Этап урока
| Действия учителя
| Действия детей
| УУД
|
Организационный момент
| - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ралина Руслановна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик.
|
| Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
|
Актуализация знаний
| -Ребята, отгадайте загадки.
Эта птица – важный зверь!
Может ущипнуть – поверь!
Красный длинный нос висит,
Очень странно говорит. (индюк)
-Как вы догадались?
С длинной шеей,
Белый, белый,
С красным клювом.
Хоть я смелый -
Он шипит, и я боюсь
Кто же это? Это...
(Гусь)
-Как вы догадались?
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад
(курица)
-Как вы догадались?
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это –
(утка)
-Как вы догадались?
Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти загадки? О ком они?
Ребята, откройте азбуки на странице 36.
Нам дана картинка и сейчас мы с вами отправимся в деревню на птичий двор.
-Кого вы видите на иллюстрации?
-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)
-Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)
-Ребята, а вы таких птиц видели?
-А может, у кого-то они есть?
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора.(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
-Ребята, что вы знаете о Гансе Христиане Андерсене?
-Г. X. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец — сапожником.
В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Он по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные приключения героям сказок и... рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл.
Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.
Однажды в Оденс из Копенгагена приехали актеры. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.
Заработав немного денег и купив первые сапоги, 14-летний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ганс Христиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. И он продолжал писать различные сказки
-Ребята, а вы знаете какие еще сказки написал Ганс Христиан Андерсен?
-Ребята, посчитайте, сколько птиц вы видите на картинке?
-Назовите их?
-Опишите каждую птицу?
-Как все смотрят на утенка? Почему?
-Ребята, запомните, что человека нужно принимать, таким, какой он есть не зависимо от внешности.
- Какой момент сказки изображен?
Примерный текст:
Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила.
Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом бежали утята. Все птицы поздравляли утку.
-На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водоплавающие и неводоплавающие)
А где в нашем городе можно увидеть водоплавающих птиц?
(Картинка Лебединое озеро)
|
-Индюк
Гусь
Курица
Утка
О домашних птицах.
- Индюк, курицы, утята, утка, гусь.
-Домашние
- Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух
-Да
-Да, у меня есть на даче.
- Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
-Это датский писатель.
- Дюймовочка, Русалочка, Снежная королева, Гадкий утенок, Принцесса на горошине, Платье короля и т.д.
-9 птиц
Индюк, утка, гусь, утята, курица.
-Гусь белый на лапке у него бант.
Курица- На голове красный гребешок, под клювом «сережки». Большие когтистые лапы приспособлены разрывать землю в поисках пищи. Цвет оперения коричневый.
Индюк- Небольшая голова с прочным клювом среднего размера, довольно длинная шея. Характерной особенностью индюшек является частичное или полное отсутствие перьев на голове и шее. Остальное тело покрыто перьями. И.т.д.
Все смотрят на утенка с удивлением, потому что он не похож на остальных утят.
- Изображен момент, когда утята вылупились, и мама утка повела их знакомить с жителями двора.
- Водоплавающие и неводоплавающие.
-Лебединое озеро
| Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)
|
Звуковой анализ слова
Работа со словом куры
| -Ребята, посмотрите на картинку на доске. -Что на ней изображено?
-Как вы думаете, что делают утки?
Сначала: давайте произнесем слово:
Утки
- Разделим слово на слоги.
Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов?
-Как вы определили?
- Какой слог ударный? (первый)
-Так на какую букву падает ударение
- Произнесите этот звук.
- Как проходит воздух, когда мы его произносим?
- Его можно пропеть?
- Как называются такие звуки? (гласные)
– Ребята, а теперь повернитесь лицом друг к другу и произнесите этот звук несколько раз. Нужно губы вытянуть трубочкой, звук свободно проходит.
-А теперь взгляните на доску и выберите картинку, на которой правильно изображено произношение нашего звука У.
-Какой это звук?
-Как вы определили, что этот звук гласный? Докажите мне.
-Что еще вы можете мне сказать об этом звуке?
- Теперь давайте дети нарисуем схему нашего слова и поставим ударение.
-Назовите мне первый звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает?
-Назовите мне второй звук? Какой это звук?
-Почему?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает?
-Назовите мне третий звук? Какой это звук? Почему?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает?
-Назовите мне четвертый звук? Какой это звук? Почему?
Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает?
-Ребята посмотрите на доску. Как называется слог, в котором гласный и согласный произносятся едино, «сливаются»?
-Ребята, так сколько же звуков в этом слове?
-Посмотрите на доску. На ней изображена схема какого-то слова… что вы можете сказать о слове по этой схеме? Из скольких слогов состоит слово?
Как вы догадались?
-Какой первый звук? Докажите
-Какой второй звук? Докажите
-Какой третий звук? Докажите
-Какой четвертый звук? Докажите
-Хорошо, теперь посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
Подходит ли слово куры к этой схеме?
-Назовите мне 1 звук? Какой это звук?
-Назовите мне 2 звук? Какой это звук?
-Назовите мне 3 звук? Какой это звук?
-Подходит ли слово куры к нашей схеме?
| На картинке изображены утки.
Плавают.
-В этом слове 2 слога: ут/ки.
-В слове два гласных звука.
-Первый
-Падает ударение на букву У
- у
-При произношении воздух проходит свободно, без преград.
-Да, можно.
-Гласные
-Гласный
-Так как звук свободно проходит, не встречая преград, его можно спеть.
-Ударный.
-[у]. Гласный, ударный
- Красным
-[т].Согласный, Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется.
- белым
-[к].Согласный, Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется.
-белым
-[и].Гласный, потому что его можно петь, тянуть, безударный.
-Красным
-Это слог-слияние
- 4 звука
-В этом слове два слога
-Потому что в слове два гласных звука.
-Первый звук согласный, потому что в схеме он обозначен белым светом
-Второй звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом
- Третий звук согласный, т.к. в схеме обозначен белым.
Четвертый звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом.
-Куры
-Да
[к] –согласный.
[у] – гласный.
[р] – согласный.
[ы] – гласный.
-Да
| Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить)
|
Упражнение на звука
слышании
| Ребята, давайте с вами поиграем: я буду называть вам слова: если вы услышите в слове, звук У, хлопаете в ладоши, если звука У в слове нет – тихо сидите.
- утюг, стол, утка, ковер, игла, улитка, гусь, удочка, камень, ухо, фонарь, кольцо, трава, книга, тетрадь, ученик, учитель, луна.
И называете слова, в которых есть этот звук и где нет..
| - утюг, утка, улитка, гусь, удочка, ухо, ученик, учитель, луна.
| Коммуникативные УУД
(навыки сотрудничества учителя с учениками)
|
Физкультминутка
| Давайте, ребята, немного с вами отдохнем.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Подтяните, отпустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
|
|
|
Обозначение звука буквой
| - Ребята, какие буквы вы видите на доске? (У большая и у маленькая).
Ребята, где встречаются нам заглавная у и строчная?
(У заглавная – в именах собственных и начале предложения.)
- Приведите примеры.
- Правильно ребята, звук у и на письме обозначается буквой у
Посмотрите, на 37 странице показаны заглавная и строчная буквы У, у
Скажите мне, как вы думаете, на что похожа буква У?
-Послушайте стихотворения про эту букву:
Буква У как будто ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
У — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
(В. Степанов)
| -У большая и у маленькая
У заглавная – в именах собственных и начале предложения.)
Урал, Ульяна.
У лукоморья дуб зеленый и т п
- Буква у похожа на рагатку, на сучок.
Дети слушают
| Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализировать объект)
Коммуникативные УУД
(умение говорить, переработка информации на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информацию)
|
Работа с текстом
Анализ текста
| -Давайте прочитаем текст на странице 37.
-Кто нам хочет прочитать текст? (читают несколько раз)
-Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в стихотворении?
-Ребята, это стихотворение написал Берестов Валентин Дмитриевич русский детский поэт, писатель, переводчик. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. 1967году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым – «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.
-Сколько предложений в тексте? Посчитайте?
-Как узнать где заканчивается предложение? Какой знак должен стоять в конце предложений?
-Поставьте пальчик, где заканчивается первое предложение, а я пройду и посмотрю? Второе? Третье? Четвертое?
-Ребята, у вас на столе лежат листочки с этим стихотвореньем, возьмите карандаши и подчеркните букву у на листочке.
-Назовите слова, где есть звук [у]
-Ребята, найдите в тексте слово МАЛЮТОК. Покажите пальчиком, а я пройдусь и посмотрю.
-Ребята, а вы знаете, кого так называют? Как вы понимаете, что это слово обозначает?
-Ребята, давайте посчитаем, сколько слогов в слове МАЛЮТОК?
Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов?
-Как вы определили?
- Молодцы, ребята.
-Ребята, посмотрите внизу на странице мы можем увидеть условный знак Сова.
Что это значит?
-Так на что мы должны обратить внимание, кто нам прочитает?
-Правильно ребята, вы должны запомнить что буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука.
Например: куры, луны. Звук [к] у нас остается твердым, так же звук [л] у нас остается твердым.
- А теперь давайте все вместе проговорим это.
-Ребята, посмотрите на страницу 36, в конце страницы мы можем увидеть еще один условный знак, какой это знак?
-Что он означает?
-Давайте, ребята выполним его вместе.
-Прочитайте первое предложение.
Ребята это пословица.
Кто нибудь знает, что такое пословица?
Как вы думаете, почему так говорят?
(Умелые руки не знают скуки)
Давайте прочитаем следующее предложение?
(Не учись разрушать, а учись строить.)
-Почему так говорят?
И последнее предложение давайте прочитаем.
(Умный себя винит, глупый – своего товарища.)
-Почему так говорят?
-Молодцы, ребята.
-Ребята на парте у каждого лежит листок с текстом.
Паук у норы крота.
У Тани утки и куры.
У Никиты картина.
-Давайте прочитаем его.
- Прочтите первое предложение.
- О ком говорится в предложении? (О пауке)
- Где находится паук? (У норы крота)
- Прочтите второе предложение.
- Кто у Тани? (У Тани утки и куры)
- Прочтите третье предложение.
- У кого картина?
- Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нет, потому что эти предложения не связаны друг с другом по смыслу. Их нельзя озаглавить.)
-Давайте сделаем схемы к этим предложениям.
-Кто выйдет и начертит схему первого предложения?
Не забываем, что в конце каждого предложения мы ставим точку.
-Кто выйдет и начертит схему второго предложения?
-Кто выйдет и начертит схему третьего предложения?
Молодцы, ребята справились.
- Ребята, возьмите карандаши и подчеркните букву у
-Назовите слова, где есть звук [у]
-Назовите слова, где буква У в начале слова, в середине, в конце?
узор рагу куст булка урок табурет
улица радуга какаду кенгуру
-Найдите 8 слов со звуком [у]
|
-Об утках
-В тексте 6 предложений
- Точка, восклицательный знак.
Дети показывают
Дети подчеркивают
-Утят, уток, утки.
- маленьких уток.
-Малюток, обозначает маленьких.
- 3 слога
- В этом слове 3 гласных звука.
- Обратите внимание
-Восклицательный
-Задание повышенной сложности.
-Читают
Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
Потому, что человек, у которого золотые руки, умеет все делать, никогда не сидит и не скучает, всегда чем-то занят.
- Чтобы что-то построить надо долго и упорно учиться, а вот чтобы что-то сломать не нужно учиться.)
Умный никогда не станет винить на другого, он лучше вину на себя возьмет, даже если он не виноват, а глупый обвинит близкого человека и будет дальше спокойно жить.
- О пауке
-У Тани утки и куры.
-Картина у Никиты.
-Нет, потому что эти предложения не связаны друг с другом по смыслу. Их нельзя озаглавить.)
Чертят схему
Подчеркивают букву
-Паук, утки, куры.
-Утята, круг, гусь, лягушка, гусеница, пруд, утка, кувшинка.
| Познавательные УУД
(умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации)
Коммуникативные УУД
(умение говорить, переработка информации на основе анализа)
|
Подведение итогов
| -А давайте теперь вспомним.
-Какой звук учились слышать и выделять из слов?
-Звук [у] является гласным или согласным? Почему?
-Как на письме обозначают звук «у»?
|
-Звук [у]
-Звук [у] гласный, потому что на пути не встречаются преграды, и он поется.
-Звук [у] на письме обозначается буквой у.
| Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
|
Рефлексия
| -Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу при помощи листков, которые лежат у вас на партах.
Если у вас все получилось и у вас не возникло трудностей, то поднимите веселый смайлик.
А если у вас остались вопросы, то поднимите грустный смайлик.
На этом наш урок окончен! До свидания!
| Учащиеся оценивают свою работу.
| Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
|