В средневековом обществе дискуссия о культуре сосредотачивается прежде
всего на его религиозных верованиях и институтах. В истории Киевской Руси
мы наблюдаем две отдельные религиозные, а следовательно культурные
эпохи. До 988 года средством удовлетворения духовных потребностей
восточных славян был анимизм – обожествление сил природы, поклонение
духам предков. Наивысшим божеством в языческом пантеоне считался
Перун – бог грома и молнии. К другим важным божествам принадлежали
Дажбог и Сварог – боги воздуха и солнца, дарители земных благ, Род и
Роженица – боги плодородия. Кроме того, объектами поклонения считались
сотни духов рек, лесов и предков, им приносили в жертву животных, а
иногда и людей. Восточные славяне не возводили своим богам
величественных храмов и не имели сложной духовной иерархии, что
объясняет слабое сопротивление христианству. С приходом новой религии
верования предков не исчезли бесследно (празднование прихода весны). С
|
|
принятием христианства в Киевской Руси распространилась новая,
утонченная и сложно организованная религия. В 1037 году была образована
Русская митрополия, в состав которой вошло 8 епископств, позже их
количество увеличилось до 16. Десять из них находилось на наших землях.
Многие епископы были византийцами. Они везли с собой свое окружение:
писарей, помощников, мастеров, превращая епископства в центры
распространения византийской культуры. Духовенство делилось на «белое»,
приходское, которое не давало обет целибата и «черное» - монахи, из среды
которых избирались высокие духовные иерархи. Избегая мирских грехов и
искушений, монахи уединялись, их считали цветом верующих, а их
монастыри были центрами христианской науки и образования. В 13 веке в
Киевской Руси существовало 50 монастырей, из них 17 – в самом Киеве.
Церковь оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. В
византийской церкви хорошо понимали, что высокое искусство, обращенное
к людским эмоциям, часто куда эффективнее усиливало веру, чем
богословие, которое апеллировало к рассудку. Сооружение храма Софии
Киевской в 1037 в годы княжения Ярослава Мудрого. Цветная мозаика,
фрески, иконы. После 988 года начинает использоваться письмо, основанное
на алфавите, который создали Кирилл и Мефодий – греки, что
распространяли христианство среди славян. В отличие от Рима,
использовавшего для богослужения только латынь, Константинополь
|
|
соглашался на использование верующими своих собственных языков, в
нашем случае, старославянского языка, который распространился со
временем и на светскую литературу, которая становилась все более богатой и
разнообразной. Закономерно, что большинство образцов этой литературы
имели религиозный характер. «Патерик» - описание жития святых,
написанный монахами Киево – Печерской лавры, проповеди и гимны св.
Кирилла Туровского, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона
1052, в котором он подчеркивает роль князя Владимира в принятии новой
веры. Ранние киевские летописи, созданные преимущественно монахами,
пронизаны христианским мироощущением, характеризуются реализмом и
подробностями. В них отраженны главные проблемы дня – княжеские споры,
борьба с кочевниками, детали отдельных событий. Наиболее известной из
них является «Повесть временных лет», написанная монахами Нестором и
Сильвестром в 1113- 1116 годах. Заслуживает внимания трогательное,
полное глубоких размышлений «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о
полку Игоревым», анонимного автора (1185 - 1187), принадлежавшего к
княжескому двору - повесть о неудачном походе на кочевников мелкого
русского князя, проникнута страстным призывом к враждующим русским
князьям объединиться ради общего блага. Но, следует отметить, что
письменные источники оставались недоступными для не владевшего
письмом населения Киевской Руси. Сокровищницей народной мудрости и
творческого духа для большинства населения служили песни, пословицы,
загадки, сказки, былины, в которых рассказывалось о подвигах популярных в
народе Илье Муромце крестьянском сыне, о смышленом сыне священника
Алёше Поповиче и сыне боярина Добрине Никитиче. Не подлежит
сомнению, что представители знати получали образование. В летописи
сообщается, что в 988 году князь Владимир приказал отдать в учение
боярских детей, а его сын Ярослав создал в Новгороде школу для 300
мальчиков аристократического происхождения. В 1037 году на территории
Св. Софии находилась школа и библиотека, своя библиотека была при Киево
– Печерской лавре, некоторые ее монахи славились своею образованностью.
Большим книголюбом был Ярослав Мудрый, его сын Всеволод владел пятью
языками, грамотной была и его дочь Анна, которая стала в последствии
королевой Франции и разительно отличалась своей образованностью от
женщин французского королевского двора. Некоторые ученые считают, что
найденный алфавит на бересте для школьников в Новгороде и настенные
надписи в Св. Софии свидетельствуют о доступности образования для
нижних слоёв населения. Споры относительно наследия Киевской Руси
свидетельствуют о том, как тесно переплелись в историографии Киевской
поры политические, идеологические и научные вопросы.