Тема 7. Белорусская музыка периода стилевого обновления

В 1960–1980-е гг. в белорусской музыке происходит процесс стилевого обновления и перехода к современным нормам музыкального языка, не ограниченным рамками музыкального языка социалистического реализма. Он сопровождается прогрессивными сдвигами в музыкальной жизни и уровнем высокой профессиональной зрелости композиторского творчества.

1960-е гг. - начало качественно нового периода развития белорусской музыки. Возникают и реализуются в творческой практике новые художественные идеи и музыкально-эстетические ориентиры, происходит активизация межкультурных и межнациональных связей. Это время начала творческой деятельности следующего поколения белорусских композиторов, стремящихся к расширению содержательной и композиционно-технологической сфер музыкального искусства (Е. Глебов, Г. Вагнер, Д. Смольский, Э. Тырманд и др.). Интенсивное развитие основных жанров национального музыкального искусства было связано с ситуацией

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 204

 

«стилевого перелома», изменения иерархии музыкальных жанров. Яркие стилевые изменения, свяязанные с проникновением в музыкальный язык белорусской музыки неоклассицизма, неофольклоризма и первых проявлений авангарда нашли проявление в жанре симфонии: в симфониях Л. Абелиовича, Е. Глебова, Г. Вагнера, Д. Смольского, А. Мдивани, Г. Вагнера, Ф. Пыталева.

Обновление коснулось всех музыкальных жанров. Особенно убедительные творческие успехи были достигнуты в жанре балета, в творчестве композиторов Г. Вагнера и особенно Е. Глебова. Достижения белорусской советской песни, свзанные с именами мастеров жанра В. Оловникова, И. Лученка, Ю. Семеняко, получали одобрение и награды на общесоветском уровне. У ряда композиторов (Д. Смольского, В. Войтика, А. Мдивани) выявились собственные жанровые приоритеты (преимущественно симфоническая музыка), сформировался яркий индивидуальный творческий почерк.

Лев Моисеевич Абелиович (1912 -.1985) – заслуженный деятель искусств Беларуси, композитор яркого драматического дарования. Основные его достижения сосредосточены в области лирико-философского симфонизма. Музыкальная драматургия его симфоний отличается конфликтностью, многоплановостью образного развития. Камерное творчество композитора отмечено перевесом интеллектуального начала, лаконизмом, яркой образностью. В его творчестве ведущая роль отведена теме Великой Отечественной войны (2 и 3 симфонии, фортепианный цикл «Фрески», баллады «Курганы», «Балада аб партызане‖, ―Ваенныя балады‖ для голоса и фортепиано на слова белорусских поэтов). В творческом багаже композитора симфонические, камерно-инструментальные и вокальные произведения.

Симфония №3 посвящена борьбе светлых сил со злом. Интонационно-заостренные темы становятся основой для динамического развития. Значительна роль монотематизма в 3-х частях цикла. Гуманистическая трактовка всенародной трагедии придаѐт произведению общечеловеческое звучание. Финал (Аллегро, сонатная форма) – носитель идейно-художественного содержания всего произведения. Тревожные интонации скрипок во вступлении, мужественно-энергичная главная партия становятся импульсом для дальнейшего развития. Побочная партия появляется в кульминации главной партии, подчѐркивая единство эмоционального строя главной и побочной партий. Особый динамизм трагических образов достигается в разработке и репризе. Композитор наделяет яркой драматургической ролью белорусскую народную песню «Перепѐлочка», которая переосмыслена в музыке 1 части и является «тихой» кульминацией в финале. Эпилог финала тесно связан с музыкой пролога симфонии.

Цикл фортепианных пьес «Фрески» раскывает трагические аспекты темы Великой Отечественной войны. Для цикла характерны концертный характер девятичастной композиции, контрастный принцип построения, чередование песенных, лирических, драматических и фантастических

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 205

 

образов. Лаконизм пьес, использование сложной диссонансной гармонии, тритоновых интонаций позволяют отнести музыку цикла к первым образцам белорусского авангарда. Программность (подзаголовки пьес «Беглец», «Шаги в ночи» и др.) и разнообразие фортепианной техники сделали цикл одним из любимых произведений в репертуаре пианистов.

Генрих Матусович Вагнер (1922 – 2000) – известный белорусский композитор ХХ в., автор опер, балетов, симфоний, концертов, произведений в других жанрах. Родился 2 июля 1922 г. в городе Жирардов недалеко от Варшавы в семье музыкантов. С шести лет обучался музыке. В 1933 г. поступил в Варшавский музыкальный институт имени С. Монюшко, а в 1936 г. – в Варшавскую консерваторию по классу фортепиано З. Джевецкого. В 1939 г. во время оккупации Польши гитлеровскими войсками бежал в Минск, где продолжил обучение в Белорусской государственной консерватории. Во время Великой Отечественной войны работал в Душанбе концертмейстером Таджикской государственной филармонии, с 1943 г. заведовал музыкальной частью фронтового театра. В военные годы впервые начал писать музыку («Колыбельная» на сл. В. Акубджанова, музыка к сатирическому фильму «Швейк против Гитлера», к театральным постановкам). В 1945 г. возвращается в Минск, в 1948 г. заканчивает БГК по классу фортепиано, в 1954 г. – по классу композиции А. Богатырѐва. С начала 1960-х гг. работал в должности доцента, позже – профессора кафедры музыки педагогического института им. М. Горького. Известность приходит к композитору после создания балета «Подставная невеста» и вокально-симфонической поэмы «Вечно живые». В поэме «Вечно живые» сумел воплотить трагедию военных событий и непобедимую силу духа белорусского народа. В 1970-е гг. создал вторую вокально-симфоническую поэму, посвящѐнную событиям войны – «Героям Бреста». В 1960-е гг. создаѐт второй балет «Свет и тени» по роману П. Бровки «Когда сливаются реки», в котором раскрывает тему борьбы с религиозным сектантством. Третий балет «После бала» был написан на сюжет одноименного рассказа Л. Толстого.

Характерная черта творчества – активное использование белорусского фольклора. В Первом фортепианном концерте 1964 г. национальные темы объединяются с современной музыкальной стилистикой. Автор музыки ко многим театральным постановкам, первой белорусской телеоперы «Ранак» (по мотивам поэмы А. Кулешова «Песня аб слаўным паходзе»), оперы «Тропою жизни» (по повести В. Быкова «Волчья стая»). В 1980-е гг. работал в жанре детской музыки – написал «Детский альбом» для фортепиано и сборник пьес «Юный скрипач».

Балетное творчество Г. Вагнера представлено балетами «Подставная невеста» (1958), «Свет и тени» (1962), «После бала» (1967).

«Подставная невеста» – лирико-комедийный балет, написанный на либретто белорусского драматурга Е. Романовича. Премьера состоялась 20 декабря 1958 г. на сцене Белорусского театра оперы и балета. Роль Насти исполняла народная артистка БССР Н. Давиденко. В балете показан быт провинциального городка Западной Белоруссии конца XIX в. Основной

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 206

 

конфликт произведения – противопоставление мира богатеев и мира простых тружеников.

Сюжетная линия балета проста. В I действии старый богатый пан Гонор-Гнюсевич, увидев на ярмарке молодую красавицу цветочницу Настю, решает жениться. У Насти есть жених – кузнец Андрей, и она решительно отказывает пану. Прислужники Гонор-Гнюсевича незаметно подкладывают часы пана в карман Андрея. Юношу обвиняют в краже и арестовывают. Во II акте на помощь влюблѐнным приходит местный батрак Матей – весѐлый и находчивый человек. Действие происходит на балу в доме пана. Гонор-Гнюсевич приглашает на бал Настю, и по совету Матея она соглашается, но с условием, что пан освободит Андрея. Освобождѐнный Андрей, увидев Настю на панском балу, сомневается в еѐ верности и, оскорбив девушку, уходит. В III действии Настя, посовещавшись с Матеем, делает вид, что согласна выйти замуж за пана. Во время свадьбы Матей «подставляет» пану вместо красавицы Насти неказистую панну Рузю, которая к тому же давно мечтала выйти замуж за пана. Обман разоблачается только после венчания, когда Гонор-Гнюсевич поднимает фату своей невесты. Тем временем Матей мирит влюблѐнных Настю и Андрея.

Представители простого народа – Настя, Андрей, Матей, охарактеризованы в балете интонациями белорусских песен и танцев. Тема Насти основана на народных попевках. В любовном дуэте с Андреем на ярмарке (Адажио) она звучит светло и спокойно. В диалоге с паном, когда девушка просит освободить Андрея, еѐ тема звучит драматически взволнованно, напряжѐнно. В финале балет эта тема приобретает празднично-лирический характер. Тема Андрея – широкая, эпического склада. Она также изменяется в зависимости от сценической ситуации. Партия Матея отличается народным колоритом. Она передаѐт мимику и жесты персонажа, его лукавство и весѐлый нрав. Добродушный юмор подчѐркнут грубоватым звучанием мелодии белорусской народной песни «Добры вечар» в низких голосах оркестра. Образ Матея раскрывается в массовых сценах: на ярмарке, в сцене фехтования (II акт), в сцене венчания.

Образ белорусского народа – крестьянских парней и девушек, – показан в балете с помощью лирических, танцевальных, хороводных и шуточных народных мелодий. В оркестровом вступлении к балету звучат 2 темы: шуточная «Ай, божа мой» и танцевальная «Журавель». В сцене ярмарки звучит белорусский народный танец «Крутуха», в финале балета – танец «Кола» и девичий «Карагод». Ярким номером является также «Белорусская полька». Польских панов характеризует танец «Оберек», бродячих цыган – цыганский танец «Лиле».

Отрицательные персонажи балета – пан Гонор-Гнюсевич, его управляющий, пани Ядвига, еѐ дочка Рузя, – охарактеризованы сатирическими танцами на балу у пана: полонезом, маршем (приезд и отъезд гостей), полькой («Танец тощей невесты»), вальсом («Большой вальс», «Танец толстой невесты»), кекуоком, танго.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 207

 

Жизнерадостная музыка балета «Подставная невеста», полная энергии и благородства, стала выражением жизнелюбия белорусского народ и важным вкладом в национальную хореографию.

«Свет и тени» – балет, разоблачающий мракобесие и фанатизм религиозных сектантов. «Свет» и «тени» – это образы комсомольской молодѐжи, дружбы между народами Литвы, Латвии и Беларуси, совместно строящими гидроэлектростанцию (основная тема романа П. Бровки) и образы мрачных фанатиков, страшной Женщины в чѐрном. Премьера состоялась в Минске в 1963 г., через год балет с успехом был показан в Москве.

По сюжету белорусский юноша Алесь, который участвует в строительстве электростанции на озере Дрисвяты, влюбляется в местную девушку Анежку. Анежка вместе с властным и фанатичным отцом посещает сборища сектантов, еѐ готовят в монашки. Под влиянием любви к Алесю Анежка хочет покинуть секту. Она вступает в конфликт с Женщиной в черном и со своим отцом, который за неповиновение готов еѐ убить. Девушку спасают прибежавшие на помощь Алесь и его друзья. В кругу молодѐжи Анежка обретает новую жизнь.

Образы «света» и «теней» представлены лейтмотивами. Лейттема «теней» мрачная, имеет нисходящее движение, содержит интонацию тритона. Тема «света» изложена аккордами, имеет восходящее направление.

Музыкальная характеристика Анежки основана на трепетной, нежной теме народного склада, которая к концу балета становится светлой и жизнеутверждающей. В образе Алеся звучат интонации романтической балетной музыки. Важную роль в балете играют два Адажио главных героев, драматизированное Адажио первого действия и жизнеутверждающее – в финале балета. Образ молодѐжи раскрыт при помощи многочисленных массовых танцев: молодежный, русский, латышский, белорусские хороводы.

Второй акт балета целиком посвящен образам сектантов и рисует оргию. Важнейшее значение во втором акте имеет танец Женщины в черном.

Балет «Свет и тени» стал первым белорусским балетом на современную тематику. Он отличается мелодическим богатством, эмоциональностью, яркой обрисовкой образов, симфонизацией музыкальной ткани.

Евгений Александрович Глебов (1929 – 2000) – белорусский композитор, классик ХХ в., автор двух опер («Твоя весна», «Мастер и Маргарита»), пяти балетов («Мечта», «Алььпийская баллада», «Избранница» /редакция «Курган»/, «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц»), 6 симфоний, фортепианной музыки («Фантастические танцы» и др.) и других произведений в различных жанрах.

Родился 10 сентября 1929 г. в городе Рославле Смоленской области в семье железнодорожника. Окончил Рославльский железнодорожный техникум, работал техником вагонного участка в Могилѐве. Участвовал в художественной самодеятельности, на одном из смотров исполнял по слуху на гитаре несколько пьес, привлекших внимание известного белорусского цимбалиста, профессора И. Жиновича. По его совету Е. Глебов, которого

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 208

 

ранее не приняли в музыкальное училище из-за незнания нот, смог учиться музыке в Белорусской государственной консерватории. В 1950 г. поступает в консерваторию в класс композиции А. Богатырѐва, а в 1951 г. создаѐт первое крупное сочинение – Фантазию для фортепиано с оркестром. Во время учебы пишет музыку к ряду спектаклей Театра юного зрителя («Чипполино», «Волшебная дудка» и др.). После окончания консерватории в 1956 г. преподает музыкально-теоретические дисциплины в Минском музыкальном училище, продолжает работу в театре. С 1971 г. до конца жизни вел класс композиции в БГК. Получил известность в Белоруссии и за рубежом как автор замечательных балетов. Создал ряд хореографических миниатюр: «Белорусская партизанская», «Мушкетѐры», «Хиросима» и др.

Известны его симфонии № 1 («Партизанская») и № 2, посвященная образу современника. Популярностью пользуются также «Полесская сюита» для симфонического оркестра, а также оратории «Колокола» и «Свяці, зара‖.

Разнообразны темы и образы балетов, созданных композитором. В «Мечте» он воплотил современную тему, создав рассказ о белорусской девушке, оказавшейся по воле судьбы в одной из латиноамериканских стран. Уклад буржуазного общества препятствует осуществлению ее мечты стать балериной, и только возвращение на родину позволяет мечте стать явью. Литературной основой балета «Альпийская баллада» стала одноименная повесть белорусского писателя В. Быкова. Балет «Избранница» стал продолжением национальной традиции фольклорных балетов, а основой его содержания стали несколько поэм Я. Купалы («Магіла льва‖, ―Сон на кургане‖, ―Драматычная поэма‖, ―Курган‖). Темой балета «Тиль Уленшпигель» стала борьба свободолюбивого нидерландского народа против деспотизма испанского короля Филиппа. В балете «Маленький принц», адажио из которого стало «визитной карточкой» белорусской музыки, сказка-притча французского писателя ХХ в. стала основой для рассуждений на вечную тему борьбы добра и зла, верности и предательства.

«Альпийская баллада» (1967) – лирико-драматический балет, написанный на либретто Р. Череховской на основе повести Быкова. Первый белорусский балет о событиях Великой отечественной войны. Премьера состоялась в 1967 г. на сцене Белорусского театра оперы и балета. Роль Джулии исполнила народная артистка БССР К. Малышева.

В балете рассказывается о побеге из фашистского концлагеря двух людей – советского солдата-белоруса Ивана и итальянской девушки Джулии. Их преследование фашистами, вспыхнувшая любовь и трагическая гибель – основное содержание балета. Конфликт произведения – в противопоставлении бездушной машины смерти (тема фашистов) и мира светлых человеческих чувств (образы главных героев).

Одноактный балет построен как чередование внутренне завершенных сцен. Композитор отказался от традиционных балетных форм (адажио, вариаций, дивертисментов, па-де-де и др.) 3 части балета «Побег», «Перевал», «Любовь» строятся по принципу драматического нагнетания: в первой картине происходить завязка (побег и встреча узников), во второй –

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 209

 

развитие действия (взаимоотношения героев и зарождение любви), в третьей – кульминация и развязка (торжество любви, гибель).

Иван и Джулия охарактеризованы в балете лирическими и песенно-танцевальными интонациями, инструментальные тембры, которые их показывают – чаще всего струнные (тепло, человечность). Фашисты охарактеризованы зловещим маршем, который начинается угрожающим звучанием ударных инструментов, а основной тембр фашистов – низкие медные духовые инструменты.

Композитор отказался от внешних деталей действия, сосредоточив внимание на раскрытии драматических ситуаций и внутреннего мира героев. Благодаря такой целенаправленности музыка балета схожа с симфонией. Этому способствует система лейтмотивов. У главного героя Ивана 3 лейттемы. Ведущая из них – сурово-драматическая тема с секундовыми интонациями, рисующая его страдания в фашистской неволе. Далее эта тема изменяется, звучит в сочетании с лейтмотивом побега и с темой фашистского марша. Вторая тема Ивана решительная и динамичная, раскрывает его мужественные черты. Третья тема героя – песенная, с оттенком печали и тревоги, олицетворяет любовь Ивана к родине.

Сквозной лейтмотив Джулии – итальянский танец тарантелла, который характеризует юность и веселый нрав девушки. Колыбельная песня – вторая характеристика героини, – показывает отчаяние героини в тот момент, когда у нее не остается сил идти. Есть в балет и лейттема любви Ивана и Джулии.

Новаторскими чертами музыки балета стали: в мелодике – сочетание мелодий широкого дыхания, построенных на оборотах белорусского, русского и итальянского фольклора, и изломанных интонаций, типичных для инструментальных тем гротескного плана; в гармонии – применение аккордов нетерцовой структуры (квартаккордов) и аккордов с побочными тонами; в области формы – использование полифонических приемов письма (вариаций на бассо остинато, контрастной и имитационной полифонии); в оркестровом письме – применение электроинструмента ионики и тембра женского хора (в Колыбельной Джулии из 2 картины).

Балет стал высочайшим достижением национальной балетной музыки и долгие годы не сходил со сцены.

«Тиль Уленшпигель» (1974) – кульминация балетного творчества Глебова. Премьера состоялась в Минске в канун 1975 г., а через несколько лет балет с успехом прошел на сцене Хельсинки (Финляндия). Существует редакция балета с либретто В. Елизарьева (1977).

Композитор и либреттист О. Дадишкилиани создали балет по мотивам романа бельгийского писателя Шарля Анри де Костера «Легенда об Уленшпигеле». В основе балета – рассказ о жизни нидерландского народа в XVI в., когда Фландрия (одна из богатых областей Нидерландов, родина главного героя) была порабощена страной жестокой инквизиции Испанией, во главе которой стоял фанатичный король Филипп II. В центре произведения образ легендарного народного героя, весельчака и проказника Тиля Уленшпигеля, одного из гѐзов (героев народно-освободительной войны,

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 210

 

чье самоназвание происходило от слова гѐз, т.е. «нищий»). Смелый и отважный, своими дерзкими проделками он мстит испанским завоевателям за горе и слѐзы своего народа, за гибель отца. Среди положительных образов балета – возлюбленная Тиля Неле, мать героя Сооткин, его отец Клаас, друг Тиля акробат Ламме.

Народу Фландрии и его лучшим представителям противостоят отрицательные персонажи – король Филипп, его приближенные, представители инквизиции и Рыбник Йост, доносчик и предатель. Конфликт сил добра и зла, жизнелюбия и жестокости композитор выявил через противопоставление тем Тиля и Филиппа (номера «Рождение Тиля» и «Рождение Филиппа»). Главный лейтмотив Тиля (основная тема балета) – задорная фанфарная тема трубы, передающая и мужество, и бесшабашную отвагу героя. Второй лейтмотив героя построен на интонациях старинной нидерландской песни (специально для балета по просьбе композитора ему прислали из Нидерландов 16 записей подлинных народных песен). В характеристику Тиля входят также темы колокольных звонов и тема любви.

Музыка испанских завоевателей и короля Филиппа связана с ритмом сарабанды. В ней звучат резкие диссонансы (используются аккорды-кл а стеры, в которых терцовые промежутки заполнены другими ступенями, что создаѐт эффект «грязного» звучания), «механистические» монотонные ритмы. Лейтмотив Филиппа звучит подчеркнуто холодно в низком регистре оркестра и напоминает средневековый церковный хорал.

В балете есть жанровые народно-бытовые сцены. Это праздник осеннего дня (начало и конец I действия). Это колоритная сцена, в которой в вихре танцев кружатся парни и девушки, танцуют трубочисты, на пламени жарятся колбасы и окорока, рекой льется вино. Во II действии есть сцена в таверне, где собираются гѐзы. В III действии в лагере гѐзов девушки стараются развеселить боевых друзей. При создании этих сцен композитор использовал народные бельгийские и фламандские песни XV – XVIII вв.

Ряд сцен балета характерен для традиционной балетной драматургии. Это лирическое Адажио Тиля и Неле из I действия, танцы («Танец Тиля», «Жига», «Сарабанда»), развернутые массовые сцены «Праздник святого Мартина» и «Гѐзы».

Симфоническое развитие в балете осуществляется за счет развитой системы лейтмотивов: лейтмотивы есть у не только у Тиля и Филиппа, но и у Неле, Сооткин (строится на лирическом напеве фламандской народной песни). Есть также лейтмотив Фландрии и «пепла Клааса».

Балет «Тиль Уленшпигель», пронизанный идеями свободолюбия и гуманизма, стал важным вкладом в историю белорусского балета ХХ в.

Дмитрий Брониславович Смольский (род. 1937) – народный артист Беларуси, глубоко своеобразный композитор, охвативший в своѐм творчестве все жанры. Выразителен музыкальный язык композитора, включающий народную песенность, бытовую музыку и утончѐнно индивидуальные инструментальные интонации. Симфоническое (симфонии, увертюры), камерно-инструментальное (струнный квартет, сонаты, вариации) творчество

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 211

 

обозначено интенсивным синтезом мелодических, гармонических, тембровых средств. Наиболее значительные сочинения – оратории «Моя Родина», «Поэт», оперы «Сiвая легенда», «Францыск Скарына» - выявляют глубоко оправданную близость образного языка к народному творчеству. Жанру инструментального концерта (концерты для цимбал, фортепиано, концертино для скрипки, виолончели) характерны динамика развития мысли, смысловая насыщенность сольных партий. Утончѐнным психологизмом, экспрессией отличаются камерная оратория «Песни Хиросимы», сюита «Игра света». Многие особенности, типичные для камерно-инструментальной лирики Смольского, сконцентрированы в вокальных циклах на стихи белорусских поэтов. Высокая гражданственность отличает многие песни композитора. В своѐм многожанровом творчестве композитор смело и творчески использует национальные элементы и новые композиторские средства: додекафонию, алеаторику и сонористику. Разнообразна тематика и образный мир, философская глубина содержания лучших его произведений.

Второй концерт для цимбал и камерного оркестра ля-минор посвящѐн народному артисту СССР И. Жиновичу. Контрастный принцип драматургии концерта при единстве тематического материала придаѐт произведению логичность и целенаправленность развития. Вступительный раздел носит название «прелюдия». 1 часть концерта стремительная, активная, жизнеутверждающая, 2-я – в свободной поэмной форме, в характере реквиема. В постлюдии концерта утверждается оптимистическое начало.

Оратория «Мая Радзіма‖ (на стихи белорусских поэтов) посвящена историческому прошлому страны. Патриотическая направленность произведения демонстрирует связь с традициями этого жанра в белорусской музыке. В произведении 9 частей: ―Мая мова‖, ―Я песню прызнання табе складаў‖, ―Дзе б ні быў я‖, ―Скрыпка і бубен‖, ―Люблю зямлю‖, ―Рэквіем‖, ―Мы выцярпелі многа‖, ―Ой, крушына, крушына‖, ―Не толькі таму ўзяў я гэту мову‖. Образы оратории разнообразны: драматические (3 часть), печальные (6), пасторальные (5), лирические (8), жанрово-бытовые (4). Важна роль чтеца и оркестра. Оркестровая партия обогащена современной техникой письма. В произведении использованы белорусские народные песни ―Ой, хацела ж мяне маці‖ (6 часть), ―Ой, крушына, крушына‖(8). Близки к народным интонациям темы 4 и 7 частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: