Цель и задачи исторических дисциплин практическое применение и комплексный метод

Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики – гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

2.Предмет, метод и задачи геральдики.

Геральдика является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Название "геральдика" происходит от немецкого слова "ге-рольд", что в переводе означает "глашатай". Герольдом вЗападной Евро-пе в средние века называлось лицо, управляющее рыцарскими турнирами. Как уже ранее было сказано, на турниры рыцари являлись вооруженными с головы до пят и распознать, кто именно скрывался под тяжелым снаряжением, можно было только по гербу.Геральдика подразделяется на две части:

1) дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и исполь-зования;

2) наука о составлении герба, предусматривающая систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах и составных час-тях герба, его художественное воплощение и т.п.

У истоков русской геральдики стоял царь Алексей Михайлович. Если до него и были некоторые эмблемы (например, двуглавый орел), то они еще не имели полноты и законченности постоянных геральдических форм.

Но особый интерес к изучению гербов появился в XVIII в., когда были опубликованы первые наблюдения по истории гербов. В это время геральдика "занималась" составлением гербов и служила дворянству. Она еще по большей части имела практическое (прикладное) значение и находилась в тесной связи с генеалогией (наука, изучающая родословную), так как для получения герба представителям дворянства надо было доказать свое право на герб генеалогическими документами.

Другой вспомогательной исторической дисциплиной так или иначе связанной с гербами, является сфрагистика. Слово «сфрагистика» в переводе на русский язык означает «печать». Сама печать состоит из двух понятий: матрицы - это и есть собственно печать, это изображения различных знаков, в частности, гербы. А оттиск - это то, что остается от изображений, помещенных на матрицах. Печати бывают, в частности, государственные. Именно на матрицах этого типа изображаются гербы. А отсюда существуют гербовые печати. Изучая гербовые печати, можно получить дополнительный материал по гербам.

3.Происхождение гербов.

Но истинные гербы, в полном смысле их понимания, как наследственные знаки появились в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху турниров и крестовых походов. Непосредственные же причины появления гербов кроются (заключены) в особенностях вооружения воинов (участников турниров и крестовых походов, в первую очередь) - все скрыто железом. Так как тогда огнестрельного оружия еще не было, то сражались меча-ми, саблями, копьями, стрелами, топорами и т.д., от них можно было защищаться только снаряжением из железа, из которого изготавливали стрелы, шлемы, кольчуги, латы, нашлемники, сапоги, щиты. Шлемы и забрала целиком закрывали голову рыцаря, как бы доканчивая скрытие воинов в этой массе металла. А поэтому узнать, кто именно скрывается под грозным и массивным вооружением (снаряжением) было невозмож-но. Именно необходимостью отличить рыцарей друг от друга (особен-но в бою или во время состязания на турнирах) объясняется появление на рыцарских щитах отличительных знаков, особых для каждого рыца-ря.

Впервые гербы стали использоваться на флагах, монетах, печатях...

Все существующие ранее гербы делились на следующие роды (типы).

1. Гербы государственные, составляющие эмблемы государства, а также земель, входящих в состав того государства. Эти герои часто служили и гербами коронованных особ, стоявших во главе государства.

2. Гербы губерний, областей, городов.

3. Гербы обществ, корпораций, компаний, союзов и т.п.

4. Фамильные или родовые гербы, переходящие по наследству лицам одного рода.

5. Наследственные гербы. Это такие гербы, которые переходили к лицу того же рода путем наследства (от отца к сыну), при этом к гербу этого лица присоединялся или весь герб, или только некоторые эмблемы (части) из герба наследователя.

6. Пожалованные гербы, жалуемые лицу при возведении его в какое-либо достоинство (например, в княжеское, графское, баронское и т.п.), причем в этом случае мог быть составлен или новый герб, или к существующему гербу придавались некоторые эмблемы: двуглавый орел, венец го-сударя, императорская корона и т.п.

4.Составные части герба, форма геральдических щитов.

Главной частью герба, но тем правилам составления гербов, какие были выработаны геральдикой, являлся щит. Щит - главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8.

Шлем обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от вре-мени и места исполнения герба, а также от социального положения вла-дельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточ-ного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побоч-ных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях -- прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе ха-рактерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это ис-ключение.

Нашлемник - фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательномпо-рядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.

Намёт -- матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт испол-нялся в цветах герба.

Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхожде-ние от древнерусских князей.

Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателейиме-ло лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изоб-ражались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российскойгераль-дике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).

Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, распо-ложенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российскойгераль-дике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.

Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лес-ти предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).

Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодатель-ство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения ор-денов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подве-шивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выгляды-вающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их дер-жалищитодержатели.

Сен - шатер, помещенный над мантией только государственногогер-ба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью за-кона" (переносное значение).)

5.Виды деления щитов.

Различают несколько видов геральдических щитов:

варяжский - треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами;
итальянский - овальной формы;
французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины;
испанский - тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью;
германский - щит вычурно вырезанной формы.

Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.
Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами.

6.Цвета геральдики, металлы и меха.

Финифти

Существуют пять основных цветов финифтей:

Красный (червлень, gules) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.

Голубой (лазурь, синий, azure) - символ красоты, мягкости, величия. Графически изображается горизонтальными линиями: сплошными или пунктирными. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.

Зелёный (зелень, vert) - символ надежды, радости, изобилия. Графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.

Чёрный (чернь, sable) - символ мудрости, печали, благорозумия, смирения. Графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями или сплошнымзатушеванием. Наносился жжёной слоновой костью.

Пурпурный, (пурпур, purpure) - символ достоинства, силы и могущества. Графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет.

Металлы

Золото - символ богатства, справедливости, великодушия. Графически изображается точками.

Серебро - символ чистоты и невинности. Графически не изображается.

Иногда поверх серебра помещается узор, изображенный тонкими линиями. Такое изображение называется дамасцировкой.

Меха

Меха два: горностаевый и беличий. В земельных гербах употребляется лишь горностай.

Горностай - символ власти. Графически изображается в виде черных, уширенных к низу крестиков, усеянных по серебрянному полю или черных хвостиков по серебрянному меху.

Беличий мех графически изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно.

Русская геральдика использует в основном горностаевый мех, беличий редко.

7.Геральдические и негеральдические фигуры.

Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и фантастические.

Естественными фигурами называются изображения предметов, созданных самою природою.

Фигуры искусственные - это изображение предметов, созданных рукою человека.

Фантастические - фигуры, заимствованные из поэзии или мифологии: изображения фантастических существ и животных.

Число негеральдических фигур бесконечно, так как создавая новы герб, в него можно внести и новое открытие в природе, новый плод искусства или фантазии человека. Но при всей массе подобных изображений, некоторые из них, употребляясь в геральдике наиболее часто в виде известного символа или эмблемы, вызвали особые правила для своего положения, вида, формы, иногда даже цвета, и таким образом получили особенные свойства. Помещаясь в щите, фигуры эти всегда изображаются одинаково, между тем как другие могут иметь совершенно произвольный вид.

Геральдические фигуры делятся на почетные и простые.

Первые получили такое название потому, что часто жаловались в знак особого отличия и, кроме того, они занимают в щите главнейшие положения, подобные которым принимают и другие фигуры.

Простые геральдические фигуры, обладая некоторыми свойствами почетных, меньше последних по величине и составляют как бы переход от фигур геральдических к фигурам негеральдическим.

Почетные фигуры составляют: глава, столб, пояс, перевязь, крест, стропило, кайма, оконечность, щиток и вольная часть.

Из числа этих фигур - глава, вольная часть, щиток и оконечность, - не могут быть повторены в щите, а также повышены или понижены.

Все почетные фигуры, за исключением щитка и внутренней каймы должны касаться сторон щита, иначе они будут свободными или укороченными.

8.Государственные гербы.

Государственные гербы зарубежных стран, эмблемы государств, изображаемые на печатях, монетах, денежных знаках, бланках, фасадах правительств, зданий и т. д. Часто являются составной частью государственного флага. Рисунок Г. г. и его описание устанавливаются конституциями или специальными законами. Гербы современных государств почти не напоминают феодальных гербов (см. Герб), только в некоторых государствах с монархической формой правления (например, Великобритания, Дания, Бельгия) в качестве основы Г. г. сохраняются фамильные гербы правящей династии. В Г. г. многих буржуазных республик включены символы, отражающие стремление правящих классов придать видимость социальной справедливости существующему режиму (например, серп и молот в Г. г. Австрии), иногда в Г. г. наряду с новыми элементами включаются старые атрибуты власти (например, в Г. г. США наряду с 13 звёздами, символизирующими 13 первоначальных штатов, образовавших США, изображен орёл с масличной веткой и пучком стрел в когтях). Изменение государственного строя государства влечёт, как правило, существенные изменения или введение совершенно нового Г. г., например замена герба Российской империи Г. г. Советского государства (см. Герб государственный СССР), принятие новых Г. г. др. социалистическими государствами.

9.Городские и областные гербы.

Один из наиболее древних русских областных гербов — московский — фигура всадника, поражающего копьем дракона. Его изображение впервые появилось на монетах, а затем на печатях московских великих князей в конце XIV в.— в грозную эпоху борьбы Руси против монголо-татарского ига. Начиная с XVI в. московский герб стали изображать в центре русского государственного герба. Этим подчеркивали, что Русское государство сложилось вокруг Москвы.

Старинные документы по-разному объясняют значение фигуры воина на московском гербе. Наиболее правильно видеть в ней образ князя, предводителя русского войска, поднявшегося на защиту родной земли. Фигура дракона, поражаемого копьем воина, — обобщенный образ врагов Русской земли. С XVIII в. всадника на московском гербе стали официально называть Георгием Победоносцем: этот святой долгое время считался покровителем русских воинов.

Изображение зверей на гербах ряда областей связано с древними языческими культами животных. Такими были: нижегородский герб с изображением оленя; ярославский — фигуры медведя.

С XVIII в. герб стал обязательной принадлежностью каждой области и города. Только городских гербов насчитывалось в России к концу XIX в. почти 700. Составители герба стремились отразить в нем хозяйственное и политическое значение города.

Герб Петербурга, утвержденный в 1780 г., представлял собой два серебряных якоря, положенных крестом, и на них золотой скипетр — символ крупнейшего порта и столицы империи.

Во второй половине XIX в. были утверждены губернские гербы. Основная часть такого герба — герб губернского города, увенчанный короной и окруженный золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой. Городские и областные гербы — ценные памятники прошлого, расширяющие наши знания истории родной страны.

10.Дворянские гербы.

 

11.Предмет, задачи и метод палеографии.Развитие.

Палеография — специальная историческая дисциплина, исследующая письменные и печатные памятники с их внешней стороны (материал, орудия письма, особенности почерков, украшений и т. д.). Сам термин «палеография» возник и сложился исторически в XVII столетии; он состоит из двух греческих слов: палео— древний и графо — пишу, описываю.

Каждый историк при изучении письменных и печатных документов прежде всего должен установить время появления их и место написания, в связи с чем возникает вопрос о подлинности произведения, так как даты написания, имеющиеся в рукописи или печатной книге, не всегда соответствуют действительности. Поэтому знание основных палеографических наблюдений и палеографических методов обязательно для историка, входит в первейшую задачу всякого источниковедческого анализа.

Основным методом палеографического изучения рукописей является установление особенностей данной рукописи или печатной книги.

Палеографические наблюдения основаны на том факте, что материал, знаки письменности или печати, украшения и прочие черты рукописных и печатных книг подвержены изменениям во времени и зависят от определенных исторических условий. В основном палеографический метод определения времени написания рукописи сходен со способом датировки археологами предметов, найденных при раскопках.

Палеографический анализ, если он проведен правильно, дает довольно точные результаты, хотя эта точность колеблется, в зависимости от наличия в рукописи или печатной книге палеографических признаков, от пяти лет до полстолетия. Применение всех палеографических методов обязательно при изучении рукописи или печатной книги, не имеющих иных показаний, точно датирующих рукопись. Определение времени написания и места написания рукописи зависит и от признаков внутреннего характера: от ее содержания, приведенных в ней хронологических дат и пр. В случае же отсутствия этих прямых указаний должно быть произведено комплексное изучение рукописи, что и входит в задачу палеографии.

Как известно, до настоящего времени существуют две основные славянские азбуки: глаголица и кириллица. На Руси получила распространение именно кириллица. В дальнейшем изложение целиком относится к кириллице. Приэтом в нашем пособии, рассчитанном в первую очередь на студентов-историков, особенное внимание обращается на письменные памятники XVI — XVIIIвв., прочтение которых представляет значительные трудности.

 

12.Внешние признаки рукописных источников Древней Руси.

 

Материал для письма.Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу живот­ных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных те­лят. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.

Графика письма. Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг дру­га и отличающиеся графическим характером письма. Пергамен­ные документы и книги XI—XIV вв. написаны уставом, причем от­дельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позд­нее время.

Орудия письма. В качестве орудий письма древние писцы исполь­зовали птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ приготовле­ния гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влаж­ные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали над­рез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепля­ли.'

Для написания красками заглавных букв и заголовков пользо­вались кисточками.

На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.

^Украшения рукописей. Источники, являющиеся предметом палео­графического изучения, могут иметь художественные украшения. Среди них первое место занимают книги. Художественный облик ру­кописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерус­скую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целост­ности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согла­сованность и взаимоувязка формата листов, расположения тек­ста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и гра­фики букв как с отдельными элементами художественных украше­ний, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Поскольку эволюция художественных стилей оформления руко­писей была тесно связана с развитием других палеографических примет, наблюдения над художественными особенностями могут дать дополнительный материал, способствующий решению проблем датировки, места написания источника и его подлинности.

Основными средствами украшения русских рукописей были ор­намент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, иници­алы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.

13.Внешние признаки письменных источников второй трети XII - конца XV в

 

 

Материал для письма.' Вплоть до XIV в. основным материалом для написания документов и книг был пергамен. Рядом с ним сосущест­вовал более дешевый материал — береста. В XIV в. в делопроиз­водстве появилась бумага, которая стала медленно вытеснять пер­гамен сначала в центре страны, а затем и на ее окраинах.

Наиболее ранними из известных до настоящего времени русских актов, написанных на бумаге, являются жалованная грамота ниже-i ородского князя Василия Давидовича Ярославскому Спасскому мо­настырю (написана ранее 1345 г.) и договор московского великого князя Семена Ивановича с братьями (около 1340—1351 гг.). Древ­нейшая книга «Поучения Исаака Сирина», написанная на бумаге, относится к 1381 г.

^Водяной знак — любая прозрачная линия, фигура, буква (лите­ра), полученная на листе бумаги вследствие истончения бумажной массы в местах ее соприкосновения с выступающими проволоч­ками дна бумажной формы. В палеографии есть свои термины для обозначения водяных знаков. Водяной знак, оставленный на бумаге проволочной сеткой в виде вертикальной линии, получил название пантюзо, а в виде горизонтальной линии — вержер. Водяной знак бумаги, содержащий полное или частичное сюжетное или буквенное (литерное) изображение, образуемое проволочным рисунком, назы- I вается филигранью. Термин «филигрань» состоит из двух латинских слов: filum — нитка, granum — зерно и подчеркивает тонкость узора. Водяные знаки появились на бумаге европейского производства в XIII в. и продержались до настоящего времени на государствен­ных бумагах и деньгах.)

Для каких целей натягивалась проволочная сетка и проволоч­ный рисунок? Если проволочная сетка была необходимым элемен­том технологии ручного производства бумаги, то проволочный ри­сунок и его отпечаток на бумаге — филигрань — имел иное значе­ние.

Украшения рукописей. Время позднего устава и его эволюции

в полууставное письмо совпадает с распространением нового художественного стиля, получившего название тератологического, чудовищного или звериного орнамента. Этот орнамент был распростра­нен в XIII и особенно в XIV в. Книги этого периода, как правило, написаны на пергамене. Наибольшее число книг, украшенных орна­ментом тератологического стиля, сохранилось в Новгороде и Пскове.

По вопросу о происхождении тератологического орнамента су­ществуют разные мнения. Ряд авторов (Ф. И. Буслаев', В. Н. Щеп­кин2) высказывались о заимствовании тератологии от южных сла­вян. Некоторые зарубежные исследователи (венские искусствове­ды Иозеф Стржиговский, В. Борн), решая вопрос в духе идеи пангерманизма, утверждали, что Русь восприняла тератологичес­кий орнамент из Скандинавии и Северной Германии, что тератоло­гический орнамент Руси был местной ветвью орнамента германо-скандинавского культурного центра. Ряд историков искали корни тератологии на Востоке.

Большинство исследователей (А. В. Арциховский, Б. А. Рыбаков, М. К. Каргер и др.), признавая взаимовлияние русской и южносла­вянской культур, говорят о самобытности развития русской тера­тологической орнаментации, о ее связях с древнерусским приклад­ным искусством, деревянной резьбой, предметами художественного ремесла (из металла, серебра), с местными художественными тра­дициями и фольклорными мотивами3.

Тератологический орнамент был известен во всех рукописных центрах Руси, но подлинного расцвета он достиг в XIV в. в Нов­городе.

 

Миниатюра. В период феодальной раздробленности содержание миниатюр стало более разнообразным. Наряду с сюжетами, изобра­жающими святых, появились сюжеты из области быта и политичес­кой жизни. В конце XIV— начале XV в. фигуры людей в отдельных миниатюрах стали приобретать подвижность, живость, реалистич­ность. Существует мнение, что новые черты, появившиеся в книжном рисунке, складывались под влиянием живописи Андрея Рублева и его школы. Примером этого влияния может служить миниатюра из Евангелия боярина Хитрово (XIV—начало XV в.), символически изображающая евангелиста Матфея в виде летящего ангела. Изоб­ражение ангела поражает пластичностью, легкостью, подвижностью.

Характер нового материала для письма (бумага) отразился и на внешнем облике миниатюр. С исчезновением гладкости и проч­ности пергамена исчезают гладкость, плотность, блеск красок, конт­растность темных и светлых тонов в миниатюрах. Впитываясь в бу­магу, краски выглядели более жидкими, блеклыми, напоминали ак­варель. При акварельной манере рисунок теряет монументальность, выглядит более детальным.

Тайнопись. В рукописях XII—XV вв. встречается так называемое «тайное письмо»— криптография. Криптография была понятна толь­ко посвященным. Сначала по разным причинам она использова­лась для зашифровки имени автора. Со временем тайнописью стали пользоваться по политическим, дипломатическим и иным соображе­ниям.

Русская тайнопись XII—XV вв. знала несколько систем: 1) систе­му «чуждых письмен», суть которой сводилась к замене букв кирилловского алфавита буквами других алфавитов, например глаголическими, латинскими, греческими; 2) систему измененных знаков кирилловского алфавита, при которой некоторые детали букв не дописывались или, напротив, путем добавления новых деталей буквы изменялись до неузнаваемости; 3) систему замены одних букв кирилловского алфавита другими буквами этого же алфавита, или так называемую литорею, которая подразделялась на «простую» и «мудрую». В «простой» литорее использовались без изменения все гласные, твердый и мягкий знаки, а из согласных букв — зело и фита. Остальные 20 согласных писались в два ряда, по десять в каждом, в порядке алфавита. Верхний ряд соглас­ных букв писался слева направо, нижний — справа налево.

Вязь. Начиная с конца XIV в. для украшения рукописей рус­ские книжники стали использовать особое декоративное письмо — вязь. В рукописях вязью украшались заголовки, начальные строки глав, разделов, расположенные под художественным украшением – заставкой. Вязь характеризовалась двумя приемами: сокращением деталей букв и буквенными и межбуквенными украшениями. Если для большого заголовка места было мало, писцы прибегали к сок­ращениям букв и слов. Если пространство для письма было значительным, то пустоты между буквами заполнялись украшениями в виде веточек, крестиков, листиков, усиков, хоботков и т. д. Вязь вы­полнялась красной и черной красками, а в более позднее время— золотой краской (твореным золотом).

14.ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА XV—XVII ВВ

Материал для письма. Основным материалом для письма в XVI— XVII вв. становится бумага. Поскольку первые попытки завести отечественное производство бумаги в XVl в. окончились неудачей, аоснованные в XVII в. мануфактуры (бумажные мельницы) не могли обеспечить потребности страны в писчем материале, Россия вплоть до первого десятилетия XVIII в. пользовалась преимущественно при­возной бумагой.

Книжное письмо. Сменившая полуустав скоропись стала дело­вым письмом. Но поскольку скоропись была трудночитаемой, в книж­ном письме продолжал сохраняться полуустав. В середине XVI в. полуустав лег в основу первопечатного шрифта Ивана Федорова. Во второй половине XVI— первой половине XVII в. в России, наряду с рукописными произведениями, получили распространение московские печатные книги. Многие из них стали служить для пере­писчиков такими же оригиналами, как и рукописи. Переписывая книги с печатных изданий, мастера невольно брали за образец гра­фику печатных букв и старопечатный орнамент. Так в рукопис­ных книгах появился полуустав, подражающий старопечатному шрифту, или полуустав «со старопечатной основой». Он лег в ос­нову так называемого «поморского» полуустава, долгое время удер­живавшегося среди писцов-старообрядцев.

После воссоединения Украины с Россией усилились культур­ные русско-украинские связи. На почерки некоторых книжных пере­писчиков оказала влияние украинская графика. Она отличалась угловатостью буквенных начертаний, их наклоном и заменой некото­рых славянских букв греческими или латинскими буквами.

Украшения рукописей. ^Появившийся в книгах одновременно с балканским нововизантийский, или растительный, орнамент вытеснил балканский в XVI в. В нововизантийском орнаменте была восстанов­лена византийская заставка в виде рамы геометрической формы. Ее снова заполнили цветочные мотивы с обязательным цветком «крин». Но в отличие от старовизантийского, нововизантийский орнамент был стилизованным, имел иную цветовую гамму и более сложное чле­нение заставки.

Цветовая гамма нововизантийского орнамента включала синий (преобладающий), вишневый, зеленый цвета, которые нередко да­вались на золотом фоне. Так же как и балканский, нововизантий­ский орнамент по времени совпал с распространением бумаги. Боль­шинство книг, украшенных нововизантийским орнаментом, напи­сано полууставом.

Переплет. Книги состояли из сшитых между собой тетрадей. Дос­ки и переплет книг обтягивались кожей, бархатом, атласом и кам­кой1. С конца XVII в. стали употреблять и более дешевый бумаж­ный переплет. В XVII в. кожаный переплет стал украшаться золотым тиснением. В XVI—XVII вв. корешок книг имел поперечные выпук­лые валики, внутри которых прятались нитяные узлы переплета. Срез листов книг раскрашивался красками или золотился. До середи­ны XVII в. обрез рукописных книг совпадал с досками переплета, за­тем в целях сохранения краев страниц переплет стал выдвигаться над обрезом. Роскошные книги имели позолоченные оклады, укра­шенные драгоценными камнями и жемчугом.

Формат рукописей. Подавляющая часть источников XV—XVII вв. написана на бумаге. Источники дошли до нас в виде книг, свитков, тетрадей, отдельных листов. В условиях распространения бумаги как основного материала для письма особую важность приобретают наб­людения за форматом бумажных рукописей.

Листы бумаги не имели стандартных размеров. Их величина за­висела от размеров форм — противней, в которые выливалась бу­мажная масса.; Поэтому в источниках формат рукописей не выра­жался в каких-либо конкретных единицах измерения, а определял­ся в зависимости от того, сколько раз целый лист бумаги перегибал­ся и разрезался перед употреблением. Термину «дестный» лист, или лист «в десть», соответствовал целый лист бумаги, перегнутый попо­лам и переплетенный в месте сгиба. При формате «в полдесть» лист дважды перегибался и один раз разрезался на две части и т. д.

15.ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РУКОПИСЕЙ XVIII И XIX ВВ.

Материал для письма. В XVIII—XIX вв. материалом для пись-Ма была бумага. В начале XVIII в. употреблялась преимущественно иностранная бумага. С организацией и развитием в первой четверти XVIII в. отечественного бумажного производства потребность в пис­чем материале все больше стала удовлетворяться за его счет.; При■ломнеисключалась возможность использования и импортной бу­маги. В XVIII в.-sse была преимущественно французская и голланд­ская бумага. Среди филиграней голландской бумаги наиболее рас­пространенными были «герб Амстердама», «шут», знак «proPatria» («з,а Родину»), изображающий аллегорическую сценку. Графика письма. (Трафика скорописи XVIII в. испытала на себе влияние нескольких факторов. Главнейши.м из них было введение гражданского шрифта [J До 1708 г. книги печатались церковносла­вянским шрифтом, изобретенным еще в XVI в. первопечатником Ива­ном Федоровым. В основе этого шрифта лежал рукописный полуус­тав с замысловатым начерком букв, с написанными под титлом сок­ращенными словами, с буквами греческого алфавита типа «кси», «пси»; «ижица».

^Гражданский шрифт был более простым. Некоторые буквы — дубли, обозначавшие цифры, были из него выброшены. Форма литер (букв) гражданского алфавита была упрощена. Существует мнение, что первооснову гражданского шрифта составило скорописное пись­мо начала XVIII в., переработанное на основе латинской антиквы — шрифта.

Украшения рукописей.* Распространившийся со второйполовины XVII в. орнамент «московское барокко» удерживался в рукописях и в XVIII в. На его базе складывается так называемый «поморский» стиль, который находит широкое применение в XVIII—XIX вв. в кни-гописании старообрядцев Русского Севера. Этот стиль характеризо­вался рельефным изображением трав и цветов, даваемых на золотом фоне.

В середине XVIII в. в рукописях светского характера (например, в модных в высшем свете альбомах стихов), некоторых памятниках церковного характера распространился орнамент рококо. Для заста­вок этого стиля было характерным отсутствие рамы, наличие укра­шений в виде медальонов, раковин, виньеток.1

Во второй половине XVIII в. появились™7крашения рукописей, выполненные в стиле Людовика XVI. Их содержание составляли цве­ты, преимущественно розы, вазы с цветами, корзины с фруктами, рога изобилия. Миниатюра. Миниатюра XVIII в. отличалась большим разнообра­зием. Влияние станковой живописи сказалось в более реалистичес­ком изображении людей, пейзажей, зданий. Новые художествен­ные стили — рококо, Людовика XVI нашли отражение и в изображе­нии некоторых деталей на миниатюрах (например, мебели, зданий). Цветовая гамма миниатюр обогатилась новыми красками: ярко-ли­ловой и кармином. В XVIII в. появилась книжная гравюра, вытеснив­шая миниатюру. В XIX в. практика украшения рукописей миниатю­рами сохранилась у старообрядцев.

В источниках светского характера большой интерес представляют рисунки, сделанные на полях авторских рукописей известными пи­сателями и поэтами. Изучение манеры, стилевых особенностей этих рисунков помогает в определении подлинности и авторства рукопи­сей, особенностей творческого процесса автора.

^Формат рукописей. С начала XVIII в. столбцовая форма делопро­изводства изживается. По указу Петра I делопроизводство переходит к использованию больших листов бумаги, связанных в «дестевые» тетра­ди. В целях экономии бумаги записи нередко делаются с обеих сторон документа. В XVIII— первой половине XIX в. наиболее распространен­ный формат рукописей был представлен книгами, тетрадями и полны­ми (четырехстраничными) листами. Формат документов более позд­него периода характеризовался еще большим разнообразием: от книг и тетрадей до отдельных листов различной величины.* В конце XIX начале XX в. особым разнообразием отличались форматы бланков го­сударственных ведомств и учреждений, которые делались на заказ. В начале XX- в. наиболее распространенным для нужд письма счи­тался формат писчей бумаги размером 220X350 мм.

^Орудия письма. До.первой половины XIX в. главным орудием письма было птичье перо. В 1830-х гг. в России появляются привозные металлические перья. Переход от гусиных перьев кметаллическим был постепенным и первоначально захватил Москву и Петербург, затем крупные города и в последнюю очередь сельские местности. В школьной практике стальное перо стало утверждаться только с 1880-х гг. Переход к стальным перьям имел итогом убыстрение и большую индивидуализацию письма. Кроме стальных перьев, в XIX в. употреблялись карандаши.

В XVIИ—XIX вв. изменился химический состав чернил. Уже в XVII в. для их изготовления вместо ржавых металлических предме­тов стали использовать купорос. Чернила имели коричневый и бурый оттенок. В 1880-х гг. появились ализариновые чернила фиолетового

оттенка.

^Краткие выводы. От XVIII—XIX вв. осталось громадное количест­во источников. Палеографические наблюдения производятся наддело-выми бумагами, книгами, рукописным наследием выдающихся госу­дарственных и политических деятелей науки и культуры.

 

16.История развития исторической хронологии. Природные и календарные единицы измерения.

17.Юлианский и Григорианский календари.

В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь — юлианский. За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астрономического — 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года.

В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней — 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря.

Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослужения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском. Соборе*, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой — юлианским календарем — не может быть изменена под страхом анафемы — отлучения и отвержения от Церкви.

В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря — григорианский. Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григорианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его. Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старого стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.

18.Развитие системы счета времени в Росии.

19.Перевод дат с Юлианского календаря на Григорианский. Перевод дат с эры «От сотворения мира» на эру от «Рождества Христова»

Разница между Юлианским и Григорианским календарем – число не постоянное. При переводе дат следует обращать внимание на век и в отдельных случаях на месяц даты. В 1582 г. разница между Юлианским и Григорианским календарем составляла 10 суток. Каждые 400 лет разница между календарями увеличивается на трое суток. По юлианскому календарю високосным считается каждый четвертый год, в том числе и 1600, 1700, 1800, 1900 и т.д. (все они делятся на 4 без остатка). По календарной реформе 1582 г., годы 1700, 1800, 1900 високосными не являлись (первые два числа на 4 без остатка не делятся). Именно поэтому в этих годах происходило увеличение разницы между календарями. Так как разница увеличивается за счет 29 февраля, то разница в 11 дней между календарями будет с 1 марта 1800 г., 12 дней – с 1 марта 1900.

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама". Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р. Х.), антиохийская (5969 год до Р. Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р. Х.).

Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н. э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчётах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н. э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарём.

Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973 -1048 гг. н. э.) восклицал: "Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира".

Что же касается непосредственно эры "от сотворения мира", или "от Адама", то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.

По словам учёного, "хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры,… но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа".

Однако далее И. Спасский счёл необходимым отметить: "Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжён с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное" (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3-4).

Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод её на греческий язык (т. н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершённый в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н. э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для "всех прочих, во Вселенной сущих". Затем на рубеже IV-V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществлённый с еврейского учёным пресвитером Иеронимом Стридонским (т. н. Вульгата).

Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н. э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с неё переведённой славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.

Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н. э.). Поэтому при подсчёте лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.

В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре "от сотворения мира" имел объёмный труд Иосифа Флавия (37 - 95 гг. по Р. Х.) "Иудейские древности", в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.

Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда ещё не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.

Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчётам начало эры "от сотворения мира" должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р. Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие - 5507 год до Р. Х.). Это - так называемая антиохийская эра.

Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р. Х. (по другим источникам - к 5624 году).

Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.

Описывая события последних до Христа 500-700 лет, Секст Юлий Африкан в своей "Хронографии" упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т. д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н. э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.

В "Хронике" Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.

20. Приемы и методики обработки прямой и косвенной информации. Методики косвенной датировки.

 

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: