Редчайшее по благородству лирического чувства стихотворение. Стихотворение посвящено В.А. Лопухиной.
Лирический герой обращается к Богородице, почитающейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей. Особую роль играют антонимы: тёплой – холодного. Лирический герой не сразу открывает, о чём он просит Богородицу. Только во второй строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины. Но нет в этой молитве жертвенности: он желает любимой не счастливой любви с другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, покойной старости. Лирический герой знает, что прекрасная душа любимой достойна «лучшего ангела» – надёжного небесного покровителя. Благородная простота стихотворения подчёркивается и уместным использованием церковной лексики (образ – икона, покаяние, упование), и элементами церковнославянского стиля (дева, сопутники, безгласная, ложе, восприять). Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Кажется, что строки стихотворения отражают колебание пламени церковной свечи, «яркое сияние» которой служит лирическому герою-страннику поддержкой в его простой молитве.
А.К. Толстой
«Средь шумного бала»
Средь шумного бала, случайно
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю! (1851 г.)
Стихотворение – образец любовной лирики. Оно посвящено возлюбленной поэта 0 Софье Андреевне Миллер. В основе – первая встреча, с которой началась любовь.
Чудо встречи и рождение любви поэт изобразил удивительно глубоко и эмоционально. Именно поэтому исследователи относят стихотворение к лучшим национальным произведениям о любви. Оно продолжает идею известных стихотворений А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновенье…»), М.Ю. Лермонтова («Из-под таинственной, холодной полумаски»). Стихотворение отличается удивительной мелодичностью. Танцевальный ритм, как будто пронизывающий всё стихотворении, передаёт атмосферу бала. Для этого автором очень удачно выбран размер – амфибрахий. Чередование ударных и безударных слогов напоминает движение пар, танцующих вальс. Автор мастерски использует повторы слов и синтаксический параллелизм, позволяющие усилить кружение в танце. Сравнение также помогает представить облик незнакомки. Заканчивается стихотворение строками, которые словно образуют кольцо благодаря повтору слова «люблю». Слово это произносится с разной интонацией: в первой строке – вопрос, неопределённость, в последней – уверенность, утверждение.
Стихотворении состоит из пяти строф, в них последовательно передаётся рождение чувства лирического героя: сначала описывается встреча, затем возникает образ незнакомки, в третьей строфе лирический герой говорит о впечатлении, произведённом ею, далее – о воспитании, которое живёт в нём, а затем – осознание своего чувства. С Стихотворение А.К. Толстого можно считать гимном подлинной любви.