«Пролетает самолет»
Цели: развитие просодических компонентов речи, абстрактного мышления, памяти, мелкой моторики, умения координировать движения с речью.
Оборудование: любая ритмичная музыка.
Перед началом чтения стихотворения дети изготавливают самолетики из бумаги и с ними играют: запускают, озвучивая их путь, водят по ладошке и озвучивают маршрут полета, выкладывают на полу различные пилотажные комбинации. Затем дети с логопедом рассказывают заранее выученное стихотворение, сопровождая слова движениями.
Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. | Смотрят вдаль из-под правой руки; смотрят вдаль из-под левой руки. |
Правое крыло отвел — посмотрел, | Отвести прямую правую руку. |
Левое крыло отвел — поглядел. | Отвести левую руку. |
Я мотор завожу и внимательно гляжу, | Гудят, как мотор, делая «моталочку». |
Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу! | Звучит музыка, дети «летают» по залу. |
С окончанием музыки — вынужденная посадка для ремонта. Под музыку дети «чинят» самолеты, согласно ритму:
— Тук-тук-тук. — З-з-з-з-з-з. — Др-р-р-р-р. | Стучат кулачками о кулачок, «чинят» самолет, опять заводят моторы и летят |
Танцевально ритмические упражнения
«Не зевай!»
Цели: развитие слухового внимания, чувства темпа, зрительно-двигательной координации, активизация глагольной лексики.
Оборудование: мяч.
Дети перебрасывают друг другу мяч, стоя в кругу. Движения мяча подчиняются заданному темпу, который выстукивает педагог.
Ребенок, кидающий мяч, называет любое слово по изучаемой теме (в именительном падеже). Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:
— Облако... плывет!
— Костер... разгорается!
Ходьба и маршировка
«Змейка»
Цели: развитие ориентировки в пространстве, понимания пространственных понятий, воображения, спонтанной речи.
Оборудование: любая ритмичная музыка.
Дети идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения. По сигналу логопеда ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним ребенок становится новым ведущим.