Культура Киевской Руси

 

В средневековом обществе дискуссия о культуре сосредотачивается прежде

 

всего на его религиозных верованиях и институтах. В истории Киевской Руси

 

мы наблюдаем две отдельные религиозные, а следовательно культурные

 

эпохи. До 988 года средством удовлетворения духовных потребностей

 

восточных славян был анимизм – обожествление сил природы, поклонение

 

духам предков. Наивысшим божеством в языческом пантеоне считался

 

Перун – бог грома и молнии. К другим важным божествам принадлежали

 

Дажбог и Сварог – боги воздуха и солнца, дарители земных благ, Род и

 

Роженица – боги плодородия. Кроме того, объектами поклонения считались

 

сотни духов рек, лесов и предков, им приносили в жертву животных, а

 

иногда и людей. Восточные славяне не возводили своим богам

 

величественных храмов и не имели сложной духовной иерархии, что

 

объясняет слабое сопротивление христианству. С приходом новой религии

 

верования предков не исчезли бесследно (празднование прихода весны). С

 

принятием христианства в Киевской Руси распространилась новая,

 

утонченная и сложно организованная религия. В 1037 году была образована

 

Русская митрополия, в состав которой вошло 8 епископств, позже их

 

количество увеличилось до 16. Десять из них находилось на наших землях.

 

Многие епископы были византийцами. Они везли с собой свое окружение:

 

писарей, помощников, мастеров, превращая епископства в центры

 

распространения византийской культуры. Духовенство делилось на «белое»,

 

приходское, которое не давало обет целибата и «черное» - монахи, из среды

 

которых избирались высокие духовные иерархи. Избегая мирских грехов и

 

искушений, монахи уединялись, их считали цветом верующих, а их

 

монастыри были центрами христианской науки и образования. В 13 веке в

 

Киевской Руси существовало 50 монастырей, из них 17 – в самом Киеве.

 

Церковь оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. В

 

византийской церкви хорошо понимали, что высокое искусство, обращенное

 

к людским эмоциям, часто куда эффективнее усиливало веру, чем

 

богословие, которое апеллировало к рассудку. Сооружение храма Софии

 

Киевской в 1037 в годы княжения Ярослава Мудрого. Цветная мозаика,

 

фрески, иконы. После 988 года начинает использоваться письмо, основанное

 

на алфавите, который создали Кирилл и Мефодий – греки, что

 

распространяли христианство среди славян. В отличие от Рима,

 

использовавшего для богослужения только латынь, Константинополь

 

соглашался на использование верующими своих собственных языков, в

 

нашем случае, старославянского языка, который распространился со

 

временем и на светскую литературу, которая становилась все более богатой и

 

разнообразной. Закономерно, что большинство образцов этой литературы

 

имели религиозный характер. «Патерик» - описание жития святых,

 

написанный монахами Киево – Печерской лавры, проповеди и гимны св.

 

Кирилла Туровского, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона

 

1052, в котором он подчеркивает роль князя Владимира в принятии новой

 

веры. Ранние киевские летописи, созданные преимущественно монахами,

 

пронизаны христианским мироощущением, характеризуются реализмом и

 

подробностями. В них отраженны главные проблемы дня – княжеские споры,

 

борьба с кочевниками, детали отдельных событий. Наиболее известной из

 

них является «Повесть временных лет», написанная монахами Нестором и

 

Сильвестром в 1113- 1116 годах. Заслуживает внимания трогательное,

 

полное глубоких размышлений «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о

 

полку Игоревым», анонимного автора (1185 - 1187), принадлежавшего к

 

княжескому двору - повесть о неудачном походе на кочевников мелкого

 

русского князя, проникнута страстным призывом к враждующим русским

 

князьям объединиться ради общего блага. Но, следует отметить, что

 

письменные источники оставались недоступными для не владевшего

 

письмом населения Киевской Руси. Сокровищницей народной мудрости и

 

творческого духа для большинства населения служили песни, пословицы,

 

загадки, сказки, былины, в которых рассказывалось о подвигах популярных в

 

народе Илье Муромце крестьянском сыне, о смышленом сыне священника

 

Алёше Поповиче и сыне боярина Добрине Никитиче. Не подлежит

 

сомнению, что представители знати получали образование. В летописи

 

сообщается, что в 988 году князь Владимир приказал отдать в учение

 

боярских детей, а его сын Ярослав создал в Новгороде школу для 300

 

мальчиков аристократического происхождения. В 1037 году на территории

 

Св. Софии находилась школа и библиотека, своя библиотека была при Киево

 

– Печерской лавре, некоторые ее монахи славились своею образованностью.

 

Большим книголюбом был Ярослав Мудрый, его сын Всеволод владел пятью

языками, грамотной была и его дочь Анна, которая стала в последствии

 

королевой Франции и разительно отличалась своей образованностью от

 

женщин французского королевского двора. Некоторые ученые считают, что

 

найденный алфавит на бересте для школьников в Новгороде и настенные

 

надписи в Св. Софии свидетельствуют о доступности образования для

 

нижних слоёв населения. Споры относительно наследия Киевской Руси

 

свидетельствуют о том, как тесно переплелись в историографии Киевской

 

поры политические, идеологические и научные вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: