Образ Христа в художественной литературе

Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим – на современную свою повседневную жизнь…

М. Пришвин

 

Изображение Иисуса Христа в отечественной литературе, вплоть до ХХ века, практически отсутствует. Писатели долгое время не решались создавать его образ. В начале ХХ века Иисус в качестве литературного героя появляется в произведениях Л. Андреева, Д. Мережковского и других писателей. Теперь же наблюдается повышенное внимание к личности Христа. В мире хаоса, переоценки духовных ценностей образ Иисуса вновь становится высшим нравственным идеалом для человека. Использование в художественных произведениях евангельских сюжетов мотивируется также поисками новых средств художественного обобщения.

В произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита» евангельский сюжет об Иешуа и Пилате введен по причине его ассоциативной связи со многими проблемами произведения, он представляет собой как бы роман в романе, является своеобразным идейным центром.

Булгаковский Иешуа поражает своим милосердием: он жалеет своего судью Пилата; умирающий на иерусалимском солнцепеке, он просит у стражника дать попить распятому рядом с ним разбойнику. Сила Иешуа в его бескомпромиссности, в его верности самому себе.

Тема отступничества и предательства, суда и следствия составляет главный пафос книги Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

Христос и Антихрист как символы гуманного и антигуманного в людях и обществе составляют два лейтмотива романа. У Домбровского нет самостоятельного евангельского пласта. Повествование о Христе вплетается в основное действие: разговоры и споры героев. Сущность подвига Иисуса в романе объясняется необходимостью восстановления веры в человека. И те, кто выжил (главный герой Зыбин в их числе), сохранили веру в высокие гуманные начала и тем самым спасли мир, ибо как сказано в Библии (в романе цитируется это высказывание): «Погубивший единую душу, губит весь мир, а спасший невинного, спасет все человечество».

Свое художественное осмысление евангельского сюжета – спора Иисуса Христа и Понтия Пилата об истине и справедливости, назначении человека на земле предложил в романе «Плаха» Ч. Айтматов. Иисус видит смысл существования людей на земле в самосовершенствовании, следовании высоким гуманистическим идеалам добра, ради которых он готов принять смерть. Он твердо убежден, что именно тогда наступит «подлинная история расцвета человечности», когда люди, пройдя через страдания и наказания Страшного суда, которые они сами себе уготовили, возвратятся к этим простым и великим истинам.

Понтий Пилат не принимает гуманистической философии Христа, потому что считает, что человек – зверь, что он не может обойтись без войн, без крови, как плоть не может без соли. Смысл жизни он видит в могуществе, богатстве и сильной власти: «Людей не научат ни проповеди в храмах, ни голоса с неба! Они всегда будут следовать за кесарями, как стада за пастухами, и, преклоняясь перед силой и благами, почитать будут того, кто окажется беспощадней и могущественней всех, и славить будут полководцев и их битвы, где кровь хлынет потоками во имя владычества одних и покорения и унижения других».

Своеобразным духовным двойником Иисуса в романе является Авдий Калистратов. Он не только проповедник, но и борец, вступающий в поединок со злом.

Нравственный спор Авдия с Гришаном, главарем «гонцов» за анашой, в чем-то продолжает диалог Иисуса с Пилатом. Пилата и Гришана объединяет неверие в человека, в социальную справедливость. Но если Пилат проповедует «религию» сильной власти, то Гришан - «религию кайфа».

Бессильным кажется Авдий перед силами зла «Его сначала жестоко, до полусмерти, избивают «гонцы» за анашой, а затем, как Иисуса распинают молодчики из «хунты» Обер-Кандалова. Но не напрасна жизнь Авдия,

Боль его души, его страдания за людей, его нравственный подвиг заражают других «мировой болью», побуждают вступить в борьбу со злом.

Возвращение к Христу как нравственному идеалу вовсе не означает стремления писателей угодить возрождающемуся религиозному сознанию современников. Оно обусловлено, прежде всего, идеей спасения, обновления мира, лишенного «имени святого».

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

(фрагмент из Нового Завета)

Однажды праведный Иосиф и святая Мария из города Назарета, где они жили, отправились в город Вифлеем. Там в это время, по случаю народной переписи, собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки уже были заняты.

Что тут делать? Иосиф и Мария шли пешком и утомились и хотели отдохнуть. Насилу могли они упросить одного доброго человека, чтобы дозволил им переночевать в пещере, куда в дурную погоду загоняли скот для ночлега.

В той стране, где это происходило, зимы не бывает, а потому скот и пастухи свободно проводят ночи в поле. Эта же ночь была особенно светлая и тёплая, а потому вырытая в горе пещера, или, по-нашему, сарай, была свободна.

Хозяин позволил Иосифу и Марии переночевать в ней. И вот здесь-то в этой пещере на соломе и родился маленький Иисус Христос.

Посмотрите, дети, Иисус, Сын Божий, Который царствует над всем миром, у которого в руках все богатства, теперь выглядит беднее всех самых бедных детей. И в самом деле, у вас, например, есть и тёплая комнатка, и красивая постелька, и мягкие одеяльца, а у бедного дитяти Иисуса ничего этого нет.

Он родился в скотном загоне, и Пречистая Его Матерь принуждена была положить Его в яслях на соломе. Не правда ли, дети, вам жаль маленького Иисуса?

Если жаль, если вы хотели бы поделиться с Ним и вашими одеяльцами, и всем, чего у вас много, то всегда помните, что сказал Иисус Христос, когда он вырос. А Он говорил так:

- Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня.

Вот почему, если вы хотите сделать что-либо приятное Иисусу Христу, то лучше всего помогайте бедным.

Иисус, Сын Божий, лежал в яслях, а пастухи ночевали в поле. Вдруг, как молния, к ним слетел с неба лучезарный, сияющий ангел.

Страшно испугались пастухи.

Но добрый ангел сказал им:

- Не бойтесь, я принёс вам радостную весть: идите в свою пещеру, там вы увидите маленькое дитя, которое и есть Иисус, Сын Божий, Спаситель мира.

Едва скрылся этот ангел, как слышат пастухи, с неба полились чудные звуки, словно там заиграли на прелестном большом органе. Это целые хоры ангелов сошли с небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, Своего Царя и Создателя.

Все ангелы пели и радовались, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в Своё Небесное Царство.

Когда ангелы улетели, пастухи отправились в пещеру, и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли.

Над пещерой, где родился Иисус Христос, по повелению Божию, засияла необычайная красивая большая звезда. Её видели многие люди, а один царь по имени Ирод созвал к себе учёных и послал их разузнать, что случилось. Эти учёные назывались волхвами. Они тоже пришли в пещеру, поклонились Младенцу и принесли Ему в дар золото и дорогие ароматные вещества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: