Тема 7. Творчество С. В. Рахманинова: фортепианное, камерно-вокальное

Рубеж ХIХ–ХХ вв. - новый период в истории музыкальной культуры России. Выдвигаются новые художественные явления в музыке, возникают модернистские течения, символизм становится наиболее значительным из них. Творческое объединение «Мир искусства» приобретает особое значение в русской художественной культуре того времени. 1900-е гг. - время творче-ской зрелости композиторов А. Глазунова, А. Лядова, С. Танеева, начало творческого пути С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера. В их му-зыке нашла отражение напряженная и сложная общественно-идейная атмо-сфера начала века. Это один из сложнейших периодов в истории России: рус-ско-японская война (1904), первая революция (1905), первая мировая война (1914-18), февральская и октябрьская революции (1917).

Этот период сравнивают с Ренессансом. В начале 1900-х гг. русский философ Н. Бердяев дал этой эпохе определение «серебряный век», по аналогии с XIX в. - «золотым веком». Хронологические границы - нач. 1890 - 1917 гг. Философию этого времени характеризуют «русская идея», а также взгляды «западников» и «славянофилов». В культурной жизни России это период стремительного развития новых течений и направлений. Происходила всеобщая переоценка ценностей, велись острые споры, дискуссии, многообразием и интенсивностью отличались достижения и открытия в области искусства. Произведения были проникнуты ожиданием чего-то нового, беспокойством духа, остротой и напряженностью тонуса. Возрастает роль личностного начала в искусстве, выдвигается плеяда молодых высокоодаренных художников, выступающих под знаменем решительного обновления образного строя и языка искусства. Возникают новые течения - «модерн» (букв, «новое, современное») и модернизм как искусство авангарда. Сближает различные течения русского модерна отчужденность от жизни, презрение к здравому смыслу, мифотворчество, игра ума, неприятие

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 111

 

реализма, стремление уйти от будничной жизни в собственный мир «чистой красоты», приукрашенное воссоздание быта забытой древности.

В области литературы рядом с «патриархом» Л. Толстым заявило о себе новое поколение - Л. Андреев, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, И. Бунин, 3. Гиппиус, М. Горький, Вяч. Иванов, А. Куприн. Ф. Сологуб. М. Цветаева. Символизм в поэзии представлен творчеством Блока, М. Волошина, К. Бальмонта, Д. Мережковского, А. Белого, В. Брюсова, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба, И. Анненского. Яркую страницу занимает творчество И. Северянина, А. Ахматовой. Б. Пастернака, О. Мандельштама, В. Хлебникова. В живопись господствуют несколько направлений: символизм (М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, Б. Кустодиев, М. Шагал), кубизм, футуризм, примитивизм и абстракционизм (П. Кончаловский, М. Ларионов,

Н. Гончарова, К. Малевич, В. Кандинский). Особую популярность приобре-тают творческие объединения «Бродячая собака», «Бубновый валет». Рас-цветает искусства лубка, примитивизм: балаганные вывески, росписи подно-сов и игрушек. В режиссуре - «условный театр» Вс. Мейерхольда.

В 1880 - 1890-е гг. достигает расцвета творчество Чайковского, Римского-Корсакова. В период зрелости вступают их ученики - Глазунов, Лядов, Танеев, Аренский. В музыкальную жизнь входят Рахманинов, Скрябин, Метнер, Калинников, Глиэр, Мясковский, Стравинский, Прокофьев. Многотемность, творческое разнообразие, наличие различных индивидуальных стилевых направлений характерны для русского искусства 1900-х гг. - начала XX века: Пятая и Шестая симфонии, балеты Глазунова, симфонии Танеева, оперы «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, Второй концерт и кантата «Весна» Рахманинова, симфонические произведения Скрябина. Сочинения революционных 1906-1907 гг.: Восьмая симфония Глазунова, Вторая симфония Рахманинова, «Поэма экстаза» Скрябина, опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Музыкальная жизнь на рубеже столетий протекает бурно, интенсивно. Расширяется деятельность Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В концертах общества исполнялась классическая музыка и произве-дения современных композиторов. В конце XIX в. Петербурге и Москве ор-ганизуется Филармоническое общество, пропагандировавшее симфониче-скую музыку. При нем было открыто Музыкально-драматическое училище, где учился певец Л. Собинов. Спектакли Мариинского театра не уступали спектаклям лучших зарубежных театров. В крупных городах России растет число концертных организаций и учебных заведений. Симфоническими кон-цертами дирижируют Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов.

В первые десятилетия XX в. расцветает исполнительское мастерство Скрябина, Рахманинова, Метнера, певцов Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой. Характерной чертой было включение в программы концертов музыки и других национальностей России. Этому способствовали организации студенческих хоровых и инструментальных ансамблей, создание специальных объединений деятелей культуры (Н. Лысенко, Я. Витол, А.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 112

 

Спендиаров, М. Чюрленис). В России гастролируют зарубежные музыканты - Р. Штраус, Г. Малер. К. Дебюсси. Успешное развитие русского национального искусства во многом обязано отечественным меценатам. В Москве создаются картинная галерея братьев Третьяковых, музей фарфора С. Морозова. Выдающимся музыкальным меценатом на рубеже столетий был богатый лесопромышленник М.П. Беляев. В его доме в Петербурге регулярно устраивались музыкальные вечера - «беляевские пятницы». Их постоянными участниками были Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов, Стасов. Беляев основал музыкальное издательство, учредил «Русские симфонические концерты». Имение мецената С.И. Мамонтова Абрамцево под Москвой стало творческой мастерской для братьев Васнецовых, Серова, Поленова, Нестерова, Левитана, Врубеля. С. Мамонтов организовал оперный театр - «Московскую частную русскую оперу». В его театре впервые были поставлены шесть опер Римского-Корсакова. «Открытием» Мамонтова стал певец Ф. Шаляпин. Частный оперный театр открыл в Москве С.И. Зимин. Одной из самых ярких личностей в русской культуре того времени стал С.П. Дягилев. Разносторонне образованный человек, в своей подвижнической деятельности охватил живопись, музыку, театр, балет. Он организовал журнал «Мир искусства», который выходил на средства Мамонтова и княгини Тенишевой. Вокруг журнала возникло объединение русских художников: Бакст, Бенуа, Васнецов, Врубель, Головин, Грабарь, Лансере, Левитан, Малявин, Нестеров, Поленов, Серов, Сомов. В 1905 г. Дягилев устраивает в Петербурге выставку портретов, созданных русскими художниками за 200 лет. С 1906 года он начинает многолетнюю пропаганду русского искусства за рубежом: организует в Париже выставки русской живописи, проводит циклы русских исторических концертов с участием Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Шаляпина, осуществляет оперные и балетные постановки. Созданная Дягилевым труппа «Русский балет» с триумфом выступала в течение многих лет на сценах театров Европы и Америки. М. Фокин, В. Нижинский, Т. Карсавина. Дягилев открыл талант еще никому не известного Стравинского. Заказав ему ряд балетов, он открыл композитору путь к мировой известности.

В эти годы зарождается и пролетарское искусство, музыка для масс на основе идей материализма и философии К. Маркса. В результате, возникает полярность общественных сил и типов мышления в России, формируется новое искусство. Характерны общие тенденции в эволюции музыкальных жанров. В опере усиливается тенденция к камерности, возникает жанр «малой оперы» (Римского-Корсакова, Кюи). Для симфонических жанров характерно сжатие музыкальной формы, перерождение многочастного симфонического цикла в одночастную поэму (Скрябин). Ярко проявляет себя идея синтеза в кантате и опере (Рахманинов). Одно из первых мест занимает фортепианный концерт (Рахманинов). В области вокальной камерной лирики развивается жанр «стихотворения с музыкой», возрастает интерес к камерно-вокальному и камерно-инструментальному циклу. Происходят

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 113

 

стилистические изменения в языке русской музыки: усложняются ладовые формы, усиливается значение ритма, тембра и полифонии.

В целом, в развитии искусства этого периода можно выделить три исторических звена: до революции 1905-1907 гг., после подавления революции в период расцвета декадентской эстетической мысли и идеалистической философии, и период 1913-1914 гг.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижер. Одна из центральных фигур эпохи, завершитель русской музыкальной классики конца XIX в. и, одновременно, музыкант XX в., сын «серебряного века». Отсюда исходит его приверженность к новаторским устремлениям, неподчинение радикализму, уважение к традициям.

Главная тема творчества Рахманинова - эпос. Вся его творческая и жиз-ненная философия проистекала из истин простых, но фундаментальных: смысл и назначение искусства состоят в раскрытии сокровенных глубин внутреннего мира человека. Его искусство проникнуто мощным нравственным принципом: искренность выше новизны, важна одухотворенная серьезность, творческая честность и принципиальность. Тонус его музыки ярко эмоционален: жажда духовного обновления, влюбленность в русскую природу, воспевание Руси молящейся и предчувствие трагедии. В творчестве с особой силой воплощена тема Родины. Романтический пафос сочетается с лирико-созерцательными настроениями, неистощимо мелодическое богатство и ритмическая энергия.

Творческое наследие композитора составляют: четыре фортепианных концерта, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, три симфонии, фантазия «Утес», поэма «Остров мертвых», «Симфонические танцы» для оркестра, кантата «Весна», поэма для хора и оркестра «Колокола», оперы «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», романсы.

Происходил из старинного дворянского рода с давними музыкальными традициями. Музыкальность проявилась рано (5 лет), после чего последовали занятия в подготовительных классах Петербургской консерватории (1882). В 1885 стал студентом Московской консерватории, где занимался в классе пианиста Н.С. Зверева и А.И. Зилоти, А. С. Аренского (композиция, инструментовка, гармония), С.И. Танеева (контрапункт строгого письма). Благодаря феноменальной одаренности окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и композиции (1891) с исполнением собственного Первого фортепианного концерта и дипломной одноактной оперой «Алеко» по поэме Пушкина «Цыгане». Юность была трудная и малообеспеченная. Чертами раннего стиля являются мелодизм, многоплановая красочная гармония, склонность к лирико-психологическим обобщениям. 1890-е гг. - время активного творчества: романсы «Не пой, красавица, при мне», «Островок», «Весенние воды», Первая симфония, симфоническая картина «Утес», Элегическое трио «Памяти великого художника». Нервный срыв после провальной премьеры Первой симфонии под управлением А.К. Глазунова (1895) привел к временному отходу от сочинения музыки.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 114

 

Рахманинов уходит в дирижерскую деятельность как оперный и симфонический дирижер: в 1897-1898 гг. работал в Московской частной опере Мамонтова, в 1904-1906 гг. был дирижером Большого театра, выступал в ансамбле с Ф.И. Шаляпиным. В эти годы началась его международная исполнительская карьера.

Начало XX в. и до 1917 г. - период духовного подъема и формирования его личности. Появляются Второй и Третий (1909) фортепианные концерты, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (1904), симфоническая поэма «Остров мертвых», поэма для симфонического оркестра, хора и солис-тов «Колокола». В 1917 г. происходит окончательный разрыв с Родиной, отъ-езд из революционной России воспринимался композитором как личная тра-гедия. С 1918 он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет он вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. Поздний период творчества - время мировой славы Рахманинова- виртуоза; сочинять он стал только во второй половине 1920-х гг. Произведения этих лет насыщены трагическим мироощущением, глубоким философским смыслом как отзвуки душевной драмы: Четвертая симфония, Вариации на тему Корелли для фортепиано, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфониче-ские танцы для оркестра. В годы Второй мировой войны Рахманинов дает благотворительные концерты для фонда обороны России.

Эволюция творчества композитора представлена тремя периодами: 1890 - 1900 гг., 1910 - нач. 1920-х гг. и середина 1920 - нач. 1940-х гг. В 1890-1900-е гг. Рахманинов был одним из лидеров художественного процесса, претворяя стиль позднеромантического западноевропейского искусства и русского «серебряного века». Высокого мнения о даровании Рахманинова был Чайковский, под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели (1893). Среди других произведений выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), Музыкальные моменты для фортепиано (6 пьес, 1896) и романсы «В молчаньи ночи тайной» на слова Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова Тютчева, Прелюдия до-диез минор для фортепиано (1893).

Подготовкой следующего этапа стало воплощение созерцательных, элегических, трагедийных состояний («Остров мертвых») и действенно- динамических, «весенних» мотивов (Музыкальный момент С-йиг ор. 16 № 6; Прелюдия В-йиг ор. 23 № 2; романс «Весенние воды», Второй фортепианный концерт, Соната для виолончели и фортепиано, кантата «Весна» на стихи Некрасова). Новая стилистика отразилась в языковых приметах и в общем плане. Другие крупные инструментальные опусы 1900-х гг. - Симфония № 2 (1907) и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1909).

Период 1910-нач. 1920-х был отмечен резким изменением общеисторической и художественной ситуации в России и затяжным творческим кризисом композитора. Рахманинов всегда выражал отрицательную реакцию на модерн и радикализм, придерживался традиций

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 115

 

русской музыки, увлекался созданием и публицистических вокальных монологов-проповедей («Воскрешение Лазаря», «Из Евангелия от Иоанна»). Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции: Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). Музыкальная драматургия произведений этих лет - своеобразная траектория драмы «рахманиновского» поколения: кантата «Колокола», Прелюдии ор. 32, Этюды-картины. Акцентированный динамизм музыки, импульсивная ритмика, диссонантность воспринимается как эмоциональное «охлаждение». К 1930-м гг., во время «зарубежного периода», происходит последний взлет творчества: создаются Концерт № 4 для фортепиано с оркестром, «Три русские песни» для хора и оркестра, Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1936), «Симфонические танцы» для оркестра (1940). Рахманинов ощущает свою востребованность. Стиль характеризуется поворотом к уравновешенности, к классическим принципам ясности и кристалличности. Поэтичность и эмоциональность оттеняются объективно-рациональным мироощущением, духом действенности и динамизма.

Рахманинов отрицательно относился к новым литературным течениям, однако у него присутствуют «символистские» произведения: симфоническая поэма «Остров мертвых» по картине А. Бѐклина, кантата «Колокола» на тек-сты Э. По в переводе К. Бальмонта, Шесть романсов ор. 38 на стихи поэтов- символистов (1916). Эти сочинения не являются логически обособленной группой. Обращаясь к символистским первоисточникам, Рахманинов выби-рал лишь те из них, которые по своей тематике были близки его художест-венной натуре. Трактовка образов и общая идейно-художественная направ-ленность переосмыслены и далеки от оригиналов.

Фортепианное творчество. Отдельная удивительная страница творческого облика Рахманинова - это его фортепианное искусство. Слава Рахманинова-пианиста была легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков Шопена, Шумана, Листа.

Рахманинов практически не использовал русский песенный фольклор, но сумел по-новому выразить тему любви к России. Композитор воплотил русский колорит через обращение к древнейшим пластам церковного знаменного пения. Помимо этого он часто передавал в музыке колокольные звучания, от переливов бубенцов и торжественного перезвона до тревожного набата (в кантате «Колокола»).

Рахманинов – композитор-лирик, раскрывающий явления жизни через свой душевный мир. Все черты его стиля выявились в фортепианном творчестве. Рахманинов был известен при жизни более как пианист, чем как композитор. Его пианистическая гениальность и уникальный пальцевой аппарат стали предпосылками для необычных творческих решений. Огромные руки с тонкими длинными пальцами давали возможность брать интервал дуодецимы (квинты через октаву) одной рукой, а также

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 116

 

обеспечивали способность играть виртуозные аккордовые пассажи и мн. др. В первые десятилетия ХХ в. композитор заинтересовался техническим достижением своего времени – фонографом Эдисона, одним из первых звукозаписывающих устройств. Благодаря записям на валиках фонографа, которые позже были переведены на более совершенные звуковые носители, мы имеем возможность услышать игру Рахманинова-пианиста.

Среди фортепианного наследия Рахманинова – ряд крупных сочинений. Это 4 фортепианных концерта (среди которых наиболее известен Второй), 2 сонаты, «Рапсодия на тему Паганини», 2 вариационных цикла (на тему до минорной прелюдии Шопена и на тему Корелли). Среди одночастных фортепианных сочинений композитора пьесы-фантазии, музыкальные моменты, этюды-картины (новый жанр, введѐнный в музыкальное искусство Рахманиновым), цикл прелюдий.

Всего Рахманиновым написано 24 прелюдии в 24-х тональностях, что совпадает с замыслом аналогичного цикла Шопена. Вместе с тем, создавались прелюдии не одновременно.

Прелюдия № 1 cis-moll (одна из самых известных) – относится к раннему периоду творчества (80–90-е годы XIX в.). Основной массив прелюдий (23 сочинения) был написан в центральный период творчества (1900 –1910-е гг.), но тоже в разные годы. На это указывает обозначение опусов – прелюдии сосредоточены в ор.23 (1901) и ор. 32 (1910).

Прелюдии охватывают все темы творчества. Они посвящены Родине, природе, воспоминаниям о музыкальном прошлом (временах Баха, классиков, музыки XVII в.), теме скорби и безысходности.

Как типично для музыки ХХ века, жанровые прообразы прелюдий не всегда однозначны. Например, прелюдия № 1 определяется как лирико-патетическая, но в ней есть черты колокольности и соборного хорового пения, которые сопоставлены с взволнованным монологом. В прелюдии № 3 (ор. 23 № 2) B-dur черты революционного этюда (знаменитого произведения Шопена) сочетаются с русской колокольностью. Прелюдия № 4 (ор. 23 № 3) d-moll представляет собой менуэт, переосмысленный в драматическом ключе (с чертами dans macabre – «танца смерти»). Прелюдия № 5 D-dur – русская песня с чертами баркаролы (музыки воды). Прелюдия № 8 напоминает баховскую токкату. Прелюдия № 21 – скорбную сицилиану. В прелюдии № 23 (ор. 32 № 12) gis-moll cлышится русская песня на фоне звона бубенцов. Произведение рисует картину русского зимнего пейзажа, бескрайнего заснеженного поля.

Особенности фортепианного стиля прелюдий связаны с техникой и стилем игры Рахманинова:

 Фактура (музыкальная ткань) чрезвычайно насыщенная, представляет собой мощные пласты аккордовых комплексов или мелодию, оплетѐнную подголосками, на фоне сложных мелодико-гармонических фигураций (или пассажей).

 

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 117

 

 

 Мелодии прелюдий часто диатоничны (бесполутоновы), напоминают протяжную русскую песню или городской романс (пример – прелюдия № 11).

 Гармония Рахманинова – новое достижение ХХ в. Он «автор» аккорда рахманиновской субдоминанты (субдоминантовый септаккорд с повышенной примой). Композитор широко использует все ресурсы романтической гармонии, в том числе эллипсисы (цепочки аккордов без разрешения) и др.

 Ритмическая сторона музыки Рахманинова связана с автономностью пластов музыкальной ткани, достигаемой при помощи особого ритмического оформления. Кроме того, композитор часто прибегает к явлениям полиритмии (2 на 3) и перемены метра (в прелюдии № 13 – смены 9/8 на 12/8).

 Широко использует динамику как выразительное средство (благодаря своим пианистическим возможностям Рахманинов мог варьировать динамические оттенки от fff до ppp).

 Тембр фортепиано композитор трактует во всем многообразии и, в соответствии с европейской традицией, наделяет инструмент оркестровым звучанием.

 

Наибольшей популярностью у пианистов пользуется Прелюдия № 6 g-moll (ор. 23 № 5). Считается, что в ней воплощены образы сурового рыцарского марша, а в средней части – образы природы, бурной полноводной реки. Единство прелюдии придаѐт ритмическая идея – последовательность 2 шестнадцатых, восьмая, которую композитор реализует как в крайних частях, так и в средней.

Прелюдии Рахманинова завершают традиции романтической фортепианной музыки в русской культуре. После Рахманинова такие композиторы как Стравинский, Прокофьев, Шостакович начали трактовать фортепиано как ударный инструмент. Цикл прелюдий стал прощанием с XIX венком, с романтическим миром фортепиано.

Камерно-вокальное творчество. Романсы Рахманинова волнуют своей страстной силой, непосредственностью чувства, покоряющей искренностью. Это лирическая исповедь композитора, в которой нашли выражение и свойственные его творчеству мятежные порывы, и неудержимый напор волевых жизнеутверждающих эмоций – рахманиновское «половодье чувств». Романсы композитора отражают и трагические настроения одиночества, и благоговейную любовь к природе.

Вокальный стиль композитора отличается протяжѐнностью, широтой и свободой мелодического дыхания, сочетанием плавной и пластичной кантилены с чуткой, всегда психологически оправданной декламацией. Вокальная мелодия является для композитора основным средством раскрытия лирико-психологического содержания и создания обобщѐнных музыкальных образов. Фортепианная партия романсов выполняет более значимую роль, чем просто аккомпанемент.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 118

 

Рахманиновым написано около 80 романсов (считая юношеские, не опубликованные при жизни композитора). Большинство их сочинено на тексты русских поэтов-лириков второй половины XIX и рубежа XX веков и всего лишь немногим более десятка - на слова поэтов первой половины XIX века: Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе и др. В нескольких романсах Рахманинова обнаруживается связь с народной песней и городской бытовой музыкой. К жанру русской лирической песни («песня-романс») Рахманинов обращается преимущественно в ранний период творчества, в 90-е годы. Примером может служить песня-романс «Полюбила я на печаль свою» (стихи Тараса Шевченко в переводе А. Н. Плещеева). По содержанию песня связана с темой рекрутчины, а по стилю и жанру - с народными плачами.

Особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает гениальный «Вокализ», написанный в 1915 году. Он примыкает к романсам композитора, в истоках своих связанных с русской песенностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, «бесконечный» характер еѐ развития. Глубоко русский характер музыки «Вокализа» подчѐркнут и гармоническими средствами: диатоникой;

плагальными оборотами, частыми параллелизмами в голосоведении.

Как своеобразное продолжение жанра «восточной песни», характерного для творчества русских композиторов первой половины XIX века и кучкистов, может рассматриваться романс «He пой, красавица, при мне» (слова А. С. Пушкина) - подлинный шедевр вокальной лирики Рахманинова 90-х годов. Однообразно повторяющееся «ля» в басу, хроматически нисходящее движение средних голосов с красочными сменами гармоний придают музыке вступления восточный колорит. В отличие от Глинки и Римского-Корсакова, обращавшихся к тому же стихотворению, Рахманинов придал ему страстно-патетическое звучание.

Великолепной пейзажной зарисовкой является романс «Сирень» на слова Е. Бекетовой. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально-живописных элементов. В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений, но и для воплощения бурных, страстных чувств. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

В таком стиле Рахманиновым написан романс «Весенние воды» (слова Ф.И. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, а также энергичные восходящие фразы. Блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего,

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 119

 

жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика.

Образ ночи неоднократно возникает в романсах Рахманинова. В романсе «Отрывок из Мюссе» (перевод А. Н. Апухтина) он связывается с состоянием гнетущего одиночества. Гамма выраженных в романсе чувств - это мучительная душевная боль и отчаяние, усиливаемые мраком и тишиной. Образ ночи возникает и в романсе «Ночь печальна» (слова И. А. Бунина). Впрочем, тема трагического одиночества получила здесь совсем иное воплощение. «Ночь печальна» - новая разновидность русской элегии. Элегичность сочетается здесь со сгущенно-сумрачным настроением, последовательное нагнетание трагического колорита со сдержанностью, подчѐркнутой неподвижностью.

В вокальных произведениях Рахманинова широко представлена драматическая тематика. Горькое сознание невозвратимости счастья и, несмотря ни на что, неудержимое стремление к нему, гневный протест против незаслуженного страдания и обездоленности - таковы настроения и мотивы драматических романсов Рахманинова. Большая часть их встречается среди романсных циклов 1900-x годов (соч. 21 и 26).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: