Технологическая карта

Этап урока Действия учителя Действия детей УУД
Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ралина Руслановна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик.   Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Актуализация знаний -Ребята, отгадайте загадки. Эта птица – важный зверь! Может ущипнуть – поверь! Красный длинный нос висит, Очень странно говорит. (индюк) -Как вы догадались? С длинной шеей, Белый, белый, С красным клювом. Хоть я смелый - Он шипит, и я боюсь Кто же это? Это... (Гусь) -Как вы догадались?   Водит за собой цыплят, Словно няня в детский сад (курица) -Как вы догадались?   Под дождем она гуляет, Щипать травку обожает, Кря кричит, Все это шутка, Ну конечно это – (утка) -Как вы догадались?   Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти загадки? О ком они? Ребята, откройте азбуки на странице 36. Нам дана картинка и сейчас мы с вами отправимся в деревню на птичий двор. -Кого вы видите на иллюстрации?   -Как их можно назвать, одним словом? (Домашние) -Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух) -Ребята, а вы таких птиц видели? -А может, у кого-то они есть?   - Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора.(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок») -Ребята, что вы знаете о Гансе Христиане Андерсене?   -Г. X. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец — сапожником.   В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Он по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные приключения героям сказок и... рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. Однажды в Оденс из Копенгагена приехали актеры. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре. Заработав немного денег и купив первые сапоги, 14-летний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ганс Христиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. И он продолжал писать различные сказки   -Ребята, а вы знаете какие еще сказки написал Ганс Христиан Андерсен?     -Ребята, посчитайте, сколько птиц вы видите на картинке? -Назовите их?   -Опишите каждую птицу?     -Как все смотрят на утенка? Почему?     -Ребята, запомните, что человека нужно принимать, таким, какой он есть не зависимо от внешности.   - Какой момент сказки изображен? Примерный текст: Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила. Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом бежали утята. Все птицы поздравляли утку. -На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водоплавающие и неводоплавающие) А где в нашем городе можно увидеть водоплавающих птиц? (Картинка Лебединое озеро)     -Индюк   Гусь   Курица     Утка     О домашних птицах.     - Индюк, курицы, утята, утка, гусь. -Домашние   - Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух -Да -Да, у меня есть на даче.   - Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)   -Это датский писатель.   - Дюймовочка, Русалочка, Снежная королева, Гадкий утенок, Принцесса на горошине, Платье короля и т.д. -9 птиц   Индюк, утка, гусь, утята, курица. -Гусь белый на лапке у него бант. Курица- На голове красный гребешок, под клювом «сережки». Большие когтистые лапы приспособлены разрывать землю в поисках пищи. Цвет оперения коричневый. Индюк- Небольшая голова с прочным клювом среднего размера, довольно длинная шея. Характерной особенностью индюшек является частичное или полное отсутствие перьев на голове и шее. Остальное тело покрыто перьями. И.т.д.   Все смотрят на утенка с удивлением, потому что он не похож на остальных утят.     - Изображен момент, когда утята вылупились, и мама утка повела их знакомить с жителями двора.     - Водоплавающие и неводоплавающие.   -Лебединое озеро Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)
Звуковой анализ слова     Работа со словом куры -Ребята, посмотрите на картинку на доске. -Что на ней изображено? -Как вы думаете, что делают утки? Сначала: давайте произнесем слово: Утки - Разделим слово на слоги. Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов? -Как вы определили? - Какой слог ударный? (первый) -Так на какую букву падает ударение - Произнесите этот звук. - Как проходит воздух, когда мы его произносим?     - Его можно пропеть? - Как называются такие звуки? (гласные) – Ребята, а теперь повернитесь лицом друг к другу и произнесите этот звук несколько раз. Нужно губы вытянуть трубочкой, звук свободно проходит. -А теперь взгляните на доску и выберите картинку, на которой правильно изображено произношение нашего звука У. -Какой это звук? -Как вы определили, что этот звук гласный? Докажите мне.   -Что еще вы можете мне сказать об этом звуке? - Теперь давайте дети нарисуем схему нашего слова и поставим ударение.   -Назовите мне первый звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает? -Назовите мне второй звук? Какой это звук? -Почему?   -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает?   -Назовите мне третий звук? Какой это звук? Почему?   -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает? -Назовите мне четвертый звук? Какой это звук? Почему?     Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает?   -Ребята посмотрите на доску. Как называется слог, в котором гласный и согласный произносятся едино, «сливаются»?     -Ребята, так сколько же звуков в этом слове?   -Посмотрите на доску. На ней изображена схема какого-то слова… что вы можете сказать о слове по этой схеме? Из скольких слогов состоит слово? Как вы догадались?   -Какой первый звук? Докажите     -Какой второй звук? Докажите     -Какой третий звук? Докажите   -Какой четвертый звук? Докажите     -Хорошо, теперь посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Подходит ли слово куры к этой схеме? -Назовите мне 1 звук? Какой это звук? -Назовите мне 2 звук? Какой это звук? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук?   -Подходит ли слово куры к нашей схеме? На картинке изображены утки.   Плавают.   -В этом слове 2 слога: ут/ки.     -В слове два гласных звука. -Первый   -Падает ударение на букву У - у -При произношении воздух проходит свободно, без преград. -Да, можно. -Гласные     -Гласный -Так как звук свободно проходит, не встречая преград, его можно спеть. -Ударный.     -[у]. Гласный, ударный - Красным     -[т].Согласный, Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется.   - белым     -[к].Согласный, Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется. -белым   -[и].Гласный, потому что его можно петь, тянуть, безударный.   -Красным     -Это слог-слияние     - 4 звука     -В этом слове два слога   -Потому что в слове два гласных звука.   -Первый звук согласный, потому что в схеме он обозначен белым светом   -Второй звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом - Третий звук согласный, т.к. в схеме обозначен белым. Четвертый звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом.     -Куры   -Да [к] –согласный. [у] – гласный. [р] – согласный. [ы] – гласный. -Да   Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить)
Упражнение на звука слышании Ребята, давайте с вами поиграем: я буду называть вам слова: если вы услышите в слове, звук У, хлопаете в ладоши, если звука У в слове нет – тихо сидите. - утюг, стол, утка, ковер, игла, улитка, гусь, удочка, камень, ухо, фонарь, кольцо, трава, книга, тетрадь, ученик, учитель, луна. И называете слова, в которых есть этот звук и где нет..     - утюг, утка, улитка, гусь, удочка, ухо, ученик, учитель, луна. Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Физкультминутка   Давайте, ребята, немного с вами отдохнем. Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше подтянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Подтяните, отпустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.    
Обозначение звука буквой   - Ребята, какие буквы вы видите на доске? (У большая и у маленькая). Ребята, где встречаются нам заглавная у и строчная? (У заглавная – в именах собственных и начале предложения.) - Приведите примеры.   - Правильно ребята, звук у и на письме обозначается буквой у Посмотрите, на 37 странице показаны заглавная и строчная буквы У, у Скажите мне, как вы думаете, на что похожа буква У?     -Послушайте стихотворения про эту букву:   Буква У как будто ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву У похожи. У — сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. (В. Степанов)   -У большая и у маленькая   У заглавная – в именах собственных и начале предложения.)   Урал, Ульяна. У лукоморья дуб зеленый и т п   - Буква у похожа на рагатку, на сучок. Дети слушают Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализировать объект) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информацию)  
Работа с текстом     Анализ текста -Давайте прочитаем текст на странице 37. -Кто нам хочет прочитать текст? (читают несколько раз) -Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в стихотворении? -Ребята, это стихотворение написал Берестов Валентин Дмитриевич русский детский поэт, писатель, переводчик. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. 1967году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым – «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. -Сколько предложений в тексте? Посчитайте? -Как узнать где заканчивается предложение? Какой знак должен стоять в конце предложений?   -Поставьте пальчик, где заканчивается первое предложение, а я пройду и посмотрю? Второе? Третье? Четвертое?   -Ребята, у вас на столе лежат листочки с этим стихотвореньем, возьмите карандаши и подчеркните букву у на листочке. -Назовите слова, где есть звук [у]   -Ребята, найдите в тексте слово МАЛЮТОК. Покажите пальчиком, а я пройдусь и посмотрю.   -Ребята, а вы знаете, кого так называют? Как вы понимаете, что это слово обозначает? -Ребята, давайте посчитаем, сколько слогов в слове МАЛЮТОК? Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов? -Как вы определили? - Молодцы, ребята. -Ребята, посмотрите внизу на странице мы можем увидеть условный знак Сова. Что это значит? -Так на что мы должны обратить внимание, кто нам прочитает? -Правильно ребята, вы должны запомнить что буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука. Например: куры, луны. Звук [к] у нас остается твердым, так же звук [л] у нас остается твердым.   - А теперь давайте все вместе проговорим это. -Ребята, посмотрите на страницу 36, в конце страницы мы можем увидеть еще один условный знак, какой это знак? -Что он означает?     -Давайте, ребята выполним его вместе. -Прочитайте первое предложение. Ребята это пословица. Кто нибудь знает, что такое пословица?   Как вы думаете, почему так говорят? (Умелые руки не знают скуки)   Давайте прочитаем следующее предложение? (Не учись разрушать, а учись строить.) -Почему так говорят?   И последнее предложение давайте прочитаем. (Умный себя винит, глупый – своего товарища.) -Почему так говорят?   -Молодцы, ребята. -Ребята на парте у каждого лежит листок с текстом. Паук у норы крота. У Тани утки и куры. У Никиты картина. -Давайте прочитаем его. - Прочтите первое предложение. - О ком говорится в предложении? (О пауке) - Где находится паук? (У норы крота) - Прочтите второе предложение. - Кто у Тани? (У Тани утки и куры) - Прочтите третье предложение. - У кого картина? - Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нет, потому что эти предложения не связаны друг с другом по смыслу. Их нельзя озаглавить.) -Давайте сделаем схемы к этим предложениям. -Кто выйдет и начертит схему первого предложения? Не забываем, что в конце каждого предложения мы ставим точку. -Кто выйдет и начертит схему второго предложения? -Кто выйдет и начертит схему третьего предложения? Молодцы, ребята справились. - Ребята, возьмите карандаши и подчеркните букву у -Назовите слова, где есть звук [у]   -Назовите слова, где буква У в начале слова, в середине, в конце? узор рагу куст булка урок табурет улица радуга какаду кенгуру   -Найдите 8 слов со звуком [у]       -Об утках   -В тексте 6 предложений   - Точка, восклицательный знак. Дети показывают     Дети подчеркивают   -Утят, уток, утки.   - маленьких уток. -Малюток, обозначает маленьких.   - 3 слога - В этом слове 3 гласных звука.     - Обратите внимание     -Восклицательный -Задание повышенной сложности.   -Читают Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.   Потому, что человек, у которого золотые руки, умеет все делать, никогда не сидит и не скучает, всегда чем-то занят.     - Чтобы что-то построить надо долго и упорно учиться, а вот чтобы что-то сломать не нужно учиться.)   Умный никогда не станет винить на другого, он лучше вину на себя возьмет, даже если он не виноват, а глупый обвинит близкого человека и будет дальше спокойно жить.   - О пауке     -У Тани утки и куры.   -Картина у Никиты. -Нет, потому что эти предложения не связаны друг с другом по смыслу. Их нельзя озаглавить.)   Чертят схему         Подчеркивают букву     -Паук, утки, куры.   -Утята, круг, гусь, лягушка, гусеница, пруд, утка, кувшинка.     Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа)  
Подведение итогов -А давайте теперь вспомним. -Какой звук учились слышать и выделять из слов? -Звук [у] является гласным или согласным? Почему?   -Как на письме обозначают звук «у»?     -Звук [у]   -Звук [у] гласный, потому что на пути не встречаются преграды, и он поется. -Звук [у] на письме обозначается буквой у. Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
Рефлексия -Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу при помощи листков, которые лежат у вас на партах. Если у вас все получилось и у вас не возникло трудностей, то поднимите веселый смайлик. А если у вас остались вопросы, то поднимите грустный смайлик. На этом наш урок окончен! До свидания! Учащиеся оценивают свою работу. Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: