Пояснительная записка

ИСТОРИЯ

БЕЛАРУСИ

В контексте мировых цивилизаций

Учебно-методическое пособие

 

Минск “Экоперспектива” 2010

 

 

УДК 338(476)(091)(075.8)

ББК 65Ю9 (4 Беи)я73

И90

 

 

Авторы:

В.И.Голубович, Н.И. Полетаева, З.В. Шибеко – профессоры; Т.В. Воронич, Ю.Л. Грузицкий, И.И. Гвардеев, В.А. Подолинский, Т.И. Поликовская, А.Ф. Самусик, А.М. Сасим – доценты; Г.В. Алексашина, Д.Н. Черкасов, Ф.В. Горбачев, И.И. Сацукевич – ассистенты.

 

Рецензенты:

 

профессор кафедры международного бизнеса Учреждения образования “Белорусский государственный экономический университет”, кандидат экономических наук М.И. Балашевич; доцент кафедры истории Беларуси древнего времени и средних веков Учреждения образования “Белорусский государственный университет”, кандидат исторических наук В.А. Сосно

 

История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: учеб.-метод. пособие. / В.И. Голубович [ и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2009. - ____с.

 

ISBN 978-985-469-291-3.

 

УДК 338(476)(091)(075.8)

ББК 65Ю9 (4 Беи)я73

 

 

ISBN 978-985-469-291-3 © Оформление. УП «Экоперспектива», 2010

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

“Белорусский государственный

экономический университет”

_________________В.Н. Шимов

24 апреля 2009 г.

Регистрационный № УД 147-09/баз.

 

I. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

 

Учебная программа

специальностей 25 “Экономика” (по направлениям),

специальностей 1-23 01 04 “Психология”, 1-23 01 05 “Социология”,

1-23 01 06 “Политология”(по направлениям),

1-23 01 02 “Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций” (по направлениям),

1-26 01 01 “Государственное управление”,

1-26 02 01 “Бизнес-администрирование”,

1-26 03 02 “Маркетинг”, 1-26 03 05 “Логистика”,

1-31-03 06 “Экономическая кибернетика (по направлениям)”

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа “История Беларуси” разработана в соответствии с типовой учебной программой для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 мая 2008 г. Регистрационный № ТД-СГ/009 тип. Она предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. Для нее характерна акцентуация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий.

 

1.1. Цели и задачи дисциплины “История Беларуси”

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задачи и функций.

Место учебной дисциплины “История Беларуси” в системе социально-гуманитарных знаний определяется предметом ее изучения, которым являются общесистемные закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории с учетом цивилизационных характеристик.

Актуальность изучения истории Беларуси в таком контексте обусловлена тем, что белорусский народ исторически сформировался в процессе взаимодействия различных социально-экономических и этнокультурных общностей под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов. Учет влияния на процесс развития белорусского народа различных культурно-цивилизационных, социально-экономических факторов отражает потребность современного белорусского социума в самосознании и осмыслении своего прошлого, настоящего и будущего.

Целями изучения учебной дисциплины “История Беларуси” являются формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностное самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства сопричастности к судьбе страны и ее истории. Учебная программа отражает также специфику профиля вуза – подготовку специалистов-экономистов с высшим образованием, поэтому целями ее являются также изучение эволюции форм хозяйственной деятельности человека, основных этапов развития народного хозяйства Беларуси и зарубежных стран, социально-экономических процессов, тенденций и перспектив экономического развития общества.

Для реализации названных целей предполагается решение следующих задач:

- осознанное усвоение и применение учебной исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современно социокультурной ситуации;

- усвоение студентами системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности;

- изучение, анализ и теоретическое обобщение отечественного и мирового опыта хозяйственной деятельности;

- оценка целей, путей, средств и результатов экономического развития Беларуси и зарубежных стран;

- формирование социальной памяти, преемственности в хозяйственной деятельности, критический отбор позитивного опыта из социально-экономического прошлого, ознакомление с альтернативными формами и моделями хозяйственной деятельности;

- аккумуляция, анализ и первичная теоретическая обработка историко-экономической информации;

- становление готовности выпускника высшей школы как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны.

В результате изучения дисциплины “История Беларуси” студент должен знать:

- основные теории общественного развития, особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Беларуси;

- основные этапы формирования белорусского народа в различные исторические периоды;

- исторические модели модернизации общества и государства, советский опыт модернизации и цивилизационного развития белорусского общества;

- основные достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие белорусского народа;

- основные этапы становления форм государственности на территории Беларуси, белорусской государственности и государственного суверенитета Республики Беларусь;

- место и роль белорусских земель в геополитических и социально-экономических процессах в различные исторические периоды, вклад белорусского народа в победу над фашизмом, значение и место суверенной Республики Беларусь в современном мире;

- закономерности, характерные черты и особенности социально-экономического развития стран с развитой рыночной системой в разные исторические периоды;

- становление и эволюцию форм международной экономической интеграции; историко-экономические корни глобализации и регионализации.

Студент должен уметь:

- применять формационный и цивилизационный подходы к изучению истории при характеристике особенностей исторического развития белорусского народа;

- характеризовать условия и результаты формирования белорусского народа в разл чные исторические периоды;

- осуществлять сравнительный анализ реформ и революций в процессе модернизации белорусского общества, оценивать результаты деятельности советской общественно-политической системы в БССР, определять сущностные характеристики белорусской модели социально-экономического развития;

- объяснять влияние различных культурно-цивилизационных факторов на развитие Беларуси и оценивать основные достижения в развитии материальной и духовной культуры Беларуси, использовать культурно-историческое наследие Беларуси в своей профессиональной деятельности и приумножать его;

- анализировать процесс становления белорусской государственности, оформления и укрепления суверенитета Республики Беларусь;

- характеризовать геополитическое положение белорусских земель в различные исторические периоды, оценивать значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, анализировать место и роль суветенной Республики Беларусь в условиях глобализации мировых процессов;

- объяснять причины формирования закономерностей и особенностей социально-экономического развития стран с развитой рыночной системой;

- выявлять историко-экономические предпосылки и результаты глобализации и регионализации, международной экономической интеграции.

1.2. Структура дисциплины “История Беларуси”

Изучение дисциплины “История Беларуси” рассчитано на 138 часов, из них 80 аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает 40 лекционных часов и 40 семинарских (практических) часов. Учебная дисциплина включает введение, 5 разделов в составе 15 тем, заключение.

Методы обучения

В процессе изучения дисциплины “История Беларуси” применяются эффективные педагогические методики и технологии, способствующие вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных учебных и воспитательных задач, в целях формирования современных социально-личностных и профессиональных компетенций специалистов-экономистов. Среди них приоритет отдается технологиям учебно-исследовательской деятельности, коммуникативным технологиям (дискуссиям, пресс-конференциям, учебным дебатам и другим активным формам и методам), игровым технологиям (деловым, ролевым, имитационным играм и др.) Для управления учебным процессом и контроля за усвоением знаний студентами используется рейтинговая система оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, различные формы самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.

Во время подготовки к семинарским занятиям студенты изучают обязательную литературу по каждой теме, а также дополнительную. Контроль за самостоятельной работой осуществляется в ходе опроса на семинарских занятиях, обязательной отработки пропущенных семинарских занятий, тестирования, подготовки и написания рефератов, студенческих научных работ, докладов на конференциях.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

“ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ”

 

№№ п/п   Название разделов и тем Аудиторные занятия
Всего Лек-ции Семи- нары
1. Раздел 1. Введение в дисциплину. Цивилизационное наследие Древнего мира, средних веков и Беларусь. 1.1 Введение в дисциплину. Древние цивилизации. “Великое переселение народов” и белорусские земли 1.2 Становление и развитие христианства и феодализа в европейских странах и на белорусских землях (V- первая половина XIII в.) 1.3 Эволюция феодализма в Европе. Великое княжество Литовской, Русское, Жемойтское (вторая половина XIII – первая половина XVI в.) 1.4 Этнические и культурные процессы на белорусских землях во второй половине XIII – первой половине XVI в. Эпоха Возрождения      
2. Раздел 2. Цивилизационное наследие Нового времени и Беларусь. 1.1 Начало Нового времени. Эволюция государственного и социально-политического строя на белорусских землях в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII вв.) 1.2 Зарождение индустриальной цивилизации (последняя треть XVIII - последняя треть XIX в.) 1.3 Беларусь в составе Российской империи (конец XVIII – первая половина XIX в.) 1.4 Становление индустриальной цивилизации. Российский путь модернизации общества (1860-е гг. – начало XX в.)      
3. Раздел 3. Западная цивилизация в межвоенный период (1918-1939 гг.). Советская модель модернизации в истории Беларуси. БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. 1.1 Беларусь в период Октябрьской революции 1917 г. Становление белорусской государственности 1.2 Основные тенденции социально-экономического развития ведущих стран Запада в межвоенный период (1918-1939 гг.) 1.3 Советская модель модернизации БССР на этапе становления индустриального общества (1920-1930-е гг.) Западная Беларусь в составе Польши 1.4 Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн      
4. Раздел 4. Геополитическое и экономическое положение Беларуси во второй половине 1940-х – конце ХХ в. 1.1 Противостояние мировых сверхдержав после Второй мировой войны. Хозяйство стран с развитой рыночной системой 1.2 Социально-экономическое, политическое и культурное развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.      
5. Суверенная Республика Беларусь в условиях глобализации мировых процессов      
  Всего      

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: