Больше всего россияне доверяют телевидению, хотя бы потому, что это наиболее распространенный источник информации. Однако доверяют телевизору далеко не все, кто его смотрит (по стране это около половины населения, в Москве – 65% респондентов). Также последние три-четыре года растет доля россиян, сомневающихся в объективности новостных программ на центральных телеканалах. Однако это никак не отражается на потреблении телепрограмм: ТВ – главный источник информации и для тех, кто ему доверяет (для 92% этой группы), и для тех, кто ему не доверяет (для 88% соответственно). Не доверяют, но все равно смотрят, так как значимой альтернативы телевидению на сегодняшний день в России нет. Критическое отношение к получаемой информации затруднено. Это лишний раз подтвердила кампания освещения событий в Крыму и Украине: чем дольше освещались по ТВ эти сюжеты, тем меньше сомнений в их объективности оставалось у россиян.
Каким источникам информации Вы более всего доверяете
в освещении новостей в стране и в мире? (в %)
Насколько объективно, на Ваш взгляд, излагают события в стране и в мире выпуски новостей на основных каналах телевидения: "Первый канал", "Россия", НТВ? (в %, Россия)
Как Вы считаете, насколько объективно освещают события на Украине, в Крыму федеральные российские средства массовой информации? (в %, Россия)
Интернет-пользование
Российская интернет-аудитория быстро растет. На сегодняшний день никогда не пользовались интернетом около 32% россиян (в Москве – 20%). Количество регулярных пользователей – если учитывать только тех, кто «пользуется интернетом «ежедневно или практически ежедневно» и «несколько раз в неделю» – меньше и составляет около 57% по стране. В столице регулярно пользуются интернетом порядка 73%. Количество активных пользователей в масштабах страны удвоилось за последние три года. Примерно треть населения страны (34%) использует интернет для того, чтобы «следить за последними новостями» и 20% –чтобы «разобраться, что происходит в стране и за рубежом», но большинство – просто для поиска информации и общения.
Частота пользования интернетом (в %)
Цели пользования интернетом (в %, Россия, май 2014)
Динамика регулярного пользования компьютером, интернетом и мобильным телефоном (в %, Россия)
В 2011 году в России число пользователей Интернета превысило число пользователей персонального компьютера, что говорит о возрастающей роли мобильного Интернета. По данным московского опроса, проведенного в марте 2014 года, мобильный Интернет используют «часто» или «время от времени» 60% жителей столицы, WI-FI в публичных местах – 55%.
Как часто для выхода в Интернет Вы используете… (в %, Москва, март 2014)
Пользование Интернетом среди молодых превышает 90% (в группе 18-24 лет – 96%, в группе 25-39 лет – 93%), среди респондентов старше 55 лет – только 27%. Регулярные пользователи Интернета значительно моложе населения в целом (64% – младше 40 лет; тех, кто старше 55 лет – всего 10%), образованнее (доля люде с высшим образованием около 39%, в то время как средняя величина 29%) и состоятельнее (более 40% имеют возможность приобретать товары длительного пользования). Среди респондентов, не использующих Интернет, большая доля людей старшего возраста (около 66% старше 55 лет, 25% – старше 40), высшее образование имеют порядка 15% респондентов. Их материальное положение невысоко (около 24% имеют возможность приобретать лишь продовольственные товары, что само по себе может являться барьером для приобретения компьютера, смартфона и выхода в сеть). Те, кто выходит в интернет лишь изредка, составляют «промежуточную» группу: 64% – люди старше 40 лет, высшее образование имеет каждый четвертый, большая часть (84%) не имеют возможность приобретать дорогостоящие бытовые товары.
Пользование интернета по возрастным группам (в %, Россия, март 2014)
Социальные сети
Вместе с ростом интернет-аудитории в России увеличивается и число пользователей социальных сетей. Как и в случае с интернетом, большинство составляют регулярные пользователи (те, кто посещает сети «ежедневно или практически ежедневно» и «несколько раз в неделю»), таких на сегодняшний день около 45% по стране и 53% по Москве. Никогда не общались в социальных сетях 40% и 35% соответственно.
По количеству посещений лидируют сети «Одноклассники» (45% россиян и 38% москвичей) и «Вконтакте» (33% и 40% соответственно). «Вконтакте» популярнее в столице и крупных городах, а одноклассники в целом по стране. Молодежь до 25 лет находится в соцсетях практически поголовно. Как и в случае с получением новостей из разных источников, москвичи намного активнее «среднего» россиянина в посещении различных социальных сетей. Так, в марте 2014 г. в Москве использовали Фейсбук 18% респондентов (в России – 11%), Твиттер – 9% (4%), Инстаграм 7% (2%).
Опросы в столице демонстрируют, насколько часто обращаются москвичи к сайтам по улучшению города и получению различных социальных услуг. Так в марте 2014 года сайт «Госуслуги.ру» посещали 36% респондентов (чуть меньше половины столичной интернет-аудитории), «Наш город Москва» – 14%, сайт «РосЯма» – 6%. Еще 40% москвичей, являющихся интернет-пользователями эти сайты не посещали.
Регулярность посещения социальных сетей (в %)
Посещение различных социальных сетей (в %)
Пользование социальными сетями по возрастным группам (в %, Россия, март 2014)
Количество москвичей, посещавших следующие сайты: (в %, март 2014)