Упражнение № 8. Подбор антонимичных глаголов и предлогов

Упражнение № 1. Изображение антонимов жестами.

Задание: ребенку предлагают изобразить жестом или пантомимой наиболее простые пары антонимов.

Примеры:

1)большой — маленький

2)высокий — низкий

3)широкий — узкий

4)длинный — короткий

5)тяжёлый — лёгкий

6)прямой — кривой

7)глубокий — мелкий

8)твёрдый — мягкий

Упражнение № 2. Вопросы по тексту.

Ребенку задают вопросы по тексту. Надо следить, чтобы в ответах использовались соответствующие антонимы. Примеры:

1)Почему ёжику страшно было выходить из норки ночью и не страшно было днём? (темно — светло)

2)Почему больно ударяться о кочергу и не больно ударяться о диван? (твёрдый — мягкий)

3)Почему боятся врагов и не боятся друзей? (добрый — злой)

4)Каким ёжик был в начале и каким стал в конце сказки? (робкий — смелый)

Упражнение № 3. Подбор антонимов к заданным словам.

Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.

Задание: закончить предложение, используя антонимы.

Образец: летом тепло, а зимой — холодно.

Примеры:

1)Слон большой, а крот—

2)Ночью темно, а днём —

3)Вечером все засыпают, а утром —

4)Внизу — подвал, а вверху —

5)Подушка мягкая, а камень —

6)Река широкая, а ручеёк —

7)Улитка ползёт медленно, а заяц бежит

8)Птицы летают высоко, а мухи —

9)Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его

 

Упражнение № 4. Различение предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.

Задание: объяснить, чем, каким признаком различаются похожие предметы, объединенные в пары.

Образец: Пушинка и камень (лёгкий — тяжёлый). — Пушинка лёгкая, а камень тяжёлый.

1)Шкаф и тумбочка (большой — маленький; высокий — низкий)

2)Плед — платок (большой — маленький)

3)Дерево — куст (высокий — низкий)

4)Миска — тарелка (глубокая — мелкая)

5)Канат — нитка (толстый — тонкий)

6)Шар — круг (объёмный — плоский)

Упражнение № 5. Различение наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.

Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу — толстые (верёвка, палка, свеча и т. п.), а в другую — тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.). Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами. Детей с задержкой речевого развития следует поощрять всегда говорить вслух.

 

Упражнение № 6. Рассказ о предметах с использованием антонимов.

Задание: предложить ребенку рассказать об игрушках, хорошо знакомых предметах, сравнивая их друг с другом и употребляя антонимы.

Упражнение № 7. Поиск антонимов в текстах других сказок из данного пособия.

Задание: для более углубленного изучения антонимических отношений можно дать ребенку задание найти антонимы в других сказках.

 

Упражнение № 8. Подбор антонимичных глаголов и предлогов.

Задание: вставить пропущенные предлоги (А) или пропущенные приставки (Б), чтобы получились слова с противоположным значением.

Если ребенок не справляется с заданием, следует подсказать ему — попросить его выбрать нужную форму из предлогов (приставок) в скобках.

А) Подберите правильные предлоги:

1)Фокусник положил часы... карман, а достал их... портфеля. (в\из)

2)Когда родители вернулись... работы, дети пошли... улицу. (на\с)

3)Кошка подкралась... окну — и попугай тут же отлетел.. окна. {к\от)

4)Кошка легко забралась... шкаф, но с трудом выбралась… него. (под\из-под)

5)Малыш спрятался... буфетом, а потом неожиданно появился... буфета. (за\из-за)

Б) Подберите правильные приставки:

1) Птица...летела в клетку, а потом...летела из клетки (в\вы)

2) Мальчик...лез на дерево и не может...лезть с него. (за\с]

3) Осенью птицы...летают, а весной —...летают обратно (при\у)

4) Чтобы...браться из лужи, мальчик сначала...брался в неё. (вы\за)

5) Собака...бежала к сумке, но быстро...бежала от неё, (под\от)

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений развивает у ребенка представление об антонимических отношениях, вырабатывает навык соотнесения слова с другими словами по общему семантическому признаку, помогает усвоить необходимую лексику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: