Челябинской агломерации

Архитектурно-планировочная эволюция территории Челябинской агломерации проходила на протяжении менее чем трех столетий и может быть представлена несколькими характерными периодами, каждому из которых свойственна собственная идеология формирования планировочной структуры, как отдельных частей, так и агломерации в целом.

Нулевой этап. В первой четверти XVIII в. начинается освоение территории в долине р. Миасс и на прилегающих озерах. Его формой стало создание оборонительной системы крепостей на важных транспортных направлениях. Крепости – Челябинская, Миасская, Еткульская – входили в Исетскую линию и были построены как укрепленные перевалочные пункты на путях снабжения. Планировочная структура населенных пунктов была ориентирована по направлениям проходящих через них транзитных путей. Основой каркаса расселения на территории служили природные оси – по рекам и береговым линиям озер, и антропогенные оси – транзитные транспортные направления. На пересечении осей сформированные узлы каркаса становились благоприятным местом для создания и развития новых населенных мест.

Первый этап – протоагломерация. Челябинск, потеряв значение опорного оборонительного пункта, стал уездным городом и получил активное развитие благодаря нахождению на перекрестке торговых путей. Укреплялись транспортные связи в направлениях на Екатеринбург, Курган, Троицк, а также из расположенной западнее горнозаводской зоны. Вблизи Челябинска на этих путях в радиусе 25-30 км стали активно развиваться села – Долгодеревенское, Миасское, Еткуль, Коркино. Таким образом начала формироваться звездчатая структура агломерации с центром в Челябинске. Территория Челябинской агломерации получила мощный толчок в развитии благодаря строительству в конце XIX в. Самаро-Златоустовской железной дороги, части будущей Транссибирской магистрали. Расположение основного транспортного узла и вокзала в Челябинске закрепило за городом статус ядра моноцентрической агломерации.

Второй этап. После революции 1917 г., Гражданской войны и смены политического режима, в конце 1920 – начале 1930-х гг., государством был выбран курс на индустриализацию и коллективизацию. Появляются районные сельскохозяйственные и административные центры, что придает развитие селам – Миасское, Еткуль, Долгодеревенское, Аргаяш, в том числе и благодаря расположению на транзитных транспортных путях. С 1930-х гг. регион стал площадкой по воплощению плана индустриализации страны, с чем связано активное строительство промышленных предприятий в Челябинске, рядом с которыми формировалась жилая застройка «соцгородов».

В связи с началом добычи бурого угля в окрестностях Челябинска получают развитие рабочие поселки шахтеров на месте бывших деревень – Вахрушево, Бажово, Старокамышинск и пр. Формируются города-спутники Челябинска – Копейск с сетью шахтных разработок, Коркино и Еманжелинск с добычей угля открытым способом через разрезы.

Строятся новые ветки железных дорог, в том числе и производственного назначения, – северная, для объединения металлургических предприятий, и восточная, вдоль угледобывающих шахт и разрезов. Возникают агломерации второго порядка, основанные на единстве промышленного производства.

Третий этап. С конца 1950-х гг. градостроительная политика вновь претерпевает изменения. Обозначен курс на массовое жилое строительство, рост промышленных и развитие новых наукоемких предприятий. Возникает новая планировочная единица – микрорайон, для которого характерно более компактное по сравнению с «соцгородом» размещение объектов социального обслуживания населения. Формируются ансамбли общественных центров и система городского озеленения, основанная на непрерывности зеленых коридоров и связи главных парков и скверов. В результате роста населения и увеличения производственных мощностей появляется потребность в обеспечении водой – с юго-запада от Челябинска начинается строительство Шершневского водохранилища. Активное изменение природного ландшафта и увеличение количества загрязнений привели к образованию буферной зоны между ядром агломерации и агломерациями второго порядка.

Являясь резервной территорией для роста городов, она превратилась в зону отчуждения, преградив путь планировочному развитию Челябинска в северном, северо-восточном, восточном, юго-восточном, южном направлениях – там, где оставалась зона влияния промышленных предприятий; в юго-западном направлении – там, где расположена охранная зона магистральных инженерных сетей – ЛЭП и газопровод «Бухара – Урал».

С развитием Челябинска как важного транспортного узла в западном направлении от города начинается строительство объездной автомагистрали. Недалеко от областного центра прокладываются нефтепроводы, отрезая территории возможного планировочного развития.

Помимо развития промышленных территорий начинается активное освоение рекреационного ресурса агломерации. Формируется транспортная сеть в направлении областной рекреационной зоны западнее Челябинской агломерации, представленной горными хребтами, ценными озерами – Увильды и Тургояк. В сельских населенных пунктах начинается строительство многоквартирных домов, что привносит «городской» характер в их архитектурно-планировочную структуру. В этот период город Челябинск становится миллионером. Понимание обширности его территории приводит к принятию решения о закладке метрополитена, который и по сей день находится в стадии строительства.

Четвертый этап. С начала 1990-х гг., в результате изменения политического строя государства и экономических кризисов, некоторые промышленные предприятия закрываются, разрываются социальные и деградируют планировочные связи «завод – соцгород», сельское хозяйство становится нерентабельным и многие деревни и сельские поселения «вымирают». Создаются условия для нового этапа ложной урбанизации, когда трудоспособное население из сельской местности перебирается в города. Усиливается маятниковая миграция из пригородов.

На основе Генерального плана 1967 г. в 1996 г. разработан новый программный документ – Правила землепользования и застройки г. Челябинска – учитывающий специфические условия города как центра агломерации; крупнейшего промышленного города, обладающего статусом исторического населенного пункта и особенностями планировочной структуры; располагающего уникальными природными объектами, но и имеющего значительные неблагоприятные экологические условия. В этом документе обозначены территории перспективного градостроительного развития в зоне совместных интересов ядра агломерации и прилегающих населенных пунктов. Данные перспективные площадки были учтены при разработке нового Генерального плана города, принятого в 2003 г.

Документы территориального планирования есть у семи административных муниципальных единиц, составляющих Челябинскую агломерацию, каждая из которых – при учете уникальности каждого образования – обладает широким потенциалом планировочного развития.

Основой градостроительной политики современного периода по-прежнему является комплексная застройка свободной территории периферийной части города, что ведет за собой ряд проблем: увеличение нагрузки на транспортные магистрали, десоциализация новых кварталов, отсутствие городских подцентров.

На бывших сельскохозяйственных территориях вблизи городов, в незагрязненной промышленностью зоне, начинается формирование сети коттеджных поселков, не имеющей общей композиционной структуры и должного социального обеспечения. Данные градостроительные решения характерны для всех принятых к настоящему времени генеральных планов городов и муниципальных районов. Косвенной причиной такого положения послужило отсутствие в современном Градостроительном кодексе требований к построению композиционного архитектурно-планировочного каркаса, декларирующего перспективные направления организации и устойчивого развития территории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: