Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Магистратура (заочная форма)

 

Тематика контрольных работ

Вариант 1

1. Напишите личное заявление как официально-деловой документ.

2.Внимательно прочитайте предложения. Исправьте допущенные их авторами языковые погрешности. К какому типу относятся данные ошибки (грамматические, лексические, стилистические)?

1. Срок договора должен быть пролонгирован. 2. Техническим персоналом станции допущен ряд серьёзных дефектов. 3. Пройдя много испытаний, Петров был назначен директором фирмы. 5. Буфетчица Иванова торговала левым маслом.

3.Прочитайте текст. Расставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1. В современ..ых государствах выпустить новый закон сч..та..т..ся лекарством от всех зол. (В..)место того что(..бы) самим изм..нять то что плохо люди все время прос..т нового закона. Словом на все нужен закон. Закон о проселоч..ных дорогах закон против бешен..ых с..бак закон о добр..детелях закон для обуздания п..роков законы для всех зол прои..ходящ..х от бе..печ..ности и трусости лю..ской!

4.Отметьте глаголы с неверным ударением. Исправьте ошибки.

Б а ловать, кашлян у ть, облегч и ть, откуп о рить, ув е домить, изб а ловать, пл е сневеть, пломб и ровать, лилов е ть, премиров а ть.

5.Прочитайте предложения, установите нормативный вариант каждого числительного, запишите фразы, заменив числа словами.

В олимпиаде предложено участвовать 86 учащимся. Поезд шел с 379 пассажирами в 12 вагонах. Завхоз приобрел 4 ножниц, 3 вил, 5 граблей. Длина реки равна 4705 километрам. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами. Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

7. Опишите общие требования, предъявляемые к содержанию и форме судебной речи, подготовке ее текста.

 

Вариант 2

1. Напишите объяснительную записку как официально-деловой документ.

2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов (где необходимо):

Ввиду прошедших дождей ситуация на дорогах района резко ухудшилась. Следователь оперировал с точными фактами. Благодаря пожару понесены большие убытки. Благодаря последнему происшествию работники ГИБДД наконец поняли, насколько неудачным является этот участок шоссе. В соответствие со статьей 105 УК РФ подсудимый получил строгое наказание. Грачев арестован по подозрении в кражах. Предоставить судье Сидоркину А.В. отпуск согласно личного заявления. Благодаря болезни слушатель не смог присутствовать на занятии.

3. Правильно напишите слова. Вставьте в словах пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1. Ис..ледованию международных отношений и дипл..матии их в..зникновению и развитию посв..щен..о н..мало работ. Но (н..)смотря на это история международного права изучен..а совершен..о (н..)достаточно. (До..)(сих..)пор юристы пр..имуществен..о ис..ледуют историю его отдельных отр..слей. Но н..смотря на это история международного права изучен..а совершен..о н..достаточно. н..о н..мало работ. движ..мый луч..,.. Представляя..т..ся что пр..шло время в..сполн..ть этот пробел. Авторы и..ходили из того что «история есть н.. что иное как послед..вательная смена отдельных пок..лений каждое из которых и..пол..зу..т мат..риалы капиталы производствен..ые силы передан..ые всеми пре..шеству..щ..ми пок..лениями». Конечно передает..ся н.. только мат..риал..ное но и все прошлое духовное б..гатс..во которое прод..джа..т существовать и действовать хотя и в совсем иных обстоятельствах. Это в полной мер.. относ..т..ся и к истории.. международного права являющ..гося (н..)от..мл..мой част..ю всей мировой истории.

4. Отметьте глаголы с неверным ударением. Исправьте ошибки.

Б а ловать, кашлян у ть, облегч и ть, откуп о рить, ув е домить, изб а ловать, пл е сневеть, пломб и ровать, лилов е ть, премиров а ть.

5. Подберите к словам иноязычного происхождения синонимичные слова русского языка. Составьте словосочетания с каждым из них.

Криминал, альтернатива, преамбула, инвестиция, конъюнктура, дилетантство, паритет.

6. Опишите социально-психологические стороны построения судебной речи.

 

Вариант 3

1. Напишите личное заявление как официально-деловой документ.

2. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

Стремясь выгородить сообщников, его показания содержат противоречия. Совершив кражу вещей, Малышев привлекается к уголовной ответственности. Губов, воспользовавшись отсутствием кассира, совершив кражу, был в ту же ночь задержан. Убежав из дома, подросток был найден сотрудниками полиции. Придя в первый день на место службы, оперуполномоченному сразу же поручили новое задание. Не доезжая до города Борисоглебска, автомобиль был обнаружен сотрудниками ГИБДД. Получив новое задания, перед слушателем появились новые трудности.

3. Обозначьте ударение в следующих словах:

Валовой, занятой человек, поимка, приговор, присудить, ходатайство, эксперт.

4. Отредактируйте предложения:

Я занимался более полтора часа. Сестёр у Андрея только две, все две поступили в университет. Договор подписан обоими сторонами. Мама купила около полтора килограмма помидор. Обоим спортсменкам не везло в финале. Он уважает и заботится о своих сослуживцах. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

5. Выберите необходимое по смыслу слово:

1. (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2. (Референт, рефери) подбежал к месту предполагаемого падения мяча. 3. Этот (абонент, абонемент) дает вам право на посещение бассейна в течение трех месяцев. 4. Обогнав своих соперников, бегун до самого финиша оставался (аутсайдером, лидером). 5. Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 6. Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт).

6. Опишите этические основы судебной речи.

Вариант 4

1. Напишите автобиографию как официально-деловой документ.

2. Найдите ошибки в употреблении причастий:

1. Иследоваемый участок местности находился в десяти минутах от железнодорожной станции. 2. Человек, подозревающийся в совершении преступления. 3. В материалах уголовного дела имеется заключение, сделавшееся экспертом.

3. Отредактируйте данные текста, исправьте орфографические и пунктуальные ошибки.

ПРОТОКОЛ

явки с повинной

Уфа 11.02.2017.

Следователь Кировского РОВД г. Уфы лейтенант милиции Кирсанов О.А. в соответствии с требованиями и ст. III УПК РСФСР составил протокол о том, что сегодня в 15 часов 10 минут в дежурную часть Кирсановского РОВД явился гражданин назвавшийся Буковым Аркадием Петровичем 1962г. без паспорта.

Гражданин Буков заявил:

что 15.02. 2017 г. в 14 часов совершил побег из ИТК-10 г. Уфы где отбывал наказание по ч.2 ст. 108 УК РФ сроком 5 лет. Мотивом побега послужила записка от его соучастника по преступлению отбывающему наказание в ИТК – 3 города Салавата переданная ему вновь прибывшим этапом. В записке указывалось что потерпевший якобы терроризирует его семью, чтобы те выплатили ему 10000 рублей, на восстановление здоровья. Побег был совершен с промышленной зоны путем подкопа. Прошу учесть мое чистосердечное раскаяние, а так же что я добросовестно пришел в РОВД. И прошу отправить меня в ИТК – 10.

Протокол мною прочитан, с моих слов записано верно. Замечаний и дополнений не имею.

 

Явившийся с повинной (подпись) Буков А.П.

 

Следователь РОВД

лейтенант полиции (подпись) Кирсанов О.А.

4. Обозначьте ударение в следующих словах:

Агент, алиби, алкоголь, анатом, апелляция, аргумент, арест, афера, баловать, безудержный.

5.Просклоняйте числительные. Запишите в тетрадь образованные формы.

В 2006 году, в 45% случаев, из 1636 примеров, к 859 студентам, о 5947 задачах, расплатился 889 рублями, разместили на 832 страницах, не хватает 234 страниц, помогли 249 ветеранам, засажено более 2890 гектаров земли, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 194 студентами, жизнь сосны измеряется 350 и даже 600 годами, стоимость процессора от 300 до 500 долларов.

6. Опишите отличительные черты судебной речи.

 

Вариант 5

1. Напишите докладную записку как официально-деловой документ.

2.Изложите текст с учетом особенностей официально-делового стиля.

Однажды сторож, охранявший колхозный огород, заметил двух людей, нагружавших в автомашину морковь. Сторож попытался задержать преступников, но с расстояния 50 метров был ранен в плечо. Назначили экспертизу.

3. Перепишите, употребив фамилии в соответствии с правилами их склонения.

1. В ходе расследования уголовного дела (Криворучко Семен Иванович) по ч.4 ст. 111 УК были собраны следующие материалы. 2. (Мельник Игорь Федорович) доставили в отделение полиции, составили протокол задержания и ознакомили его с ним. 3. Было возбуждено уголовное дело по фактам совершения (Гладких Петр Юрьевич) хулиганских действий в отношении (Иванец Людмила Сергеевна, Листопад Алексей Григорьевич). 4. При рассмотрении данного уголовного дела в апелляционном порядке жалоба (Остапенко Сергей Владимирович) нашла подтверждение. 5. Принять меры в отношении педагогов училища №5 (Семеренко Игорь Иванович, Мельничук Любовь Михайловна), не обеспечившим проведение порученной им работы по воспитанию несовершеннолетних (Воротник Алексей Егорович, Горгия Георгий Шалвович, Сихрулидзе Анна Ивановна).

4. Укажите значение иностранных слов. При затруднениях используйте словарь иностранных слов. Произнесите правильно слова:

Агрессия, альтернатива, аннексия, апартеид, аудиенция, аффект, афера, атлет, бытие, многоженец, брудершафт, кодекс, компетенция, опека, отель, конечно, скучно, желчный, желчь, никчемный.

5. Исправьте речевую ошибку:

1.Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 2. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 3. Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. 4. Мать велела дочери налить себе воды. 5. Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

6. Опишите стилевые черты судебной речи.

 

 

Вариант 6

1. Напишите заявление как официально-деловой документ.

2. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования подлежащего и сказуемого.

1) Сколько записей о количественном и качественном составе работников внесен… в банк данных о персонале учреждения? 2) Истец Иванова подал… жалобу в суд. 3) В камере находил…сь шесть осужденных. 4) УИС готов… к реализации данной Концепции. 5) Первый раз часть членов преступной группы получил… деньги у метро «Тушино», а второй раз – в ресторане «Вильнюс». 6) Свидетель Рымин подтвердил на следствии, что он с оставшимися членами бригады закончил… бетонирование площадки.

3. Укажите правильное написание: слитно, раздельно, дефис

что (же) ответить? 2) куда (бы) обратиться? 3) где (то) остановился, 4) полу­чили (таки), 5) все (таки) успели, 6) поэтому (то) опоздал, 7) во что бы (то) ни стало.

4. Изложите текст с учетом особенностей официально-делового стиля.

Трое жуликов, прикрываясь тем, что на заводе нет якобы нужных материалов, похищали государственные деньги, делили их меж собой, к тому же давали взятки должностным лицам других предприятий.

5. Какой из двух паронимов надо употребить в следующих предложениях?

С 15 по 20 апреля 1996г. (командированный, командировочный) проживал в гостинице «Уфа».

6. Подберите к словам иноязычного происхождения синонимичные слова русского языка. Составьте словосочетания с каждым из них.

Актуальный, анонимный, апелляция, аргумент, аннулировать, приоритет, эксперимент, комментарий.

7. Опишите средства речевого воздействия в судебной речи.

 

Вариант 7

1. Укажите правильное написание: слитно, раздельно, дефис.

(в) трое больше, пришли (по) трое, пришли (в) троем, разбит (в) дребезги, сидеть (в) последних рядах.

2. Изложите текст с учетом особенностей официально-делового стиля.

Пьяный тракторист погнал машину по деревенской улице и врезался в дом, основательно его покалечив. Хулигана судили и дали, что положено.

3. Дополните предложения из процессуальных документов глаголами-синонимами (показать, подтвердить, уточнить, пояснить, сообщить, заявить, рассказать, утвердить, опровергать, свидетельствовать, сказать, объяснить, разъяснить, дополнить, добавить, отметить, настаивать, подчеркнуть). Мотивируйте их использование.

По существу предъявленного обвинения П. …, что с 8 по 20 января 2016 года по месту работы в механическом цехе завода изготовил два ножа, которые были изъяты у него 26 апреля 2011 года.

Допрошенные в качестве свидетелей по делу С., его мать С. …, что П. действительно приехал в город Уфу 10 октября 2016 года, в 20 часов, остановился в их доме и проживал там, никуда не отлучался, до 20 октября 2016 года.

Допрошенный в качестве обвиняемого П. виновным себя в групповом разбое с целью завладения чужим имуществом в крупных размерах не признал и …, что в ночь с 14 на 15 ноября 2016 года он в г. Волгограде не был, а еще 13 ноября 2016 года утром уехал на автобусе в г. Ленинск Волгоградской области к своему приятелю И., у которого и находился в доме, никуда не отлучаясь до 17 ноября, пока он не был задержан.

4. Обозначьте ударение в следующих словах:

Медикамент, мизерный, набело, надолго, намерение, незаконнорожденный, некролог, обеспечение, облегчить, осведомить.

5. Дополните предложения из процессуальных документов глаголами-синонимами (показать, подтвердить, уточнить, пояснить, сообщить, заявить, рассказать, утвердить, опровергать, свидетельствовать, сказать, объяснить, разъяснить, дополнить, добавить, отметить, настаивать, подчеркнуть). Мотивируйте их использование.

А. … свою вину, …, что разбойного нападения на гражданку О. вечером 12 февраля 2016 г. совместно с И. не совершал. При этом А. …, что с И. вообще не знаком.

6. Опишите композицию судебной речи.

Вариант 8

1. Напишите автобиографию как официально-деловой документ.

2.Дайте толкование значения следующих слов.

буклет, адекватный, апломб, меморандум, монография, регресс.

3. Проанализируйте предложенный фрагмент процессуального акта, определите в нем черты официально-делового стиля, отметьте логические, речевые и стилистические ошибки и отредактируйте представленный текст.

«7 апреля 2017 г. около 20.00 часов Егоров В.Е., находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя принадлежащим ему автомобилем «Лексус Х 145», регистрационный номер Е 553 АЕ 48 RUS, следуя по Пр. Победы г. Липецка в сторону кинотеатра «Спутник», нарушив правила дорожного движения, сбил пешехода Павлова А.А., который переходил проезжую часть в зоне действия пешеходного перехода. Павлов А.А. получил черепно-мозговую травму, а также закрытый перелом левого предплечья.

По данному факту 7 апреля 2017 г. следователем СУ при УВД г. Липецка было возбуждено уголовное дело № 011510-533 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

10 апреля 2017 г. Егорову В.Е было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

16 апреля 2017 г. потерпевший Павлов А.А. написал заявление, в котором он указал на своё желание закрыть уголовное дело в отношении Егорова В.Е. в результате примирения с ним, так как он полностью возместил и загладил причинённый ему вред. В настоящее время Павлов А.А не имеет претензий к Егорову В.Е.».

4. Изложите текст с учетом особенностей официально-делового стиля.

Автобус, который вез школьников на экскурсию, столкнулся на шоссе с грузовиком. Возник пожар, и погибло несколько человек. И учительница погибла, и шофер автобуса. Причем погибли не при самом столкновении машин, а потому, что двери автобуса заклинило и их не могли сразу открыть.

5. Подберите к словам иноязычного происхождения синонимичные слова русского языка. Составьте словосочетания с каждым из них.

Констатировать, комментарий, локальный, нюанс, оптимальный, приоритет, инвестиция, паритет.

6. Опишите коммуникативные качества воздействующей судебной речи.

Вариант 9

1. Напишите объяснительную записку как официально-деловой документ.

2. Проанализируйте предложенный фрагмент процессуального акта, определите в нем черты официально-делового стиля, отметьте логические, речевые и стилистические ошибки и отредактируйте представленный текст.

«На вопрос, опознает ли опознающая кого-либо из предъявляемых для опознания лиц и если да, то когда, где и при каких обстоятельствах она встречалась с ним, Рыжкова Л.И. посмотрела на предъявляемых для опознания лиц и сообщила, что в лице, стоящим крайним справа, она по росту, возрасту, плотному телосложению, круглому лицу, узким глазам, большому носу, одежде опознала мужчину, который 14 июля 2014 г. около 19 час. 00 мин. у д. № 14 по ул. Петра Смородина г. Э., ударив ее один раз кулаком в лицо, похитил сотовый телефон «Nokia» 6610».

3. Укажите пропущенные буквы.

б) пол_жить, прил_жение, подр_стковый, ур_внять в правах;

в) стро_щийся, умнож_нный, засе_вший, почу_вший, усопок_нный;

г) сер_езный, четырех_этажный, компан_он, следы пожарищ_, межобластной.

4. Верно ли в словах поставлено ударение?

Движ и мый, акр о поль, алф а витный, язык о вое, пр и зыв (в армию), а у дит, н а чать (занятия), изб а лованный (ребенок).

5. Замените подходящими по смыслу синонимами иноязычные слова. Составьте с ними предложения.

Имитировать, фиаско, прецедент, превалировать, эволюция, тинэйджер, эксклюзивный.

6.Опишите логические основы судебной речи.

 

Вариант 10

1. Напишите личное заявление как официально-деловой документ.

2. Проанализируйте предложенный фрагмент процессуального акта, определите в нем черты официально-делового стиля, отметьте логические, речевые и стилистические ошибки и отредактируйте представленный текст.

«15.01.2017 года, около 3 часов во дворе дома № 4 по улице Клубная г. Э. Животов А.А., находясь в автомобиле ВАЗ 2105 гос. номер В 458 ХТ 48 рус., в присутствии владельца автомобиля Мельникова, который находился на расстоянии около 7 метров от автомобиля и наблюдал за происходящим, открыто похитил автомагнитолу «LG», стоимостью 830 рублей, принадлежащую Мельникову. Вытащил ее из передней панели и открыто держа ее в руках вышел из автомобиля, прошел к дому № 4 по ул. Клубная г. Э. Не успев полностью завладеть и распорядиться похищенным имуществом он был застигнут у двери четвертого подъезда сотрудником милиции Беляковым С.В., в то время, когда держал автомагнитолу в руках. Беляков, пытаясь задержать Животова, схватил его за одежду, но он, удерживая при себе похищенную автомагнитолу вырвался и убежал в подъезд, где на площадке первого этажа оставил похищенную автомагнитолу.

Своими действиями Животов А.А. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 161 УК РФ – грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества. Однако принимая во внимании, что Животову А.А. на момент совершения преступления не достиг возраст 14 лет…».

3. Определите, где следует писать частицу не, а где ни.

Нельзя н... признать его правоту; куда я только н... обращался; переменил н... одну профессию; н... перед кем н… отчитывался.

4.Правильно напишите слова и словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.

Из..явить желание, пред..юбилейные торжества, иду (на..)встречу с другом, имей (в..)виду, по..многу работа..т, точ(..в..)точ.. пересказали, не..видан..ые события, (в..)открытую, мир..воз..рение, в..следстви.. н..погоды, (пол..)один..адцатого, рас..чит..вать на себя, пр..вратности суд..бы, воен..ая к..мпания, бл..с..нуть знаниями.

5.Верно ли в словах поставлено ударение?

Ерет и к, позв о нишь, мимикр и я, кв а ртал, рак у шка, д о говор, в а ловый, герб о вый (вензель).

6. Опишите стилевые черты письменной судебной речи.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Русский язык и культура речи: учебник / [под общ. ред. В. Д. Черняк]. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 505 с.;

2. Зверева Е. Н. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Н. Зверева, С. С. Хромов. – Москва: Евразийский открытый институт, 2012. – 432 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14648. – ЭБС «IPRbooks»;

3. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 351 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15462. – ЭБС «IPRbooks».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: