Типология государства

 

Несмотря на индивидуальные особенности, каждое государство в чем-то схоже с другими, что позволяет объединять государства в различные группы и определенным образом их классифицировать. Типология, как и всякая классификация, может проводиться по различным критериям (основаниям) и предполагает деление государства на различные виды или типы.

В современной отечественной теории государства и права в качестве основных подходов в типологии государства выделяются два: формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан марксистско-ленинской теорией государства и права и использовался для выделения исторических типов государства. Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая. Соответственно этим пяти формациям выделялось четыре основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Исторически первым считался рабовладельческий тип государства, поскольку в первобытно-общинной формации государства не существовало. Рабовладельческий тип государства сменялся феодальным, феодальный - буржуазным, буржуазный - социалистическим. Социалистический тип государства рассматривался как высший и последний тип государства, который характерен не для всей коммунистической формации, а только для первой ее фазы - социализма.

Современная отечественная теория государства и права не во всем согласна с типологией государства, основанной на формационном подходе. В частности, отмечается, что не учитывается азиатский способ производства материальных благ, о котором говорил К. Маркс. Вместе с тем формационный подход современной отечественной теорией государства и права не отбрасывается, а с некоторыми оговорками и поправками рассматривается в качестве одного из основных.

Цивилизационный подход в типологии государства базируется на таком понятии, как "цивилизация". Под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему.

Понятие "цивилизация" по сравнению с понятием "общественно-экономическая формация" рассматривается как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического, но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т.д.). До настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства.

В рамках цивилизационного подхода с учетом места и роли государства в жизни общества выделяют также первичные и вторичные цивилизации. К первичным цивилизациям относят локальные цивилизации Древнего Востока - древнеегипетскую, шумерскую, китайскую, индийскую, иранскую, бирманскую и др. Власть существует в форме восточной деспотии. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется.

Вторичные цивилизации (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и т.д.) берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. Государство здесь не является таким могущественным, как в первичных цивилизациях. Для государственной власти присуще деление ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Формационный и цивилизационный подходы не являются единственными с позиций типологии государства. Так, например, государства подразделяют на демократические и антидемократические; тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические; полицейские, правовые и социальные и т.д.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте понятие государства, опираясь на классовый и общесоциальный подходы.

2. Охарактеризуйте государственный суверенитет как важнейший признак государства.

3. Чем государственная власть отличается от других форм общественной власти?

4. В чем проявляется сущность государства?

5. На чем основан формационный подход к типологии государства?

6. Дайте понятие цивилизации и особенности цивилизационного подхода.

 

Литература

 

Байтин М.И. Политическая власть и государство // Теория политики (общие вопросы). Саратов, 1994.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. N 7.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. N 2.

Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. 1992. N 2.

Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. N 8.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: