли вооруженные дружины, вслед за ими – земледельческое население, которое ассимилировала местные племена. Территорию Беларуси преимущественно заселили три племени – кривичи, дреговичи и радимичи.

Кривичи занимали не только полночь Беларуси, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Образовали два более крупные “княженья” в Полоцка и Смоленску. Кривичи сформировались в итога ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. О этом ярко свидетельствуют данные археологии. Название “кривичи” разными историками объясняться разно.Достоверно, смешанное славяно-балтское происхождение крывічоў отраженаи в названии этого этнического сообщества, ведь очень близкое к языку балтов.Согласно одной из версий название происходить от фамилии старшего родаКрыл, согласно другим – от имени языческого бога балтов Криво- Крывейтэ, отслова “кровные” (близкие па крови), от характеро “хромой”, халмістай местности.

Дреговичи проживали на большей части южной и значительнойчасти средней Беларуси. Дреговичи много черт восприняли от балтскогонаселения. Термин “дреговичи” представляет собой славянизированное названиепрежнего, балтийского сообщества. О высоком уровне социального развития дрыгавічоў свидетельствовать существование своего “княженья” еще к включению всостав Киевской Руси.

Радимичи проживали на восток от дрыгавічоў и на юг от крывічоў, между Днепром и Десной. Основной ареал расселения радимичей– бассейн рек Сож и Ипуть. Замечена родственность радимичей с западнымиславянами. Вместе сэтим в археологических памятниках радимичей присутствуетбалтийские элементов более, чем в дрыгавічоў. В радимичей существовало своеруководство и племенная организация, однако летопись подчеркивает, что унихсохранилась больше пережитков родоплеменных отношений по сравнению сдругими восточнославянскими племенами.

Кривичи, дреговичи и радимичи представляли крупные племенные союзы,объединённые не столько родоплеменными отношениями, сколько единственнымитерриториальными, экономичными и политическими связями. Эти племенныесоюзы были уже начальными государственными образованиями, которые в летописиозначаются как “княженья”.

 

5 Первые государства на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское княжества в IX-XIII вв. Их взаимоотношения из Киевом и Новгородом.

Первое государство, что образовалось на территории современной Беларуси – это Полоцкое княжество (9– ХІV вв.). Она представляла собой единственныйгеографический регион, что лежал в бассейне главной реки Западной Двины,обитал княжество единственный народ – кривичи-полочане.

Впервые Полацк припоминается под 862 г. В 882 г. столицу крывічоў подчинил Киеву известный древнерусский князь Олег. В 907 г. Полацк,как союзник Киева, принимало участие в совместном походе русских князей настолицу Византийской империи – Царьград (Канстантынопаль).

Первым нам известным полоцким князем был Рогволод. В 978 г. Одиниз сыновей киевского князя Святослава – Владимир убил Рогволода и егосыновей, насильно принудил Рогнеду, дочку Рогволода, стать его женой иприсоединил Полаччыну в состав Киевского княжества. Владимир стал единственнымруководителем большого государства, которое объединяло Большой Новгород, Полоцк иКиев – три главные политические центры восточных славян. От Рогнеды онимел сыновей – Изяслава Полоцкого, Ярослава Мудрого, МстиславаЧерниговского и Всеволода Владимиро-Волынского (все они былиисключительными особами, оставили большой след в истории Киевской Руси).

В 11 ст. Полоцкое княжество сформировалось как сильное государство вВосточной Эўропе. Оно имело свою княскую династию, сильная армия,довольно развитое хозяйство и значительные достижения в ветви культуры.

При князе Брячиславе Ізяславічу (1003–1044 гг.) достигла наивеличайшегополитического веса. В 1021 г. Брячислав выступает против своего родногодяди, новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого),захватывает Новгород и выводить в Полацк множество пленников из имуществом. Полацк осуществлял контроль над главной торговой артерией (ЗападнойДвиной) и именно это определяло ведущее положение Полоцкогогосударства в то время средь восточных славян. Брячислав активно расширял

границы княжества в южном и западном направлениях.

Наивысший подъем и территориальное расширение Полоцкогокняжества произошло при князья Всеславе Брачыславічу (Чародей). Годыжизни: 1018(?) г. – 1101 г. Князь полоцкий (1044–1101 гг.), большой князькиевский (1068–1069 гг.). Сын Брячислава, внука Рогнеды, и неизвестной (имяматери история не сохранила). Согласно легендам, происхождение князяприписывалась чародейным силам (вероятно, потому его и прозвали

“Чародеем”). При Всеславе в середине XI ст. завершился процесспереноса административного центру Полоцка из “городища Рогволода” наВерхний замок. Тут он строит новый замок-паперть, знаменитый ПолоцкийСофийский собор. Всеслав строил и укреплял не только свою столицу, но идругие города Полоцкой земли: Браслав, Друцк, Заслаўе, Логойск, Копысь,Вспашку, Менск.

К 1084 г. киевские князья неоднократно пытались захватитьПолоцк и сбросить Всеслава с должности. Но полоцкий князь отстоял свои землии прочно держался на престоле своих отцов.

Возглавлял государство – князь, существовал Совет князя. Значительную рольотыгрывало общее собрание горожан – вече. В особенности его роль возрастает в ХІІст. К его прерогативам относили избрание и изгнание князя, заключение міра и провозглашение войны. За князем остается судебная и воинская власть.Армия князя включала в себя дружины и земского ополчения. В концы ХІІпач. ХІІІ вв. в Полоцка формируется республика. Ее можно называть Вечава -теократической.

Полоцкое княжество возникло и развивалось на пути из варягов в греки,торговала продукцией сельского хозяйства. К Балтийскому морю ходилиторговые корабли. В Полоцка и других городах княжества концентрировалисьремесленнические мастерские. Полацк был одним из наиважнейших культурных ирелигиозных (христианских) центров в регионе.

Когда на полночи современной Беларуси разместилось Полоцкое княжество, тоюжные земли занимало второе государственное образование – Туровскоекняжество. Оно размещалось на землях дрыгавічоў, в бассейне реки Припять.Когда Западная Двина – большой торговый путь из Балтики на юг, тоПрипять – бойкий торговый путь между Киевом и Западной Европой. Туроввпервые припоминается под 980 г. Он был подчиненный соседнемуКиеву, и тут сложилась традиция – Туров получал старший сын Большогокиевского князя, который занимал потом отцово место в Киеве, а Туров опять

получал старший сын нового киевского князя. Большую роль в Туровеотыгрывало вече. Существовала несколько административных должностей, чтоисполняли функции, близкие к некоторым княжаских функций.

В Турове действовал посадник –главный руководитель штатской администрации княжества.Чуть позже за Полоцкой и Туровской княжества, на западе современнойБеларуси образовывались другие удельные славянские княжества. Средь княжествВерхнего Понеманья надо отметить наиболее древние и важные –Новогрудское, Волковысское и Гродненское. Из 60- х гг. XIII ст. усилилисьсвязи Полоцко из Новогрудком (современный Навагрудак), на полоцкой княжэнне стали приглашать литовских князей, настраивались совместныепоходы литовских, новогрудских и полоцких дружин против крестоносцев.

Полоцкое княжество рассматривается в качестве истока беларускойгосударственности, воплощения идеи независимости белорусского народу.

 

6 Введение христианства и культура Беларуси в ИХ - ХІІІ вв.

До принятия христианства восточные славяне являлись язычниками или поганцами. Они поклонялись разным явлениям природы – огня, солнцу, месяцу, воде и т.д. Существовал пантеон богов славян. Главные боги: Гром –бог грому, молнии и войны, Сварог – бог неба, Ярило – бог солнца, Велес – бог-защитник домашнего животного.

В то время сложились главные праздники славян, связанные из сельскохозяйственным и календарным циклами, почитанием предков. Некоторые из них дошли к нашим дням. Это зажины – начало уборки урожаю, связывание первого снопа и дожинки – праздник последнего снопа; ауканье весны и масленица – праздник возрождения солнца в начала

весны, когда пеклись блины – символы небесного светила. Культ почитания предков олицетворяется в праздниках Деды и Радовница.

Язычество не соответствовало нуждам руководящей верхушки первых государств на территории современной Беларуси. Соседние государства и государства, с какими восточные славяне были связанны торговыми связями, отказались от язычества на пользу христианства (Европа), мусульманство ли (Азия). На Полаччыне были свои примеры знакомства местных жителей с христианством, которое начало проникать в IX ст. Исландский памятник письменности “Саго о крещении” рассказывает про Торвальда Странника (он окрестил Исландию), который возвращался на родину после паломничество в Палестину. Его путь пролегал через Полацк, где миссионер основал монастырь Иоана Прадцечы, но вскоре и сам умер (похороненный в этом монастыре). Были знакомы с христианством в сямье полоцкого князя Рогволода.

В 992 г. в Полоцка была основана епархия – церковная территориальная единица, что управлялось епископом. Была построена церковь имени Богородицы. Первыми епископами были греки из Византии или болгары. В 1005 г. была основана Туровская епархия. Обе епархии входили в состав Киевской митрополии. Самым известным туровским епископам был наш знаменитый культурный деятель Кирилл Туровский, который жил вXII столетия.

Распространение христианства шло достаточно медленно, оно скоропроникало в семьи феодалов и знати, купеческого люда, но почти не имелавлияния в сельской местности, где по-прежнему дорожили старыхязыческих богов. Этому способствовало соседство белорусских земель с балтскимиплеменами, что вероисповедовали язычество. Одновременно тут пыталасьраспространить свое влияние христианства западного обряда.

На момент принятия христианства на беларуских земляххристианская церковь юридическо была единственной, но между западной ивосточной частью ее существовали очень напряженные отношения.

В 1054 г.христианская церковь окончательно разделилась на православие и католичество,что дало идеологическое основание в XIII ст. немецким рыцарям делатьнападения на славянские земли – они воевали против “схизматиков”, еретиков и несли вместе с огнем и крестом “настоящую” веру – католичество.

С принятием христианства и развитием феодальных отношений культураБеларуси в X – первой половине ХVІ вв. разделяется по сословномупринципу на два направления – традиционную (народную ли) культуру икультуру главенствующего класса. Культура главенствующего класса была почтиодинаковой на всей территории Киевской Руси, ведь ее фундамент –византийское православие, общая письменность, общие политические,экономичные и социальные интересы. Традиционная культура в каждойместности имела свои особенности, значительные различия, характерные дляплемен, от которых пошло местное население.

Устное народное творчество – самая развитая ветвь традиционнойкультуры. Бытовали календарно-обрядовые песенные циклы (посвященныеязыческим праздникам и сельскохозяйственным работам – Масленицы, Русальной неделе, Купаллю, Дожинкам), семейно-обрядовые песни(циклы для свадьбы, похорон).

Широко распространились сказки-былины,предоставления, легенды, пословицы, загадки, заговоры. Но былина рассказывала простановление феодальных отношений, а потому характерна была и для культурыглавенствующего класса.

Начиная с IX ст., широко распространяется письменность набазе кириллического алфавита. Кириллица была составлена в 863 г. БратьямиКириллом и Мефодием на староболгарском языке, но распространиласьпочти средь всех славянских народов. Способствовала этому принятие славянамихристианства и перевод святых текстов на славянские языки.

Первая датированная надпись в Восточной Европе – печать князяИзяслава (княжил к 1001 г.). Отличными памятниками письменностиявляются“Борисовы камни”, которые размещались вдоль ЗападнойДвины. В Витебске и Мсціслаўлі найденный берестяные грамоты XI–XV вв. Они исполнялись на берестяной коре – бересте. В Берестьеархеологи нашли деревянный гребень из последовательно размещенными буквамикириллицы – “букварем”, относиться он к XIII ст.

Наиболее ценные памятники письменности – это рукописные книги.Самая ранняя рукописная книга на Беларуси – это Туровское евангелиеXI ст. Еще известный Полоцкие евангелия XII–XIV вв., Оршанскоеевангелие XIII ст.

Большое наследство оставил Кирилл Туровский (жил около 1130–1182 гг.). Известны его 8 “слов” – проповедей, 2 каноны, несколькоповестей, около 30 молитв-исповедей. Основная тема, которая беспокоила“ Златавуста ” – духовное совершенство человека.Большое место в истории культуры Беларуси занимает ЕвфросинияПолоцкая (1110–1173 гг.), дочка младшего сына Всеслава Чародея. Онапереписывала и переводила книги, основывала монастыри (Спасский женский и прсв. Богородицы мужской) и школы для ребят, была инвесторамцерквей и отличных памятников декоративно- прикладного искусство. По ееприказу полоцкий зодчий Иоан построил Спасскую церковь (около 1132–1159 гг.), а полоцкий мастер- залатар Лазарь Богша в 1161 г. Соблюлшестиконечный крест – святыню Беларуси.

О высоком уровне декоративно- прикладного искусство вдревних белорусских княжествах говорят находки предметовремесленнического производства – резных из кости и дерево гроздей ножей, гребней,ложек, шахматных фигурок (найденный в Волковыске, Лукомле, Гродно).Мастера- золотори овладели сложной техникой филиграни, гравировки,золочения, черни, зярнення.

Важное место в многогранной культуры древней Беларусизанимает архитектура. Отличными памятниками Полоцкой строительной школыявляется Софийский собор (1050-я гг.), Спасская (Спасо- Еўфрасіньеўская)церковь (1132–1159 гг.), храмы в Бельчыцах (XII ст.), Благовещенскаяцерковь в Витебска – церковь Благовещения Ли (1- ая половина – середина XII ст.)атак же храмы в Минске, Новгороде, Смоленску. Городенскаяархитектурная школа предоставлена памятниками – Борисоглебской церковью на Коложи (Коложская церковь) в Гродно, построенной в последнюю четверть

XII ст., а также храмами в Турове, Новаградку, Минску и др. Для их отделки использовались фрески и мозаика. Отличным примеромвоенного зодчества на Беларуси является Каменецкая или Белая башня,построенная в Каменце современной Брестской области зодчим Алексай вXIII ст. Останки похожих башен найденный в Полоцка, Гродно.

В XIV–начала XVI вв. (эпоху ВКЛ) основным типоммонументальных каменных построений стал замок. Именно в XIV ст. являлись целиком каменные замки- кастёлы, квадратные в плане из башняй - данжонам (Крево, Лида, Троки, Медники). К числу наиболее известныхкультовых построек этого времени относятся готические церковь св. Михаилов Сынкавічах Зельвенского района Гродненской области и Троіцкі костел в Ішкалдзі Барановичского района Брестской области.

Под влияниемкатолицизма получило распространение и развитие скульптура –сохранилось распятие XIV ст. из Глубокского района Витебской области.

КXV–XVI ст. относиться становление самостоятельной беларуской школыиконописи. Наиболее распространенным сюжетам в иконографии скорбление на рисунке Богородицы.

В XIV–XVI вв. широкуюпопулярность в народе получил кукольный театр – вертеп. Представлениядавались под время ярмарок, на рынках, приглашали кукольников и к дворамфеодалов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: