Категория прекрасного
В классическом искусстве прекрасное-кл цель, сверхзадача. В основе - чувство катарсиса.
Модернизм - 2 половина 19-н 20 в
В 60-е начинает проявл признаки нового понимания. Бодлер (Гимн красоте,Цветы зла)Стих "Падаль". Поэзия из сора,мусора. Искусство д ориентир на жизнь, в тч и на безобразное. В модернизме главное не ЧТО, а КАК. Столкновение красоты и уродства-ощущение подлинной худ и эстетич ценности.
Категория трагического
Ницше:сублимация трагического-искусство,в культуре гл роль играет художник, нравственность, религия подчинены его взглядам. Художник-сверхчеловек без ограничений. Унамуно:трагическое чувство позволяет художнику возвыситься над обыденностью. Основное-чувство отчаянности.
Эстетика модерна базируется на новых понятиях:
• Декаданс -идея пессимизма, безверие в светлое, разрушение высоких идеалов
• Искусство элитарное и массовое. Элита оч мала, но это хорошо,тк если тебя все понимают-это отрицательный показатель. Теоретик этого процесса Хосе яортега и Гассет. "Дегуманизация искусства"
|
|
• Дегуманизация-признак элитарного икусства,тк оно отказывается от букавального, прямого изображения человека и фона чел жизни через опосредованные формы. Дегуманизированный язык
Категория бессознательного
Тв-во бессознат х-р, искусство может носить спонтанный характер. Тв-во - процесс болезни
Имрессионизм
И-(лат.впечатление)-направление, кот ставило во главу творческого процесса задачу отображения действительности такой, какой она предстает в данный момент.
Складывается в 60-70 во Франции вследствие отказа со стороны Франц академии ряду фран художников в участии в выставке.
Выставка "Отверженных" Моне,Дега,Мане,Ренуар,Писсаро и др
1874г-картина Моне "Впечатление Восход солнца"
Нововведения:
1. Пленер
2. Свет
3. Х не должен пользоваться обобщенными представлениями о действительности.
4. Те некоторые части тела будут отсутствовать (тк в солнечном свете черты мы не видим)
5. Х придумывают приемы,кот позволяют достичь эфф сиюминутности
- сеточка на холсте Писарро,-
- размытость,
- главный прием чистый цвет (чтобы увидеть,надо отходить от картины,х не навязывает изображение. Воспринимающий увидел это сам,сейчас),
- неправильная композиция,неуравновешенная
В рядах и появл пуантилизм. Точечный следы. Сора,Синьян
6. У импресс живопись еще остается реалистичность, сохраняется трехмерность, объемность, перспектива. Они еще не перестали сущ в рамках классич модели.
Импрессионизм-мостик из классики в модернизм.
Коровин,Гробарь,Кормит, музыка дебюсси,Равель, литра Мопассан,гансу, фмлософия Кроче,Бергсон
|
|
Мане: Завтрак на траве, Олимпия, Бар Фоли-Бержер
Писсаро(пейзажист)
Ренуар Зонтики,Городской танец
Дега мастер рисунка Абсент, Танцевальный класс
Постимпрессионизм
80-90 19 века. Более экспериментаторское движение. Ван гог,Поль Гоген,Поль Сезан,Анри Тулуз-Лотрек
Искусство разрывало связь с классикой, реализмом. Их уже м назвать модернистами.
Связь и и пост и
• Эскизная манера письма
• Работа на пленэре
• Современная тематика
• Работа с чистым цветом
Особенности
• Отказ от 3мерного простр-ва
• Форма более важна, чем содержание
• Язык более символичный
• Субъективная оценка(я так вижу)
Ван Гог
Меняет цвет, делает изобр символическим. Должна создаться символическая ассоциация. Максимальное насыщение изобр эмоциями
Орье пишет о ВГ и новом направ в искусстве
A. Искусство дб идейным
B. Символическим,тк выражать идею надо посредством формы
C. Субъективным
D. Декоративным. Ф-я условного изображения. 2мерность
E. Синтетическим.
Поль Гоген
До конца невозможно выразить в иск истину
Символ белая птица и черная ящерица
Грубый язык письма,примитивность,яркость,декоративность,символизм. Это не следствие его ощущения, а следствие объективного существования культуры. Художник должен понять культуру без эмоций
Ван Гог близок к экспрессионизму,кубизму. Гоген близок к примитивизму, символизму, фавизму.
Поль Сезанн
Увлечен процессом конструирования, моделирования формы. Моделировал огромный мир через маленькие элементы. Был конструктивистом, предшеств кубизма
Тулуз -Лотрек
Карикатурная манера, эскизность. Люди полусвета
К 19????? Утрата прежних культурных ориентиров, поиск новых. Время упадничества, пессимист настроения. Формируются 2 течения: символизми модерн
Модерн
Единственная возможность обрести смысл-уход от действительности, погружение в мир прекрасного. Основан на перелсмыслении и стилизации черт искусства разных эпох.
Принципы: АДО ассиметрия, декоративность, орнаментальность
Объекты стилизации-природные формы(животные, растения, ландшафты)
Модерн был разработан одновр для решения худож и промышл задач. Для дизайна, полиграфии, Итд
В кажд стране приобретал черты национал традиции.
Архитектура модерна
Виктор орта(Бельгия) - лестница в особняке Тасселя, особняк Сольве
Эктор гимар(Франция)- ювелир, архитектор. Замок в Париже, метрополитен
Гауди- дом Мила,Бальо
Русский арх модерн
Объединение Мир Искусства(Бакст "Ужин",Добужинский(городьпейзаж),Сомов(теат художник)"Дама в голубом",арлекины, пьеро, Лансере (историч тема)
Объединение Голубая Роза (крылов,арапов,фонвизин,кузнецо,уткин,рябушинский,сарьян,сапунов,судейкин)
Экспрессионизм
Лат "выражение". Провозглашал субъективный мир художника единств реальностью, а выражение этого мира главной целью искусства.
Индивидуалистический протест против соц неравенства, войн, революций.
Искажение внешнего мира, гротескность, изломанность фигур, насыщенный колорит
Эдвард Мунк Крик
Пограмма сформир в Германии. Объединение "Мост". Отрицание традиций(модерна тк он слишком красивый,безыдейный; импрессионизм тк не было идеи; реализм тк он базировался на соц позитивный принципах)
Мост-средневековые традиции, народное искусство, активная соц позиция
• Тяжелые массы
• Цельные неразложенные тона
• Отказ от импресс перспективы
• геометрические упрощ формы
• Примитив
• Эмоционал и смысловые отсылки к искусству Африки, Полинезии
• Мистич основа. Чувство беспокойства, грусти, трагич моменты
• Искусство демонстр не только эмоции, но и идею
Кирхнер идеолог. Урбанистические пейзажи. Вне города лучше
|
|
Шмидт-Ротлуфф акцент на испол цвета
Хекель рисовал к Достоевскому
Кубин Хофер Дикс Клее Шеле Веревкина Мюнтер
Синий всадник. Кандинский и Явленский
Ф. Марк. Создавал некоторое подобий абстракции
Черты э.:
1. Подлинно суб искусство
2. Трансформация форм
3. Более радикальные формы
4. Идейное искусство. Худ верит, что он может что-то изменить с пом искусства
5. 1 из первых типичных движ модернизма
Варингер:торжество духа над материей
Театр Брейхта
Абстрактное искусство
От лат "отвлечение" 20век. Беспредметное, не фигуративное, основанное на отказе от изображении форм реальной действительности.
Теорию изложил Кандинский в книге "О духовном в искусстве" 1910
2 направления:
1)Построено на гармонизации бесформ цветовых сочетаний
2)На создании геометрических абстракций
1. Доведено до логич завершения поиски экспрессионизма и фавизма в области освобождения от форм реальной действительности. Акцент на самостоятельное выражение цвета, муз ассоциации. С пом цвета х выражал глубинные истины бытия, вечные и духовные сущности, движ космич сил, лиризм и драматизм человеч переживаний. Психологич абстракции- не пытаемся понять.
2. Начало от творчества Сезана и кубистов. Путь создания новых типов худож пространства при помощи геометрич форм, плоскостей, прямых и ломаных линий. Цвет подчинен геометрич форме. Неск течений: лучизм(Ларионов,Гончарова), супрематизм(Малевич). Интеллект направление. Необходимо знать, какой смысл, значение скрывается за геометр формами. Живопись а. если в ней не видно ничего из порядка окружающих нас вещей
Робер Делоне,Пит Мондриан,Георг Мухе, Пауль Клее, Пикабия
Фовизм(дикие) Матисс Дерн Донген
Кандинский
Связь между предметами реальной живописи с геометрич формами. Его реальные изображения постенно станов условными. Все его образы связаны с реальным изображением.
Перевод реал изображения в абстракцию необходим, чтобы зритель перестал фиксировать внимание на реальных узнаваемых вещах, а переключился на выявление внутр сущности вещей. Внутренняя сущность вещей, выраженная через абстракцию, ведет к постижению всеобщей духовности, кот явл результатомтчелок культуры, юниверсума.
|
|
Кандинский привлекает иконопись, фольклорные мотивы(тк в ф за огромную историю народ смог уйти от бытовой конкретики к всеобщим сущностям.
Мышление а-ми требовало необход мыслить категориями космоса, божественного, нравственного.
Отталкивается от идей Гете, который расположил цвета на основе 2 противоположностей: по светлости/темности;холодности/теплости. Это противостояние жизни и смерти