Тема 8. Развитие европейской оперы в XIX веке

Итальянская опера. Два искусства – литература и музыка – выступили на передовые позиции в формировании итальянского романтизма. В 1816 г. (в год создания оперы «Севильский цирюльник» Россини) писатели-романтики опубликовали манифест в журнале, главным редактором которого был один из карбонариев. Началась борьба с нормами классицизма в литературе. Писатели-романтики провозгласили отказ от использования средневековых тем и идеализации старины, но сюжеты из истории Италии продолжали считать лучшим проявлением патриотизма и героики.

В музыке формирование национальной школы было вначале не столь явным, как в литературе. Но именно в музыке Италии сформировалась национальная школа, значение которой широко выходит за пределы итальянской культуры

Главная черта итальянской музыки – господство в ней оперы. К XIX веку итальянская опера уже прошла двухвековой путь развития, а в XIX столетии стала выражать не интернациональные, а итальянские идеи и чаяния. Генрих Гейне писал об итальянской опере: «Бедной порабощѐнной Италии запрещается говорить, и она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца. Всѐ своѐ негодование против чужеземного владычества, своѐ воодушевление свободой, своѐ бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою скорбь при мысли о прошлом величии, и, вместе с тем, свои слабые надежды, своѐ ожидание, свою страстную жажду помощи – всѐ это претворяет она в мелодии». Действительно, мелодия – душа итальянской музыки. Мелодии итальянских песен и итальянских опер просты и естественны, легко запоминаются и входят в музыкальный быт итальянцев.

Эпоха классицизма создала блестящий виртуозный типично итальянский стиль пения – bel canto («прекрасное пение»). В этом стиле писались старые оперы-seria, которые со временем превратились в «концерт в костиюмах». Демократичные и простые мелодии легче находили себе дорогу в комических операх-buffa. Но и этот жанр к началу XIX века требовал обновления.

Обновление итальянского музыкального искусства произошло именно в жанре оперы. Создателем новой национальной оперной школы был Джоаккино Россини. Своѐ наивысшее выражение она получила в музыке Джузеппе Верди. Благодаря творчеству этих двух композиторов итальянская музыка XIX века возвысилась до общеевропейского уровня и стала любимой во всѐм мире.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 44

 

Джоаккино Россини (1792 – 1868) - выдающийся итальянский оперный композитор, автор 38 опер. Его музыка отличается легкостью, красотой, простотой и доступностью для восприятия. Она полна чистой радости, неподдельного веселья, жизнерадостного оптимизма. Итальянцы ласково называли Россини «лебедь из Пезаро» (Пезаро – город, где родился композитор). Чрезвычайно музыкально одарѐнный, Россини написал первую оперу ещѐ в 14 лет. Потом оперы появлялись одна за другой. Музыкальная плодовитость композитора удивительна. Он создатель выдающихся опер-buffa и реформатор оперы-seria («Танкред», 1813). В жизни Россини выделяется период работы в Неаполе (1814 – 1823) и парижский период (1824 – 1836).

Композитор был удивительным жизнелюбом и потрясающим красавцем. Ему пришлось пережить жизненный кризис – созданная им в 1829 г. опера «Вильгельм Телль» о национальном швейцарском герое-освободителе (особую известность получила увертюра к «Вильгельму Теллю») была холодно принята публикой, после чего Россини не написал больше ни одной оперы. Началось так называемое «сорокалетнее молчание Россини». Тем не менее, в последние годы композитор создал много духовной музыки и стал автором великолепной книги кулинарных рецептов, которая пользуется популярностью у итальянцев и по сей день.

Среди опер Россини – «Золушка», «Сорока-воровка», «Дева озера» (по В. Скотту), «Моисей в Египте», «Отелло», «Итальянка в Алжире» и др., но жемчужиной творчества композитора считается опера «Севильский цирюльник» (1816).

Опера была создана за неправдоподобно короткий срок – всего за 20 дней. Была предназначена для постановки в Риме во время карнавальных праздников. По контракту с импресарио Россини должен был написать оперу за три недели, сообразуясь «с природой голосов» и «требованиями синьоров-певцов». Композитор блестяще справился с заданием, использовав в опере музыкальный материал из ранее написанных сочинений.

На первом представлении опера провалилась. Против Россини использовали специально нанятых людей (клакеров), которые освистали произведение. Но уже второе представление прошло с огромным успехом. По жанру «Севильский цирюльник» – опера-buffa. Либретто оперы было написано либреттистом Стербини по комедии Бомарше – первой части знаменитой трилогии. Действие в «Севильском цирюльнике» происходит раньше, чем в «Свадьбе Фигаро» Моцарта.

Комедия Бомарше о хитром слуге, который устраивает личное счастье своего господина, значительно переработана. Из неѐ исчезла социальная сатира, главный акцент перенесен на веселье, комизм положений, наивный юмор демократического театра. Персонажи французской комедии приближены к действующим лицам итальянского народного театра (комедии масок). Это такие типажи как монах, ханжа, ученый, слуга, легкомысленная девица, одураченный старик. Изысканный аристократ граф Альмавива превращен в пылкого и искреннего юношу, вызывающего сочувствие

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 45

 

публики. Опекун юной красавицы Розины – Бартоло – типичный ворчливый старик. Розина – веселая плутовка, готовая на всѐ ради любви. Главная идея оперы состоит в прославлении смелости и предприимчивости и осмеянии тупости и лицемерия.

В опере номерная драматургия с господством сольных номеров. Соблюдена типичная композиция оперы-buffa – двухчастная, с двумя большими финалами в конце I и II действия. Всего в опере два действия, 4 картины (по две в каждом действии). Завязка связана с влюблѐнностью графа Альмавивы в Розину. Взаимное чувство молодых людей наталкивается на неожиданное препятствие в лице старого опекуна девушки. Помочь графу берѐтся «мастер на все руки», ловкий слуга Фигаро. Экспозиция рассредоточена в двух картинах. В первой картине, в замечательной «Серенаде» показан лирический образ Альмавивы и образ Фигаро. Вторая картина посвящена показу Розины, еѐ опекуна дона Бартоло и советчика Бартоло – монаха дона Базилио (со знаменитой арией о клевете). Кульминация достигается в финале I действия и связана с переодеванием графа в солдата, которое является разбирать офицер с командой солдат. Очередные суматохи и переодевания в 3 и 4 картинах ведут к развязке, когда стараниями Фигаро заключается брак между Розиной и Альмавивой, а дон Бартоло остаѐтся с носом.

В «Севильском цирюльнике» Россини обновил приѐмы старой оперы-buffa, обогатил и преобразил традиционные оперные формы. И в творчестве самог о Россини, и во всей мировой музыкальной культуре «Севильский цирюльник» стал высшей точкой и, одновременно, завершением развития комической оперы как жанра.

Джузеппе Верди (1813–1901) – выдающийся итальянский оперный композитор. Он выступил как реформатор итальянской оперы после кризиса 30–40-х гг. XIX в., связанного с культом красивого голоса и виртуозности. В оперу, из которой в угоду виртуозным ариям исчез драматический смысл, Верди вернул драматургическую цельность, динамизм, целенаправленность развития действия.

Верди называют композитором-реалистом, т.к. в своих лучших сочинениях он отразил мысли и чувства, свойственные его соотечественникам, сумел создать сценические ситуации, которые поражают своей жизненной правдивостью.

В своих операх Верди отразил лучшие традиции итальянской оперы (особенно Россини), которые проявились в яркой сценичности его произведений. Его оперы смотрятся с неизменным интересом, который только усиливается по мере приближения к развязке.

Оперное творчество Верди является одним из высочайших достижений мировой музыкальной культуры наряду с операми Моцарта, Россини, Чайковского и др.

За период с 30-х по 90-е гг. XIX в. Верди создал 26 опер. Их отличительная черта – сюжеты, раскрывающие социальную несправедливость. Таковы оперы «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853) –

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 46

 

редчайший пример оперы на современный сюжет, «Аида» (1870). Большой известностью пользуются также две оперы на сюжеты В. Шекспира – «Отелло» (1887) и последняя опера «Фальстаф» (1893), жизнерадостная комедия, которую иногда называют прощальной улыбкой гения.

Итальянский оперный веризм. Музыкальный веризм (название происходит от итал. vеro, что значит «истинный, правдивый») – это ведущее направление итальянской оперной музыки, возникшее во второй половине XIX в. и продолжившее развитие до начала XX в. Это направление, ставившее перед собой цель правдиво отражать действительность, отвечало вкусам широких масс оперной публики. Творческие искания композиторов-веристов, которые отталкивались от реалистических традиций музыки Верди и Бизе и французской лирической оперы (Гуно), были весьма прогрессивными. Для опер веристов были характерны демократичность сюжетов, образов, стремление к простоте и доступности музыкального языка. К ведущим чертам оперного веризма относятся:

 сжатость, напряженность действия;

 изображение жизни простых людей: бродячих комедиантов («Паяцы» Р. Леонкавалло), нищих студентов («Богема» Дж. Пуччини). сицилийских крестьян («Сельская честь» П. Масканьи);

 подмена драмы характеров драмой ситуаций;

 замена арий лаконичными ариозо;

 преобладание женских образов.

 

К отрицательным чертам веристской драмы относят отсутствие глубоких художественных обобщений, тяготение к чертам натурализма и мелодрамы. В этих операх, в соответствии с традициями итальянской музыки, при значительном обогащении оркестра сохранялась ведущая роль певца.

Джакомо Пуччини (1858-1924) – наиболее значительный итальянский оперный композитор рубежа XIX–XX в. В его творчестве нашли продолжение лучшие традиции итальянской оперной классики и французской реалистической оперы. Пуччини является одним из наиболее крупных представителей «веризма».

Родился в Лукке (Италия), в семье музыканта. Еще прапрадед Джакомо был городским композитором. Когда в возрасте 5 лет мальчик лишился отца, городской магистрат из уважения к 4-м поколениям музыкантов обеспечил ему наследственную должность городского органиста.

Мальчик рано полюбил музыку. В школьные годы он пешком ходил в Пизу, чтобы послушать «Аиду» Верди. Пуччини обучался музыке в Лукке, где его покровителем стал местный врач, и в Миланской консерватории, которую закончил в 1883 г. Годы учебы в консерватории стали источником сюжета оперы «Богема». Хозяйка квартиры, которую композитор снимал вместе с друзьями, запрещала Пуччини не только играть по вечерам, но и топить печку, чтобы не портить мебель копотью.

Оперным творчеством он занялся лишь после завершения своего музыкального образования и сразу же достиг значительных успехов (опера «Манон Леско» по произведению аббата Прево, посвященная Эльвире Бонтури – замужней женщине с двумя детьми, которая, не боясь

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 47

 

общественного мнения и знатных родственников, переехала жить к композитору). Но мировую известность ему принесла опера «Богема».

Большую часть своей жизни Пуччини провел в своей вилле под Луккой и в Виареджо, занимаясь там сочинением музыки. Время от времени он совершал турне по Европе.

В творческом наследии Пуччини главное место занимают оперы, из которых наиболее известны «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-Сан». В них выражены важнейшие черты его творчества: жизненный сюжет с умело выбранными острыми драматическими ситуациями, глубокое сочувствие к жизни простых людей, концентрированность действия, сценичность, яркий, эмоциональный стиль. Кроме того, он писал одноактные оперы («Плащ». «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки»), а также произведения для оркестра и хора.

Мелодия у Пуччини сентиментальна и довольно проста по колористике музыкальных приемов. Вокальные партии у него почти полностью дублируются инструментами. Особенно широко разработаны им речитативы, что является характерной чертой «веризма». Однако у Пуччини встречаются яркие гармонические находки, и он умело оперирует голосами певцов.

Развивая принципы Верди, Пуччини создал новый для итальянского оперного искусства речитативно-ариозный стиль, ставший одним из главных компонентов современной европейской оперы.

Французская опера. Жорж Бизе (1838-1875) - французский композитор XIX в., автор оперной и симфонической музыки. Бизе родился в Париже. Его нарекли звучными именами трех полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. Родители отличались музыкальностью, в доме много музицировали. Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырѐх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет, неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Бизе учился у Гуно и Ф. Галеви. В годы консерваторского обучения Бизе создал симфонию, кантату, оперетту «Доктор Миракль», в качестве пианиста добился всеобщего признания. 1857-1860 гг. как лауреат консерватории Бизе провѐл в Италии. Написал комическую оперу «Дон Прокопио», симфонию- кантату «Васко да Гама» на сюжет Л. Камоэнса, ряд оркестровых пьес. В Па-риже содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лѐгком жан-ре, переложениями и корректурой чужих сочинений, он отказался от карьеры пианиста, хотел отдаться композиторской деятельности. В 1863 состоялась премьера оперы «Искатели жемчуга», «Пертской красавицы» по роману В. Скотта (1867). 1872 состоялась премьера музыки к пьесе А. Доде «Арлези- анка». Две сюиты из 1872 и 1885 гг. вошли в золотой фонд мировой симфо-нической литературы.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 48

 

Бизе заинтересовался сюжетом «Кармен», в 1873-1874 гг. приступил к написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы П. Мериме, Мельяк и Галеви создали либретто. В 1875 г. премьера была неудачной. Спустя три месяца, Бизе внезапно скончался, и лишь после его смерти начал-ся еѐ триумфальный успех. Историческое значение оперы не только в еѐ ху-дожественной ценности, в ней впервые была с мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека. В Париже постановка оперы была возобновлена в 1883 г. и занимает одно из первых мест в репертуаре мирового музыкального театра.

Немецкая опера. Рихард Вагнер (1813-1883) - один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства.

В немецкой музыке послебетховенского времени не было композитора с такими новаторскими замыслами и настойчивостью в борьбе за их осуществление, как Вагнер. Он вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для итальянских опер того времени, против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской опере. Вел борьбу за немецкое национальное искусство, пришел к идее синтеза музыки и драмы и к громадному перевесу инструментально-симфонической музыки. Оперы Вагнера изобилуют страницами программно-симфонической музыки. В его творчестве произошло превращение оперы в грандиозную драматизированную программную вокально-симфоническую.

Рихард родился в семье полицейского чиновника, его отец вскоре умер. Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге, рос в театральной сре-де. В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 начал сочи-нять музыку. В 1831 г. поступил в Лейпцигский университет, начал зани-маться теорией музыки под руководством К.Т. Айнлига, кантора церкви св. Фомы. Год спустя созданная Вагнером симфония была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига Гевандхаузе. В 1833 г. получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу «Феи» (по пьесе К. Гоцци «Женщина-змея»), Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер. В 1835 г. написал свою вторую оперу «Запрет любви» (по комедии Шекспира «Мера за меру»). Вагнер дебютировал как дирижер, женился на певице Минне Планер и вместе с ней обосновался в Кенигсберге, где ему была предоставлена должность музивдиректора городского театра. В 1837 г. занял аналогичную должность в Риге, начал писать оперу «Риенци» (по роману английского писателя Э. Булвер-Литтона). В Риге развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя музыку Бетховена.

Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования: для достижения полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижиро-вать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру, также он осуще-ствил разделение функций правой и левой рук. В 1839 г. в Париже он сбли-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 49

 

зился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков была работа для издательств и театров. Опера «Летучий голландец» (1843) была воспринята сдержанно. Начиная с нее, Вагнер постепенно отходит от тради-ционной для номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера: оперы «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848). Роль носителя музыкального содержания принимает на себя оркестр, отрывки и целые сцены переходят друг в друга без отчетливо выраженных цезур, в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль.

Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-51 гг. написал антисемитский памфлет «Еврейство в музыке» и работу «Опера и драма», обобщившую его идеи о музыкальном театре; начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 г. текст будущей тетралогии «Кольцо нибелунга» был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат О. Везендонк и его жена Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано, а драматическая история запретных отношений Вагнера с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме «Тристан и Изольда». В 1858 г. Вагнер покинул Швейцарию, а в 1860 воссоединился с женой в Париже. В 1861 г. в Парижской опере был поставлен «Тангейзер». В 1862 г. Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей женой. В 1863 г. он с успехом дирижировал в Вене, России, европейских странах, по приглашению короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена, завершил оперу «Нюрнбергские майстерзингеры» (1868). Из-за придворных интриг пребыва-ние в Баварии оказалось недолгим. В Мюнхене были поставлены первые оперы «Золото Рейна» и «Валькирия». В 1872 г. завершил последнюю оперу цикла «Закат богов». Открытие байрейтского фестивального театра состоялось летом 1876 постановкой всего «Кольца нибелунга» (около 18 часов) под управлением Г. Рихтера. Форма оперы поддерживается системой лейтмотивов, каждый из которых несет символический смысл, указывая на определенного персонажа, понятие или предмет. В 1877 г., надеясь возместить понесенные потери, Вагнер дирижировал концертами в Лондоне, приступил к сочинению оперы «Парсифаль» по мотивам романа средневекового поэта-рыцаря В. фон Эшенбаха. Большую часть 1880 Вагнер провел в Италии. Вскоре «Парсифаль» был завершен, и на последних в жизни Вагнера байрейтских торжествах 1882 состоялась его премьера под управлением Г. Леви. В 1882 Вагнер выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 50

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: