Закон достаточного основания

Четвертый из основных законов формальной или классической логики был сформулирован по прошествии значительного периода времени после обоснования Аристотелем первых трех. Его автор – видный немецкий ученый (философ, логик, математик, историк; этот список занятий можно продолжить) – Готфрид Вильгельм Лейбниц. В своей работе о простых субстанциях («Монадология», 1714 г.) он писал: «…ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, – без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны».

Современное определение закона Лейбница основано на понимании, что всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным; должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.

Функциональное предназначение данного закона выражается в требовании соблюдать в мышлении такую черту, как обоснованность. Г. В. Лейбниц, по сути, объединил законы Аристотеля с их условиями определенности, последовательности и непротиворечивости рассуждения, и на основании этого разработал понятие о достаточном основании для того, чтоб характер размышления был логичным. Немецкий логик хотел этим законом показать, что в познавательной или практической деятельности человека рано или поздно наступает момент, когда недостаточно иметь просто истинное утверждение, нужно чтобы оно было обоснованным.

При детальном анализе оказывается, что закон достаточного основания мы применяем в повседневной жизни довольно часто. Делать выводы, основываясь на фактах – значит применять этот закон. Школьник, указывающий в конце реферата список использованной литературы и студент, оформляющий ссылки на источники в курсовой работе – этим они подкрепляют свои выводы и положения, следовательно, используют закон достаточного основания. С тем же самым люди разных профессий сталкиваются в процессе своей работы: доцент – при поиске материала для научной статьи, спичрайтер – при написании речи, прокурор – во время подготовки обвинительного выступления.

Нарушение закона достаточного основания также широко распространено. Иногда причиной тому неграмотность, иногда – специальные уловки с целью получения выгоды (например, построение аргументации с нарушением закона для победы в споре). Как пример, высказывания: «Этот человек не болеет, у него ведь нет кашля» или «Гражданин Иванов не мог совершить преступление, ведь он прекрасный работник, заботливый отец и хороший семьянин». В обоих случаях ясно, что приводимые аргументы в недостаточной мере обосновывают тезис, а, значит, являются прямым нарушением одного из основных законов логики – закона достаточного основания.

 

Вопрос 4

Какие вы можете привести рекомендации, касающиеся начала (конца) выступления?

Начало выступления

Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать, оценить напол­ненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут видеть все и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомо­гательным материалом, если он есть. Прийти заранее важно и для того, чтобы оценить состояние слушате­лей и решить, нужно ли использовать какой-либо спо­соб установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся готовы воспринимать информа­цию и будут вполне удовлетворены доброжелатель­ной интонацией.

В любом случае, уверенной походкой выйдя к ме­сту выступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляды слушателей и слу­жит как бы приглашением к разговору.

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встре­че с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отра­зится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет... тог­да ему лучше вообще не брать слово.

После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. «Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?» — думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным то­ном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Все убегут от такого гостя. А что делают в таком слу­чае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или на­ходят себе какое-нибудь занятие. Поэтому «первые слова лектора, — говорил в ы д а ю щ и й с я судебный ора­тор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)». Причем произносить их надо не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоот­ношений положено!

Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют за­чином.

Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крюч­ков» вступлений, существует множество: «...что-ни­будь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожидан­ный и неглупый вопрос и т.п.»

Зачином может служить обращение к непосред­ственным интересам слушателей, привлечение вни­мания к рекламному названию выступления, ориги­нальная цитата, интригующее описание, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос или даже цепочка вопросов, ссылка на газетный материал или книгу (например, «в одном из последних номеров газеты «Аргументы и факты» был напечатан...»), прием сопе­реживания (например, «недавно я стал свидетелем такого разговора...»), комплимент собравшимся, шут­ка или остроумное замечание и прочее, можно также использовать предмет или наглядное пособие.

Выбор варианта зачина — увлекательная творчес­кая задача. Он должен быть занимательным, соотно­ситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те ка­чества, которые М.Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышле­ния. Обычно контакт устанавливается, если высту­пающему удается заговорить о том, что людей волну­ет, и затем искусно перейти к теме своего выступле­ния. Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызыва­ет внимание, но здесь важно чувствовать меру.

Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оце­нивает себя и своё выступление, то как к нему будут относиться слушатели? «Это уж последнее дело — объявлять во всеуслышание о своей несостоятельно­сти. Беда в том, что, чего доброго, это удастся дока­зать», — цитирует П. Сопер юмориста Д ж. Эди.

Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему. Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления — вступление к популярной лекции профес­сора М.А. Мензбира «История Средиземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитате­лями», которую он прочитал 13 декабря 1884 г. и Политехническом музее:

«Представьте себя путником, который впервые подъезжает к Средиземному морю, впервые видит синеву его волн, окутанные дымкой далекие берего­вые скалы, пышную зеленую растительность, и по­звольте дать вам краткую характеристику современ­ного нам средиземного побережья, начавши с его географического очерка».

Такое же искусство начала выступления проявил академик Б.В. Гнеденко в лекции «Научно-техничес­кий прогресс и математика», прочитанной для рабо­чих завода имени Лихачева:

«Товарищи! Для меня большая радость встретиться с рабочими всемирно известного завода имени Лихачева. Ваша продукция пользуется большим ус­пехом не только в нашей стране, но и во многих стра­нах мира. И хотелось бы, чтобы моя лекция была не хуже той продукции, которую производите вы.

Передо мной стоит очень сложная задача: в не­скольких словах, без доски рассказать о значении математики в наши дни, в период ускорения науч­но-технического прогресса». Здесь зачин — компли­мент собравшимся, а введение в тему — сообщение о задаче выступления.

Итак, в общем случае вступление состоит из двух частей: зачина и введения в тему. Задачи вступле­ния — вызвать интерес к выступлению и овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы непроизвольное первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимопонимание и завоевать доверие слушателей, подго­товить их к восприятию темы. Как писал Г.А. Апре­сян, вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно — своеобразный камертон, настраиваю­щий аудиторию на слушание того, что затем после­дует в речи. Оно — программа, нередко предвещаю­щая нечто интересное и весьма важное. Оно — и свое­образная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: