Специальность «Теория музыки»
I курс 1 семестр 2017-2018 учебный год
Преподаватель Оганова Т.Р.
Темы | Теоретические требования | Музыкальные требования | Учебная литература |
Искусство Древнего мира и Античности | 1.1 1.Историко-хронологические данные. 1.2 2. Роль музыки в Древней Греции и Риме. 1.3 3. Античная трагедия (содержание и особенности исполнения произведений). 4.Инструментарий. | Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.5-24 (глава «Музыкальная культура Античности») И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986, Глава 1 с.-6-23 | |
Музыка эпохи Средневековья | 1.Историко-хронологические данные 2.Основные черты духовных жанров эпохи Средневековья (григорианского хорала, органума, мессы, мотета). 3. Особенности нотации. 4. Искусство трубадуров, труверов, миннезингеров (время и место возникновения этого искусства, поэтическое содержание и музыкальные особенности произведений). 5.Ars nova: время явления, основные представители. | 1. Евангелие от Луки, Гл.1, стихи 26-38 2. «Торжественная месса деве Марии» Alleluia (Хвала Богу) 3. Перотин Органум 4. Ричард-Львиное Сердце «Ja mils от pres поп dira sa razon» 5. Г. де Машо. Мотет «Lasse! comment oublieray» | Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.25-107 (глава «Средние века») И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986, Глава 1 с.24-44 КИМ. Вып.1 (Старинная музыка) |
Музыка эпохи Возрождения | 1. Хоровая музыка. Полифония имитационная и контрастная. Основные жанры (мотет и месса); композиторы Дюфаи, Окегем, Обрехт, Депре, Лассо, Палестрина. 2. Вокальные жанры: мадригал шансон; композиторы Джезуальдо, Жанекен, Доуленд 3. Инструментальная музыка: основные жанры, инструментарий. | 1. Палестрина. Месса папы Марчелло, Куriе 2. О. Лассо. «Эхо» 3. К. Джезуальдо Мадригал «Пощади! Кричу я с плачем, но кто мне внемлет» 4. К. Жанекен «Пение птиц» | Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.108-310 (глава «Эпоха Возрождения») И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986, Глава 1 с.45-55 КИМ. Вып.1 (Старинная музыка) |
Музыкальная культура Западной Европы XVII- первой половины XVIII веков | 1.Опера: 1.1. История возникновенияжанра, особенности первых произведений (флорентийская камерата, dramma per musica); - 1.2. Развитие оперы в ХVII – первой половине XVIII веков в Италии, Франции и Англии: - К. Монтеверди, опера «Орфей» (сюжет, особенности строения); - опера seria, типы арий и их характерные черты; - опера buffa и ее особенности; - Г. Перселл, опера «Дидона и Эней» (сюжет, проявление национального английского колорита); -лирическая трагедия Ж.Б. Люли. 2. Обзор жанров инструментальной музыки по школам. Знание: - - жанров органной, скрипичной и клавесинной музыки этого периода; - композиторов, которые писали в этих жанрах. 3. Характерные черты стилей барокко ирококо. | К. Монтеверди «Орфей»: 1. Увертюра, основная тема 2. Пролог, Ария Музыки «Я - Музыка» 3. IIд. Появление Вестницы «О, горестное событие!» 4. IIд. Диалог Вестницы и Орфея «Твоя супруга умерла» 5. IIд. Ариозо Орфея «Прощание с жизнью» Г. Перселл «Дидона и Эней»: 6. Пляска матросов 7. Плач Дидоны 8-9. Д. Букстехуде Прелюдия и фуга g-moll, прелюдия и фуга 10. А. Корелли «Фолия» Д. Тартини «Дьявольские трели» 11. Iч. Larghetto 12. IIч. Allegro energico А. Вивальди «Времена года» Концерт №1 «Весна» 13. Iч Allegro 14. IIч. Largo e pianissimo sempre 15. IIIч. Allegro-Danza pastorale Концерт №3 «Осень» 16. Iч. Allegro 17. IIч. Adagio molto 18. IIIч. Allegro 19. Л.К. Дакен «Кукушка» 20. Ф. Куперен «Жнецы» 21. Ф. Куперен «Бабочки» 22. Ж.Ф. Рамо «Курица» 23. Ж.Ф. Рамо «Тамбурин» | В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002. Главы: Опера XVII века, с.5-48 Инструментальная музыка XVII века, с.53-64 Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.311-588 (глава «XVII век») КИМ. Вып.1 (Старинная музыка) |
Г. Ф. Гендель | 1.Характеристика творчества Генделя, краткие биографические сведения. 2.Жанр оратории в творчестве композитора. Оратории «Самсон» и «Мессия»: сюжет и его источник, характерные черты жанра, строение целого, анализ отдельных номеров. 3.Характерные черты жанра concerto grossо. | «Самсон» 1.Увертюра (темы 1 и 2 разделов). 2. №3Хор филистимлян «Звучи труба» 3. №13 Ария Самсона «Мрак, вечный мрак» 4. №14 Хор израильтян «О, первозданный луч» (темы 1и 2 разделов) 5. №21 Ария Маноа 6. №26 Хор израильтян «Враги падут» 7. №37 Ария Далилы 8. №41 Ария Далилы 9. №51 Ария Харафы 10. №66 Ария Самсона 11. №76-77 Сцена разрушения храма «Я знаю твое дружеское участие» 12. №78 Хор филистимлян 13. №84 Траурный марш 14. №89 Заключительный хор «Мессия» 15. Увертюра (1 и 2 темы) 16. №1 Речитатив тенора «Утешение страждущим и обреченным» 17. №12 Хор «Среди нас родился ребенок» 18. №13 Пастораль 19. №42 Хор «Хвала Богу» 20-24. Concerto grosso оp.6 №6 (основные темы всех частей) | В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002: Глава «Георг Фридрих Гендель» c.200-259 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава 2 с.88-136 КИМ. Вып.1 (Г. Гендель) |
И.С. Бах | 1. И.С. Бах. Основные этапы жизненного и творческого пути. 2.Особенности жанров (органных хоральных прелюдий, органных циклов). 3.«Хорошо темперированный клавир» - идея и принцип строения произведения, особенности образного содержания (знакомство с некоторыми музыкальными символами эпохи барокко). Малый цикл – прелюдия и фуга, строение фуги. 4.Трактовка Бахом жанра сюиты на примере французских и английских сюит, партит. 5.Камерно - инструментальное творчество. Бранденбургские концерты №№ 1, 5 | Органные хоральные прелюдии: 1.g-moll «Грядет язычников спаситель» 2.Es-dur «Проснитесь, голос нас сзывает» 3.f-moll «Я взываю к тебе, господи» Органная токката и фуга d-moll 4.Токката 1 и 2 темы 5.Фуга (первое проведение темы и кода) «Хорошо темперированный клавир». 6-14. Прелюдии и фуги: I том С-dur, c-moll, cis-moll, D-dur, d-moll, es-moll, g-moll, B-dur, b-moll. II том d-moll, fis-moll. 15-21.Партита №6 e-moll(основные темы всех частей) Итальянский концерт: 22. Iч. 1 тема 23. IIч. основная тема 24. IIIч. 1 тема 25-27. Бранденбургский концерт №5 (основные темы всех частей) | В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002. Глава «Иоганн Себастьян Бах» с. 73-127 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава 2 с.137-226 КИМ. Вып.1 (И.С. Бах Инструментальная музыка) |
Продолжение темы И. С. Бах | 1.Кантатно-ораториальное творчество И.С. Баха. 2.Месса си минор - особенности жанра и строение, образные сферы и средства музыкальной выразительности, исполнительский состав. 3.«Страсти по Матфею» - особенности жанра, сюжетная основа. Строение, разновидности хоров, характер речитативов и арий. Исполнительский состав. | Месса h-moll: 1. №1 Kyrie eleison (Господи, помилуй) вступление и основная тема 2.№2 Christe eleison (Христос, помилуй) 3.№3 Kyrie eleison (Господи, помилуй) 4.№4 Gloria (Слава), 1 и 2 разделы 5.№8 Qui tollis peccata mundi (Ты, принявший на себя грехи мира) 6. №9 Qui sedes ad dextram Patris (Ты, который восседаешь по правую руку от Отца) 7. №12 Credo (Верую) 8. №15 Et incarnates (И воплотившись) 9. №16 Crucifixus (И был распят) 10.№17 Et resurrexit (И воскрес) 11.№20 Sanctus (Свят) 12.№22 Benedictus (Благословен тот, кто грядет) 13.№23 Agnus Dei (Агнец Божий) «Страсти по Матфею» 14. №1 Хор (оркестровое вступление, основная тема «Придите, дочери, плачьте», Хор «Кого? Как?») 15. №3 Хорал «Горячо любимый Иисус» 16. №10 Ария альта «Покаяние и раскаяние разбили грешное сердце» 17. №12 Ария сопрано «Кровоточи же, сердце» 18.№15 Речитатив Христа «Ступайте в город и скажите», хор «Не я ли?» 19.№21 Хорал «Признай меня, мой защитник и пастырь» 20. №26 Ария тенора «Я хочу бодрствовать с моим Иисусом» 21.№31 Хорал «Да будет так, как хочешь ты» 22. №33 Дуэт «Мой Иисус пленен» 23.№35 Хорал «О человек, оплакивай свой грех» 24.№47 Ария альта «Сжалься надо мной» 25. №78 Хор «Мы склонимся над Гробом Господнем» | В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002: Глава «Иоганн Себастьян Бах»с.179-199 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава 2. с.236-300 КИМ. Вып.1 (И.С. Бах Хоровая музыка) |
Классицизм в музыке. Творчество К.В. Глюка | 1.Классицизм (художественно - эстетические принципы) 2.Характеристика творчества К.В. Глюка, краткие биографические сведения. 3.Основные принципы оперной реформы Глюка и ее претворение в опере «Орфей»: сюжет, строение целого, трактовка оперных форм. | Опера «Орфей»: 1д. Хор пастухов и пастушек «Как грустно ветер мирт колышет», Ария Орфея «Где ты, любовь моя?» 2 д.: оркестровое вступление (у врат Аида). сцена 1: хоры фурий «Чей это дерзкий дух», «Что же влечет тебя, смертный, в страну теней?», «О, слезы жгучие…». Три ариозо Орфея («Слез поток…», «Мне не страшны ада страданья», «Сердце рвется…») сцена 2: solo флейты («Блуждания Эвридики в Елисейских полях»), ре минор 3д.:Ария Орфея «Потерял я Эвридику». | Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. М.: Музыка, 2002: Глава «Кристоф Виллибальд Глюк», с..33-91 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.2. М.: Музыка, 1986. Глава 2. с.63-95 З.В. ГуменюкМультимедийное пособие «К.В. Глюк» |
Й. Гайдн | 1. Характеристика творчества Й. Гайдна, краткие биографические сведения. 2. Сонаты D-dur Hob. XVI/37, e-moll Hob. XVI/34, Es-dur Hob. XVI/52 (образный строй, характер тематического материала и приемы его развития, строение частей) 3. Жанр симфонии в творчестве композитора. Симфонии №103, 104: строение цикла, особенности содержания и развития каждой части, оркестр. 4.Оратория «Времена года»: история создания, композиция. | Симфония №103: 1-3. I ч. вступление, главная и побочная партии 4-5. 1 и 2 темы II ч. 6-7. Основная тема и тема трио III ч. 8. Главная партия IV ч. Симфония №104 9-10. Вступление и главная партия I ч. 11. Основная тема II ч. 12-13. Основная тема и тема трио III ч. 14-15. Главная и побочная партии IV ч. «Времена года» 16-17. I ч. Хор земледельцев №2, Ария Симона №4 18-19. II ч. Хор «Ах, к нам близится гроза» №19, нач. раздел и фуга 20. III ч. Хор охотников №29 21-22. IVч. 1 и 2 песни Ганны №38 и №40 | Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. М.: Музыка, 2002. Глава «Йозеф Гайдн» с..92-191 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.2 М.: Музыка, 1986. Глава 2. с.123-212 КИМ. Вып.2 (Й. Гайдн) |
|
|
|
|
|
|
|
|