Историческая справка на город Ишимбай

 

Начала двадцатого столетия полным полно важнейших событий государственного масштаба. Прежде чем приступить к факту индустриализации рассматриваемых поселков, автор предлагает несколькими штрихами обозначить природный фон, на котором эти действия разворачивались. Будет нелишним произвести беглый обзор административного устройства и природных условий местности в преддверии возникновения промышленного бума,

Нынешние города Ишимбай и Салават построены на оригинальном месте. Они возникли в междуречье меж реками Белая и Сухайля, на границе Стерлитамакского, Мелеузовского и Ишимбайского районов. Земли исторически относятся к башкирскому роду «Юрматы». Юридически они принадлежали колхозам: «Башкортостан», «Салават», имени «Карла Маркса», «Красный герой», «Просвет» и «Яна аул». История всюду вносит свои поправки. Сегодня кануло в лету изобретение коммунистов «колхозы». Часть сельского населения оказалась поглощена городами, остальная часть продолжает заниматься земледелием, только уже в других общественно-экономических формациях.

А привольные места эти испокон веков были заселены довольно плотно и многонационально. На побережье реки Агидель, между будущими городами Ишимбай и Салават некогда благополучно существовали деревни: Ишимбаево, Нижне-Буранчино, Юрматы, Ирек, Кызыл Аул, Кызыл Батыр, Артель Куч, Мусино, Кудакаево, Юпитер, Марс, Венера, Сабашево.

Вдоль побережья реки Сухайля протянулась своя цепь деревень: Сухаревка, Васильевка, Дарьевка, Хлебодаровка.

Между ними петлился древний оренбургский, или «Екатерининский» тракт, на котором процветали деревни: Кантюковка, Аллагуват и Карлыкуль. Сегодня их нет.

Доколе интересующие нас поселки на заключительной стадии биографии находились в административном подчинении города Ишимбая, с него и начнем повествование.

Нефть… черное золото… национальное богатство… стратегическое сырье… Каких только лестных эпитетов не изобрели для темной органической жидкости. Миллионы людей её ищут, добывают, перерабатывают, продают. Ишимбаю, как первооткрывателю башкирской нефти, посвящено множество страниц исследовательской и документальной литературы. Наши скромные сведения заимствованы из справочника «История сел и деревень Башкортостана» под авторством Асфандиярова А.З. Уфа. Башкнигоиздат. 1991г.

«Город нефтяников и машиностроителей Ишимбай известен как деревня с 1815 года. Тогда деревня насчитывала всего один двор! с 13 жителями. По X ревизии в ней имелось 18 дворов с 50 мужчинами и 45 женщинами. Кстати, для сравнения - 298 человек и 59 домов показала перепись 1920 года.

Первопоселенец деревни – Ишимбай Акбердин (1770-1831). Его дети – Мухаметьян (1797-1834), Салимьян (1806), Исмагил (1815), Вильдан (1808), Аюп (1813), Исхак (1828), Мухаметгали (1828 года рождения). Имел Акбердин и двух дочерей. В середине прошлого века (имеется в виду век девятнадцатый. Прим. авт.) 7 женатых братьев составляли один двор из 36 человек.

В 1839 году единственный двор в деревне из 28 человек имел 105 лошадей, 79 коров, 20 овец, 105 коз и 24 улья. Они посеяли 48 пудов ярового хлеба. На каждого члена семьи приходилось по 12 пудов ярового хлеба (пшеничного. Прим. авт.) Цифры показывают, что Ишимбай Акбердин и его дети были зажиточными крестьянами, чиновниками юртового и кантонного управлений. Деревня из одного двора имела все атрибуты власти – деревенского начальника, юртового десятника с административно-полицейскими функциями».

Увлекательную легенду о старом охотнике Ишимбае и «черном золоте» города Ишимбая поведал современникам известный салаватский журналист Алексей Пучкин. С некоторыми сокращениями с удовольствием доводим её до читателя.

«…В далекую пору, в широкой ковыльной степи, окруженной невысокими холмами, на самом берегу реки Белой ютился башкирский аул. Далеко он был от больших городов. До них джигит за день не доскачет, беркут не долетит.

И жил в том ауле охотник Ишимбай. Все богатство у старика – ровесница шомполка да колчан со стрелами. Дома бабай не сидел. Даже зимой, когда разгуляется в степи снежный акман-тукман, Ишимбай-бабай в пути - идет по свежему следу зверя. Летом у старика тоже заботы. Пожалуются кочевники на серых разбойников – охотник тотчас собирается в путь…

Искал как-то Ишимбай логово волчицы, да забрел в глубокий овраг, поросший кустарником и бурьяном. И увидел он тут чудо, которого за долгий век свой не встречал: течет из-под берегов оврага черная вода! Течет прямо в речку Белую.

Удивился своей находке Ишимбай. Взял ту жидкость на ладонь, растер, понюхал. И решил: «Надо в аул взять, показать народу». И хоть жаль было своего голосистого рожка, наполнил его Ишимбай вязкой жидкостью, переливающейся всеми цветами радуги.

Окружили охотника жители аула. Находке его удивляются. А Ишимбай все твердит:

- Чувствует мое сердце – дорогая будет моя находка. Золота будет стоить!

Молодые джигиты сомневаются, чешут затылки, а старики кивают:

- Ишимбай знает много, а говорит мало. Но если сказал он, - правда будет. Землю копать надо, может клад найдем.

И пошли с тех пор окрест рассказы о находке старика Ишимбая, одни удивительнее другого. Одни утверждали, что бросили однажды в Белую горящую головешку, и запылала вода реки. Другие рассказывали о ямщиках, которые не раз брали из какой-то ямы пахучую жидкость и смазывали ею оси карет.

Когда Советская власть пришла в степной башкирский край, внукам старика Ишимбая братскую руку подали ученые Москвы. Сказывают, академик Губкин докладывал потом самому Ленину, что земля башкирская несметные богатства таит.

Пришли в аул Ишимбай геологи. Заложили скважину, и ударил из неё мощный фонтан нефти! Да, не обмануло сердце старого Ишимбая, что найденная им нефть – будущее богатство его родины. Не забыли старика и благодарные внуки. Его именем город назвали…».

Легенда не быль, и она имеет право расходиться с реальной действительностью. Сотник Ишимбай не был старым охотником. Он вообще жил недолго с 1771 по 1831годы, а когда основал деревню, находился в самом расцвете сил - в возрасте 41- 45 лет. Свои рассуждения о сотнике Ишимбае Акбердине, его большом семействе и многочисленных потомках довольно детально отобразил Минигали Якупов в недавно вышедшем труде «Ишимбай…». Уфа. ГУП «ГРИ «Башкортостан». 2005 год. Нам остается лишь пояснить, что располагалась деревня Ишимбаево на левом берегу реки Агидель (Белая) и ныне существует под именем «Старо-Ишимбаево». Осталось в ней на сегодня всего-то две улицы: Гоголя и Ворошилова. И вот ведь как оборачивается действительность: несмотря на всемирную известность, к сожалению, деревня эта по сей день не благоустроена, и плохо вписывается в современный промышленный пейзаж.

Коль скоро под рукой находится столь правдивый источник, познакомимся еще с одним из близких аулов, который будет иметь непосредственное отношение к нашему повествованию.

На правом берегу в черте современного города находится селение Кусяпкулово. Продолжая развивать сведения из «Истории сел и деревень…», приведем из них несколько фактов именно об этом соседствующем с городом поселении. Кусяпкулово мы отметим – как центр Азнаевской волости, который впоследствии вольется в будущий город.

«Ревизия 1795 года показала деревню Кусяпкулово 45 дворной, с населением 220 человек. Академик И.И. Лепехин, путешествуя по Уралу, побывал в этой деревне в 1770 году, как раз в тот момент, когда её жители готовились на кочевку. Он отмечает, что у людей наблюдалось какое-то «приподнятое настроение».

В горе Кызылъяр близь деревни Кусяпкулово И.И. Лепехин открыл в пластах каменного угля источники нефти.

VII ревизия 1816 года отметила две деревни: в Верхнекусяпкулове в 1834 году был 41 двор (276 человек), в Нижнекусяпкулове – 18 дворов (140 человек). В середине XIX века в первой проживали 282, во второй – 223 человека. 1920 год показал деревню Кусяпкулово со 165 дворами и 721 жителем как центр Азнаевской волости. Теперь на карте района её не найти – по-видимому, оказалась в черте города Ишимбая.

Первопоселенцем был старшина Юрматынской волости пугачевец Кусяпкул Азятаев. В Верхнекусяпкулово жили его сыновья: старшина юрты Уметбай (1764 -1831), походный старшина Ишбулды (1768-1819), зауряд-есаул Ишкиня (1784-1831), Мирас, с 1788 года, Киньябула, 1797 года рождения. Назовем долгожителя Алимгула Илсикеева, жившего в 1729-1815 годах. Его дети – Кусяпкул, Имангул и Баим. Жители занимались скотоводством, пчеловодством, земледелием. В 1839 году в обеих деревнях на 65 дворов с 417 сельчанами приходилось 824 лошади, 412 коров, 125 овец, 214 ульев. На всех было засеяно 520 пудов озимого и 2008 пудов ярового хлеба. Действовала водяная мельница. В 1920 году при деревне было три мельницы: у двух русских – братьев Черепановых и мордвина Алексеева. На продажу делали телеги и сани».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: